Сорок пять лет назад, 1 мая 1960 года, жители села Поварня Свердловской области приветствовали на своем поле "космонавта" - человека в скафандре, спустившегося с неба на парашюте. Празднование Дня солидарности трудящихся было в самом разгаре, и "космонавту" немедленно предложили выпить за светлый праздник, - и выяснилось, что по-русски он не понимает ни слова. Бдительные сельчане доставили подозрительную личность в сельсовет.
""Космонавтом" был американский летчик Фрэнсис Гэри Пауэрс, пилот американского самолета-разведчика У-2, сбитого советскими ПВО. Начался международный скандал: Хрущев сразу после праздника объявил всему миру об американском шпионе, Эйзенхауэр в ответ сперва настаивал, что это не шпион, а мирный заблудившийся самолет метеоразведки; но через несколько дней признал, что сбит самолет-шпион. Изменить позицию Эйзенхауэра заставила информация, что летчик жив, - в первом своем выступлении Хрущев сознательно не упомянул о Пауэрсе, и лишь 5 мая на дипломатическом приеме советский замминистра иностранных дел проговорился, что Пауэрса допрашивают в КГБ.
Примерно за год до истории с Пауэрсом Эйзенхауэр предложил Хрущеву план открытого неба - вести с воздуха взаимный контроль над вооружением. Хрущев отказался. Тогда Эйзенхауэр и ввел план тайных разведывательных полетов над территорией СССР. На вооружении армии США в то время были самолеты У-2 с порогом высоты 20 км, - порог для авиации СССР недостижимый, наши МиГ-19 могли подниматься лишь до 17 км.
1 мая 1960 года с пакистанского разведывательного аэродрома взлетел очередной У-2. Фотокамеры на его борту должны были сделать 4 тыс. парных снимков с высоты 20 тыс. метров. В 5 часов 36 минут утра самолет пересек границу и направился к секретным полигонам в Казахстане. Советские локаторы обнаружили разведчика и доложили главкому войск ПВО маршалу Бирюзову и министру обороны Малиновскому. Малиновский тут же известил Хрущева. Хрущев приказал: "Сбить любой ценой".
Над Семипалатинском ракетчики самолет прозевали. Отфотографировав полигон, У-2 направился к Сары-Шагану, где была база ПВО, а по дороге сфотографировал еще и стоянку Ту-95. Хрущев в бешенстве пообещал отправить в отставку командование ПВО страны, если самолет не собьют.
Пауэрс тем временем отправился в окрестности Челябинска - фотографировать комбинат "Маяк", центр советской атомной промышленности. Из соседнего Свердловска доложили: на аэродроме стоит новейший отечественный истребитель Су-9, способный достигать высоты У-2. Самолет перегоняли с белорусского завода, на нем не было вооружения, не было и высотного костюма для летчика. Но велено "сбить любой ценой" - и летчик Игорь Минтюков получил приказ: идти на таран. Су-9 взлетел, Минтюков доложил по рации: "К тарану готов, просьба не забыть про мать и семью", - жена Минтюкова ожидала ребенка, а летчик знал, что идет на верную смерть.
Су-9 наводили с земли. Минтюков развил скорость, вдвое превышающую скорость американца, и проскочил У-2. Топлива на новую атаку не оставалось, и Минтюкову приказали идти на посадку.
Советское командование решило атаковать У-2 двумя истребителями МиГ-19. В воздух поднялись Борис Айвазян и Сергей Сафронов.
В это время ракетные дивизионы под Свердловском были приведены в полную боевую готовность. Локаторы засекли цель, выпустили ракету - У-2 был наконец сбит. А потом на экранах локаторов возникли помехи, и ракетчики предположили, что самолет-шпион включил антирадарную защиту и уходит. Ракетчиков не оповестили, что в воздухе - Айвазян и Сафронов.
На экране появился самолет Айвазяна. Появился - и исчез: Айвазян ушел в пике, он любил пофорсить перед аэродромной обслугой, и это спасло ему жизнь. Самолет Сергея Сафронова был сбит...
"Я не принадлежу себе, - говорил Сафронов жене. - Я человек, принадлежащий государству".
Суд над Фрэнсисом Гэри Пауэрсом состоялся в августе 1960-го. Американскому летчику дали 10 лет. Но уже в феврале 1962-го его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля, и Пауэрс вернулся героем. В 1977-м он погиб в авиакатастрофе и похоронен на Арлингтонском кладбище.
Сергей Сафронов похоронен на обычном городском кладбище в Перми, причина его смерти 30 лет хранилась в тайне. Сафронова привезли в цинковом гробу - от него мало что осталось. Вдова летчика Анна Сафронова и их трехлетний сын пенсии от СССР не получили.
16 мая 1960 года в Париже состоялась встреча глав четырех государств по вопросам разоружения. Хрущев ожидал услышать извинения Эйзенхауэра - извинений не последовало, Хрущев пришел в ярость и на дальнейшие переговоры не остался. Отношения между СССР и США были окончательно испорчены. В Парке Горького устроили выставку обломков самолета У-2 и остатков снаряжения Пауэрса. После посещения выставки Хрущев заявил, что у СССР есть все средства для защиты своих границ.
Во времена холодной войны в воздушных конфликтах погибли 138 американцев. Русских - более 40 летчиков. Точное число и имена погибших народу неизвестны.
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Сергей Хрущев, сын Никиты Хрущева:
- В середине 1990-х годов я встретился с сыном Фрэнсиса Гэри Пауэрса, Фрэнсисом Пауэрсом-младшим, на авиабазе Будо в Норвегии, где в 1950 - 1960 годы базировались самолеты У-2, в том числе и тот, на котором летал его отец. После этого он организовал Музей холодной войны в Вашингтоне, а я согласился стать членом его совета директоров. 18 апреля этого года мы вместе выступали в штате Висконсин, где на бывшей базе ПВО "Найк" организуется новое отделение музея. Говорили, что в то время, в период холодной войны, Америка готовилась к атаке советских бомбардировщиков, которых на самом деле не существовало. Но лучше быть готовым к несуществующему нападению, чем быть не готовым к существующим."