"Клетка в военном суде была гостеприимно распахнута: ожидалось прибытие VIP-обвиняемого, генерал-полковника Алексея Анохина, бывшего председателя РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация, в прошлом — ДОСААФ). Журналистам не терпелось снять редкий кадр: трехзвездный генерал — на скамье подсудимых. Такого уже давно не видели в Российской армии! А ведь еще недавно бравый председатель мечтал получить четвертую звезду — генерала армии! В его подчинении и впрямь была целая армия — РОСТО, со своими самолетами и вертолетами, моряками и парашютистами… В ней когда-то начинали летать Герои Советского Союза Алексей Маресьев, Виктор Талалихин, трижды Герои маршалы авиации Иван Кожедуб и Александр Покрышкин... Анохин “сдал” свою армию: часть — в аренду, часть — распродал по винтикам вместе с историей и былой славой. Но за это генералов не судят. Осудили его за банальное воровство. “МК” писал о том, как начиналась эта история, и обещал вернуться к ней, когда закончится следствие, — чтобы не мешать работе военной прокуратуры. Следствие закончилось. Суд состоялся. Теперь пора.
СПРАВКА "МК" РОСТО — Российская оборонная спортивно-техническая организация — правопреемник ОСОАВИАХИМа и ДОСААФ, в наследство от которых ей досталась огромная собственность, в том числе государственная: здания, аэродромы, морские базы, спорткомплексы, а также военная техника: самолеты, вертолеты, автомобили... На своей базе РОСТО должна развивать военно-технические виды спорта и готовить к армии призывников. Для этого из Минобороны в РОСТО откомандировано более 300 офицеров и генералов, которые должны организовывать занятия и контролировать средства, ежегодно выделяемые из военного бюджета. В 2004 г. только на обучение призывников военным специальностям Минобороны перечислило РОСТО 414,8 млн. руб., на развитие авиационных видов спорта — 49,3 млн.
“Дело Анохина” никогда бы не дошло до суда, если б не настойчивость Главной военной прокуратуры. Очень уж высокопоставленных заступников имел генерал. Следователи пришли в Центральный совет РОСТО в 2003 году, и, когда в марте 2004-го подготовили документы для возбуждения уголовных дел, сверху тут же затрещали звонки, в том числе и со Старой площади. Прокурора уговаривали ограничиться “представлением о нарушениях” и не будоражить общество “генеральским скандалом” в легендарной организации. ...Следствие затянулось. Анохин решил: все, главный военный прокурор сдался, — и, успокоившись, стал достраивать очередную дачу. Вообще-то у него уже была одна — в Кубинке, другая — государственная — в Люберцах (ее он давно приватизировал). А вот на новой — в Поповке, под Раменским — надо было еще достроить сам дом и эллинг (ангар для яхт). К тому же к 10 соткам земли он заполучил еще 50 — в заповедной зоне у водоема. Так что работы предстояло много. Но расслабился председатель рано. Временное затишье в следствии оказалось военной хитростью. В это время по всей стране следователи выворачивали наизнанку местные отделения РОСТО и копали, копали, копали… В сентябре прокуратура санкционировала обыск в кабинете Анохина, в его квартире и на дачах. Говорят, там нашли много интересного. На “деле председателя” почему-то сразу поставили гриф “секретно”.
Комсомольцы-добровольцы
ДОСААФ — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Со времен СССР оно считалось общественным, хотя на самом деле полностью финансировалось государством. Руководил “добровольным” обществом военный отдел ЦК КПСС и на главные посты назначал “своих” — из армии. Должности им давали генеральские, оклады — министерские, привилегии — номенклатурные… В 1991 году ДОСААФ возглавил армейский комсомолец из Тамбова полковник Алексей Анохин. За собой он потянул и других земляков-комсомольцев, создав в ДОСААФ дружный коллектив “своих”. И тут грянул путч. Ушел в небытие ЦК КПСС. С ДОСААФ пришлось определяться. Наверху подумали и в конце концов решили: раз добровольная организация, пусть ее работу регламентирует Закон об общественных объединениях. На руководящих постах по-прежнему останутся офицеры, откомандированные из Минобороны для подготовки военных кадров. И вроде бы все осталось по-прежнему. Только ДОСААФ переименовали в РОСТО. Но... Чтобы организация не сидела на шее военного бюджета, ей разрешили зарабатывать — это стало главным подарком “ростовским” военным. Теперь спортбазами, аэродромами, самолетами — всей госсобственностью — они могли распоряжаться как пожелают: сдать в аренду, продать, отправить в металлолом… Контролировать общественную организацию Минобороны не имело права. Для налоговиков тоже была отмазка: “Выполняем оборонный заказ — готовим призывников! Мы же военные, какие еще налоги?!” И “ростовские комсомольцы” поняли: вот он — коммунизм! Их крепкие руки держали все — как в слогане РОСТО: “В небесах, на земле и на море”.
В небесах...
Им достался огромный парк спортивных самолетов и вертолетов. А после сокращения ВВС в РОСТО передали и часть военных машин. Тысячи самолетов разграбили, часть сгнила, а некоторые сумели продать. Старые — в металлолом, те, что поновее — как “учебные пособия” — многочисленным авиалюбителям, в основном за рубеж. Для этого самолеты сначала перегоняли в Калининград. Там создали компанию, которая якобы занималась организацией тренировочных баз РОСТО за границей — ведь наши спортсмены участвовали в международных авиасоревнованиях. Через своих людей на таможне эта компания отправляла самолеты куда-нибудь в Эмираты или еще дальше. С благословения Анохина так “улетело” более 100 самолетов и 500 авиадвигателей. А своим спортсменам летать вскоре стало не на чем. Летчики РОСТО рассказывали, что года три назад, оказавшись на чемпионате мира в США, им для выступления пришлось там арендовать свои бывшие “Яки”. На них они и взяли в Штатах “золото”.
На земле...
Собственной земли РОСТО не имела. Зато ей досталась масса объектов, которые стояли на очень хороших землях. Например, Центральная база хранения ДОСААФ СССР располагалась в подмосковных Снегирях. Здесь, в 30 км от Москвы, на нескольких гектарах соснового леса в ангарах хранилось авиаимущество. Туда были даже подведены железнодорожная ветка и автотрасса. Сначала хранилища сдавали в аренду. Но Анохин решил базу продать. Вместе с базой новому владельцу отошла и земля, на которой она стояла. Официально — за $300 тыс. А неофициально… Если бы Анохин тогда не пожадничал, то, может, никто бы и не узнал о реальных суммах этой сделки. Но он пожадничал. И теперь в РОСТО каждой служебной собаке известно: сверх “официальной” суммы генерал взял больше $1 млн. Ему самому из этого причиталось $750 тыс., одному из его замов — $200 тыс., начальнику базы (чтоб молчал) — $50 тыс. А еще одному участнику сделки досталось $10. Но это вместо обещанных $30 тыс. Он-то, обиженный, и рассказал коллегам про то, как его кинули. В организации потом долго судачили, что сильно ребята продешевили: сегодня эта земля стоит гораздо дороже…
И на море
На Черном море, прямо в центре Новороссийска, у РОСТО была своя морская база, оборудованная бетонными пирсами и строениями для лодок и катеров. Ее генерал Анохин тоже продал — иностранной фирме. Как утверждает, всего за 2,5 млн. рублей. Здесь тоже не все чисто. Вряд ли выход к морю стоит так дешево. Военные вообще уверены, что Анохин не имел права продавать новороссийскую базу, так как она строилась исключительно на бюджетные деньги, когда в 70-х организацию возглавлял Покрышкин. Легендарный летчик-ас ногой открывал двери любых кабинетов, доказывая необходимость строительства объектов для ДОСААФ. С ним не спорили. Брали смету, вносили ее в пятилетний план и строили... Интересно, что генерал Анохин, по-видимому, не посвящал в свои “торговые” планы военное руководство. И потому с продажей морской базы в Новороссийске вышел курьез. Когда осложнилась ситуация с Черноморским флотом, который базируется на Украине — в Крыму, Минобороны стало подыскивать для него новое место. Бывшая база РОСТО под Новороссийском подходила как нельзя лучше. Оказалось — поздно. Там теперь хозяйничают то ли корейцы, то ли китайцы…
РОСТОвская “липа”
В головах “ростовских” военных рождались и гениальные финансовые схемы. Например, в Налоговом кодексе была такая льгота: если бизнесмен направляет деньги на развитие технических и авиационных видов спорта, то эти средства освобождаются от налога на прибыль. Узнав об этом, в РОСТО сразу же учредили “Агентство РОСТО” — что-то вроде карманного банка, которым Анохин поручил заняться своему заму по спорту Владимиру Малицу, тоже бывшему комсомольцу (из ЦК ВЛКСМ). Схема работала просто: новому русскому, чтобы не платить налоги с прибыли, предлагали, к примеру, профинансировать поездку сборной по стрельбе из арбалета на чемпионат мира в Австралию. За это бизнесмену обещали вернуть 20—30% от суммы. Кто ж не согласится? Он перечислял деньги на счет агентства. Из них спортсменам давали 1—2%. А дальше — как договаривались: 20—30% возвращали бизнесмену, остальные делили Анохин, Малиц, ну и еще парочка “своих”. Этот “зеленый” ручеек больше двух лет тек в карманы “комсомольских тужурок”: чемпионаты по стрельбе, гонки на скутерах, тренерские сборы… Часто они вообще не проводились, и спортсмены никуда не выезжали. Или вместо двадцати отправляли двух-трех человек, чаще — за свой счет. Отчетные документы? Так кто же узнает, настоящие они или нет, если “чужим” их не показывают? Проверить-то некому. В РОСТО и сейчас еще есть “неприкасаемые” структуры, которые не проверялись десятилетиями. К таким относится Московская городская организация РОСТО. Журналист “МК” решил в этом убедиться.
Дорогая моя столица
— Что находится в этом здании? — спросила я у жителей многоэтажки, показывая на соседний дом по адресу: Измайловский пр-д, д. 11, стр. 2. — Филиал рынка, склады, магазины, — без колебаний ответили жильцы, хотя на нем красовалась табличка: “Московская городская организация РОСТО, автошкола “Алгоритм”, стрелковый клуб, Совет РОСТО ВАО”. — Вроде бы здесь когда-то была парашютная школа? — Парашютная?! Да вы что! Тут только китайские “парашютисты” приземляются, — смеялась пожилая женщина. — Вон смотрите: тюки на тележку грузят, не иначе — с “парашютами”... Под вывеской “РОСТО” жизнь кипела: сновали торговцы, таксисты подвозили товар к Измайловскому рынку — он расположен рядом. Об авиационном прошлом здесь иронично напоминала лишь табличка “Кассы Аэрофлота” да изображения орденов в фойе здания. Ими когда-то награждали ДОСААФ. Но это — в прошлом. Теперь прямо на орденах — сверху — была приляпана бумажка с указателем: “Пальто”. Такие же, как измайловский, центры ДОСААФ строились когда-то в каждом районе Москвы. Там в спортзалах и тирах занимались подростки — те самые тинейджеры, на физическое и моральное нездоровье которых теперь так жалуются армейские командиры. Сейчас для Минобороны (за его же деньги) на этой огромной базе готовят в год лишь около 1600 водителей-призывников. Они — головная боль для Московского РОСТО: прибыли никакой, только место занимают. А в столице каждый метр на счету. Почему, например, в измайловском “Алгоритме” готовят не больше 50 солдат-водителей? Да потому, что сдавать учебные классы в аренду торговцам гораздо выгодней: за каждый класс (54 кв. м) можно получить $2 тыс. в месяц. В здании их около 500. Если даже сдать половину, в месяц это $500 тыс., в год — $6 млн. Так и делается. Только неофициально. Официально же от аренды помещений в кассу измайловского РОСТО попадает не 6 млн. долларов, а 6 млн. рублей. Разница, понятно, оседает в карманах начальства.
Не построишь — не своруешь
Когда-то московское хозяйство РОСТО было огромным. Каждый аэроклуб (их в Москве было три) для ВДВ ежегодно готовил полк парашютистов. Теперь им оставили два класса на Каширском шоссе и старую кладовку — в Измайлове. И сказали: зарабатывайте на свое существование сами. А как? Если коммерсантам отошли не только их помещения, но и все аэродромы? Сначала — в Подольске, затем — в Медыни. Остатки аэроклубов собрали в подмосковном Волосове. Но теперь и этот последний аэродром отдают под автодром. И все: парашютистов в Московском РОСТО больше не будет. Кстати, моряков — тоже. Знаменитой морской школы на Клязьминском водохранилище, к примеру, давно уже нет. История обычная: школу сначала отдали какому-то отряду подводных работ. Там что-то мутили, перепродавая берег частями, и вскоре землю застроили коттеджами. А на одном из участков, прямо у воды, вырос особняк генерала РОСТО . Он, как рассказывают жители, и торговал этой землей. О том, как генерал прячет свой дом от сослуживцев, рассказывают много смешных историй. И мы решили: несправедливо таить такую красоту от коллег, да и от прокурора тоже — пусть люди порадуются. И сфотографировали территорию бывшей морской школы, где ныне за высоким забором красуется его особняк. Туда вечерами, после тяжких трудов на благо армии, приезжает на серой служебной “Ауди” старый генерал. Сейчас, говорят, у московского руководства РОСТО зреют новые грандиозные планы. Здесь разработан “Инвестиционную программу развития учебно-спортивной базы”. Прожект предлагает продать стройфирмам несколько зданий РОСТО. После их сноса там будет построено элитное жилье. Сносить собираются школы на Дмитровском шоссе, Поклонной улице, у метро “Водный стадион”, в Зеленограде. Да и к водной базе на берегу Химкинского водохранилища тоже присматривается. Неплохие места. Жилье здесь будет дорогим… Обещано, что за это РОСТО получит кое-какие помещения в построенных дворцах. А вот кто стоит за инвесторами, какие суммы фирмы готовы платить за землю, кому и сколько квартир отдать — об этом скорее всего никто из рядовых членов московской РОСТО не узнает никогда. Разве что генерал Анохин, тем более, его пока не посадили. …В прошлую пятницу, 20 мая, генерал-полковник Анохин в клетку так и не вошел, на скамью подсудимых не сел, наручников не примерил. Он с ходу согласился со всеми обвинениями: да, за счет РОСТО купил себе гидроцикл с прицепом, стройматериалы для дачи, еще какие-то мелочи... Прокурор просил ему всего-то полтора года условно. Но суд поступил еще мягче, приговорив… к штрафу в 100 тысяч рублей (!). Это для него — тьфу. А от условного срока по слабости здоровья Анохина освободили. Выглядел генерал в суде и правда неважно: жалкий, больной старик. Зачем такому спортивный гидроцикл?..
* * *
В этой истории о РОСТО пока нет конца. Каким он будет, зависит от Главной военной прокуратуры, как и то, появятся ли в “РОСТОвском деле” новые эпизоды и подсудимые. А это, похоже, будет. Если, конечно, прокурор выстоит под мощным натиском генеральских защитников. Тогда и журналисты наконец снимут свой редкий кадр: вор-генерал в клетке. Тем более, эту клетку недавно уже опробовал бывший зам Анохина полковник Малиц — тот самый, который курировал “Агентство РОСТО”. Ему предстоит полтора года прожить в колонии-поселении и выплатить штраф в 50 000 рублей. Маловато? Что ж, доказывать вину таких ребят трудно. Ведь те, кто мог бы подробно рассказать об их “подвигах”, сами не святые и далеко не всегда готовы из свидетелей превратиться в обвиняемых. …И еще: в РОСТО недавно был избран новый председатель — генерал-лейтенант запаса Анатолий Стародубец. Пока у него есть желание вернуть этой в прошлом легендарной организации уважение. Время покажет. "