Россия становится территорией войны – войны беглых олигархов и государства. Такая постановка вопроса казалось нелепой еще каких-то пять лет назад. Но теперь сбежавшие от российского правосудия бизнесмены говорят о «проигранных сражениях на территории врага» (то есть в России), при каждом удобном случае выражают свою солидарность с антироссийскими силами.
""Оппозиционные олигархи постепенно превращают подконтрольные себе издания в подобие боевых листков. Все свои политические, коммерческие и общественные проекты на территории России они в срочном порядке переводят на военные рельсы, ориентируя их на решение конкретных тактических задач по дестабилизации обстановки и поддержке спешно создаваемых лидеров новой «оппозиции».
«Не время заниматься фундаментальными исследованиями. Сегодня нужно вкладывать правильные мысли в головы политиков». С этих слов началась «перекройка» одного из интеллектуальных центров бывшей империи Михаила Ходорковского – Института Открытой Экономики (ИОЭ). Этот институт был и остается одним из элементов «Открытой России» (ОР) - разветвленной общественной организации, строящей в России уже много лет «гражданское общество» на деньги ЮКОСа и Госдепа США.
Под крышей ОР существуют самые разные структуры - от собственного скаутского движения до исследовательских центров. Их политическая направленность, очевидная де-факто, не афишируется, а политические задачи до поры, до времени не ставились во главу угла. Перед Институтом Открытой Экономики, по словам его исполнительного директора Елены Журавской, никаких конкретных задач вообще не ставилось. Под крылом института были собраны незаурядные эксперты, которые, находясь на достойном финансировании, писали бесконечные научные отчеты и занимались исследованиями фактически только на радость себе и экономическим журналистам.
Пожалуй, основным достижением института стало его признание в научных кругах. С политической точки зрения, как заверила Журавская, институт намеренно оставался бесцветным, даже в самый разгар «дела ЮКОСа». Впрочем, это видно из редких и куцых комментариев сотрудников института в прессе. Завет Ходорковского о том, что «Открытая Россия» - вне политики, был воспринят ими по-военному прямо.
Однако, ближе к развязке процесса над Ходорковским, концепция «Открытой России» изменилась.
Буквально через пару дней после оглашения приговора экс-главе ЮКОСа, правление ОР приняло решение об отставке бессменного президента «Института открытой экономики» Константина Кагаловского. Вместо него был назначен член наблюдательного совета «Открытой России» Евгений Гонтмахер, известный своей работой в министерстве труда еще гайдаровского правительства.
Первое, что Гонтмахер пообещал коллективу института при первом же знакомстве – это массовые увольнения и резкая смена рода деятельности института. По словам нового директора ИОЭ, которые нам передала Журавская, причина столь радикальных перемен – в «бесполезности» института.
- Вновь назначенный президент ИОЭ на первой же встрече с сотрудниками Института сказал, что Институт реорганизуют потому, что его исследования неактульны и никому не нужны, – сказала Журавская ПРАВДЕ.Ру. – В письме, которое правление направило Кагаловскому, говорилось, что «модель деятельности Института не дает ранее задуманного отклика и не привлекает интерес в обществе».
По словам Журавской, Евгений Гонтмахер объявил сотрудникам ИОЭ о своих планах по сокращению штата института до пяти сотрудников, из которых троих обещал привести новый директор. Маловато будет? Для новых задач – вполне достаточно.
- Как нам сообщил вновь назначенный президент Института Евгений Гонтмахер, по договоренности с людьми, фактически работающими сейчас в Правлении Открытой России, Институт будет превращен в площадку для разработки и раскрутки предвыборной экономической программы Михаила Касьянова, - говорит Журавская. –
При этом Журавская отметила, что одновременно с назначением Гонтмахера в околонаучной тусовке пошли разговоры о том, что Открытая Россия «продала» площадку ИОЭ «КМ-аналитике» (консалтинговая фирма, недавно созданная Касьяновым).
Продала ли? Скорее, переложила из одного кармана в другой. Полагаем, не стоит лишний раз напоминать про неоднократные заявления наиболее ретивых «изгнанников» - олигархов Бориса Березовского и Леонида Невзлина – об их готовности всемерно помогать «надежде российской демократии» в лице бывшего премьера Михаила Касьянова, недавно объявившего о своих президентских амбициях.
Формально, ни Невзлин, ни тем более Березовский, с «Открытой Россией» никак не связаны. Но, если придерживаться формальной точки зрения, то «Открытая Россия» не должна была ни под каким видом соваться в политику. На фоне постоянных заявлений Ходорковского о чисто гуманитарном характере деятельности этой организации, исполнение чужого политического заказа (пусть и близкого по духу) выглядит как отступничество.
Как рассказал ПРАВДЕ.Ру источник, близкий к руководству ОР, пожелавший остаться неназванным, Невзлин все же осуществляет негласный контроль над «Открытой Россией». Одной из ключевых фигур в правлении ОР является давний соратник Невзлина, бывший вице-президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Александр Осовцов. Говорят, что их пути пересеклись еще во время совместной деятельности в РЕК (Невзлин однажды избирался президентом Конгресса).
Несмотря на кажущуюся многочисленность правления, реальная власть над ОР в настоящее время сосредоточена в руках соратника Невзлина Александра Осовцова и Ирины Ясиной (дочь известного экономиста-либерала Евгения Ясина). Остальные члены правления либо после известных событий остыли ко всему, что связано с ЮКОСом и Ходорковским, либо находятся в бегах, как, например, один из топ-менеджеров ЮКОСа Николай Бычков, ранее принимавший самое активное участие в управлении организацией.
Управлять этой небольшой верхушкой не составляет труда, особенно для такого неглупого человека, как Невзлин. И особенно, когда эта верхушка уже успела погрязнуть в корысти и коррупции.
У Елены Журавской на этот счет сложилось вполне определенное мнение. По ее словам, с недавних пор в ОР стала практиковаться «удивительная» система распределения спонсорских средств между членами правления.
- Дело в том, что члены правления, распределяющие финансовые потоки по проектам организации, сами являются их руководителями. Я и раньше постоянно слышала разговоры людей, связанных с Открытой Россией, об откатах и очень вольном распоряжении средствами. Но не могла поверить в них. Обстоятельства же закрытия нашего проекта заставляют напрямую усомниться в чистоплотности членов Правления ОР, - рассказывает Журавская.
Напомним, что Ясина и Осовцов курируют одни из ключевых проектов ОР: «Клуб региональной журналистики» и «Школу публичной политики». Кстати, наш источник, близкий к руководству ОР, привел любопытный факт. По его данным, деятельность «Школы публичной политики» уже давно ограничена групповыми выездами в дорогие дома отдыха с последующими длительными попойками.
Об идейности нынешних вождей «Открытой России» говорить также не приходится. Наш собеседник рассказал нам о характерном случае: когда Гонтмахера спросили, почему для решения предвыборных задач Касьянова не задействовать «Центр социальных исследований и инноваций», основателем и главой которого является сам Гонтмахер, тот с детской непосредственностью ответил: мол, «работа на Касьянова связана с огромным репутационным риском». Риском для кого и перед чем, Гонтмахер не уточнил. В любом случае, очевидно, что лозунг «Победа или смерть!» не про него.
Нельзя со всей определенностью сказать, что за действиями фактического руководства «Открытой России» стоит всемогущий Леонид Невзлин. В конце концов, политика – это бизнес, а «Открытая Россия» - неплохой товар на этом рынке. Обладая столь незаурядными качествами, которые демонстрирует правление ОР в случае с ИОЭ, грех не заработать на таком прибыльном деле.
Однако версию о «заговоре олигархов» тоже рано сбрасывать со счетов. Свое веское слово еще не сказали «коллективные кураторы «Открытой России». Это Попечительский совет, в который входят такие люди, как лорд Якоб Ротшильд, и бывший госсекретарь США Генри Киссенджер. Кроме того, при «Открытой России» недавно был создан Наблюдательный совет, в который вошло около 25 известных и авторитетных ученых, политиков и общественных деятелей. Реакция этих органов на происходящее и станет лакмусовой бумажкой, которая покажет – в каком направлении двинется огромная махина юкосовского «гражданского общества».