"Имя Алимжана Тохтахунова стало известно общественности после громкого скандала во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Большинство из вас наверняка наслышаны о том, что тогда российского бизнесмена обвинили в прямом подкупе арбитров. Однако цепь крайне неприятных событий с арестом и обвинениями (позже снятыми) не оттолкнула Тохтахунова от спорта. Год назад он заявил «Версии», что начал жизнь почти сначала. И вот недавно Алимжан стал президентом Фонда поддержки и развития отечественного футбола — в этой ипостаси он дал интервью нашему корреспонденту.
"— Алимжан, откуда у вас появилась такая любовь к футболу?
— Всё очень просто: я имею к нему самое непосредственное отношение. С юношеских лет играл в ташкентском «Пахтакоре».
— В том самом, основной состав которого погиб в авиакатастрофе четверть века назад?
— Именно в нём. Эта катастрофа — и поныне рана незаживающая. Начинал я в «Пахтакоре», моё футбольное прошлое связано с такими яркими тренерами, как Якушин, Соловьёв, Николаев, Бобров, Бубукин, Базилевич. Работал я и в ЦСКА, в должности заместителя администратора команды.
— Скажите как футболист, какова была ваша реакция на уход Вячеслава Колоскова с поста президента Российского футбольного союза? Одобрительная?
— Я считаю, что без Вячеслава Ивановича российский футбол станет более уязвимым. Если честно, я не понимаю, в чём его обвинили. Футбол у нас на нормальном уровне, и мне казалось, что вот-вот должен состояться качественный прорыв. А ведь фигуру такого масштаба, как Колосков, надо будет ещё долго «выращивать».
— Что вы думаете о его преемнике Мутко?
— Знаете, если близость к власти г-на Мутко поможет футболу, то я за эту его близость. А там посмотрим...
— Наша сборная унизительно проигрывает португальцам, еле-еле побеждает Лихтенштейн. И это вы считаете нормальным?
— Не надо устраивать паники. Катастрофы в нашем футболе нет, он сейчас на хорошем уровне. Много пишут, что российский футбол разваливается. Ерунда! Да у нас, если на то пошло, вся страна развалилась. И что же мы не бьём в колокола?! Я считаю, что мало-помалу мы строим новую футбольную систему: спорт из рук государственных перешёл в частные, он стал участником врастания России в капитализм. Нынче мы учимся зарабатывать деньги и вкладывать их в спорт. Богатый человек может купить команду и делать из неё чемпиона. Но для меня важнее другое: наш народ футбол по-прежнему любит, стадионы полны.
— А как вы относитесь к тому, что российские граждане приобретают футбольные клубы за рубежом?
— А кто там купил команду, кроме Абрамовича? Может быть, я что-то пропустил? Нам особо ничего не продают — зарубежные коммерсанты вообще не рвутся вступать с русскими в коммерческие отношения. Так что Абрамовичу надо памятник поставить: он, гражданин Российской Федерации, стал собственником «Челси». За счёт этого расширяется кругозор наших игроков, наших болельщиков, всех, кто радеет за футбол, — мы видим другую жизнь. Нашу туристы получили возможность болеть за «Челси» в Англии.
Да и вообще я хочу заметить, что в связи с футболом московская, пока ограничусь этим, светская жизнь приобрела новое содержание.
— А вы и правда верите, что наш футбол по-прежнему силён?
— В советские времена в футбол верили, и он был одним из самых массовых видов спорта, развивал патриотизм, искреннее горячее желание победить ради Родины. Была убедительная пропаганда: мы — самые сильные! И это действовало! А нынче наш футбол постоянно валяют в грязи, причём это делаем мы сами. Разве можно самим себе казаться неполноценными?!
— Однако бытует и обратное мнение: мол, Россия не выигрывает ничего, потому что против неё существует некий футбольный заговор...
— Нет, заговора никакого не существует, просто футбол нынче — это большой бизнес. Каждая страна, каждый клуб старается бороться за свои интересы — и денежные и политические. Кому-то может показаться, что нас специально не допускают в финалы, всячески оттесняют на второй план. Но, с другой стороны, случайностей в большом спорте почти не бывает — слабая команда, слабый спортсмен победить не могут. Много говорили о недавней победе сборной Греции на футбольном первенстве Европы, так она просто перехитрила всех. А что до нас, ну что тут комментировать? Посмотрите в окно — апрель, а на улице ещё снег. А в Европе уже 20 градусов... Наш ЦСКА, одна из лучших россйских команд, даже не может принять гостей на своём поле, но при этом не опускает рук.
— В 2012 году Олимпиада вполне может пройти в Москве. Как, по-вашему, есть ли у нас шансы собрать приличную футбольную сборную на эти Игры?
— Конечно, это непросто, но я верю, что наша команда к 2012 году всё же будет полноценной. Разумеется, проблема детского футбола в России остаётся. Наш фонд будет всячески помогать растить смену: надо, как в былые годы, открывать интернаты для футболистов, внедрять новые методы воспитания будущих звёзд, привлекать — и в этом нет ничего зазорного — юных атлетов хорошими заработками, на всё это следует ввести финансовые льготы. К решению всех этих задач нужно привлечь Госдуму, правительство. Наш фонд планирует выйти на мэра Москвы Юрия Лужкова с ходатайством обязать строителей, получающих нынче подряды на возведение новых домов, чтобы они планировали одновременно и спортивные площадки.
— Как вы считаете, какими качествами нужно обладать юному дарованию, чтобы стать великим футболистом — быстрыми ногами, тактическим чутьём, мужеством, реакцией?
— Знаете, если не будет любого из этих качеств, великим не станешь.
— А чего сейчас не хватает нашим игрокам для побед?
— Лишь одного, причём скажу я это и в шутку, и всерьёз. Возможности 10 из 12 месяцев проводить на естественном поле."