Печать
Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)

Потанин думает о смерти

Зачем бизнесмену собственное кладбище?

"Для полного бессмертия мало прожить жизнь так, чтоб не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Нужно еще и позаботиться о себе после смерти. Египетские фараоны строили под усыпальницы пирамиды, советские коммунисты — мавзолеи. А известный олигарх Владимир Потанин в подмосковной деревне Аносино решил создать... семейный склеп.

Кладбище в Аносине делится на старое и новое. “Новое” стало активно развиваться в последние годы, когда деревню облюбовали бизнесмены и предприниматели. Деревушка находится в 40 км от Москвы, на знаменитом Рижском направлении. Где уже сегодня стоимость “сотки” земли доходит до 20 тыс. “баксов” — коттеджный поселок “Балтия” на 37-м км тому подтверждение.
Своих родственников богачи предпочитают хоронить именно тут, неподалеку от собственных вилл и особняков. Благо перед смертью все равны и никаких запрещений на сей счет в законах не имеется. Бедных местных колхозников погребают бесплатно, а за покойника из Москвы нужно заплатить 500 руб. Хотя и после смерти богатые остаются богатыми: их могилы на погосте обустроены гранитными памятниками, обнесены красивыми оградками.
Видимо, общей тенденции поддался и известный бизнесмен Владимир Потанин. Примерно год назад у него умерла мать. Ее отпевали (как говорят местные жители, с помпой) в местном Борисоглебском женском монастыре. После чего похоронили на Аносинском кладбище. Однако могилка матери олигарха находится в стороне от погоста и даже от той части, где хоронят новых русских.
Вскоре примерно гектар еще свободной кладбищенской земли отгородили забором. И среди деревенских поползли слухи, что эту часть кладбища Потанин взял под организацию фамильного склепа. Ведь гектар земли — это очень много даже для живого человека. А уж для одного покойника...
В Обушковском сельсовете, в состав которого входит деревня Аносино, подтверждают, что часть погоста действительно “отошла” олигарху. Но на каких условиях — никто не знает. Во всяком случае, ни миллиардер, ни его адвокаты в сельсовет для оформления сделки не приезжали. Может, по этой причине аборигены утверждают, что их кладбище никто не покупал, его просто-напросто захватили, как захватывают сегодня все подряд.
В этих словах есть своя сермяжная правда. Деревушка, которую “оккупировали” новые русские, ничего хорошего от такого соседства не приобрела. По деревне денно и нощно разъезжают дорогие иномарки, под их колесами гибнет вся крестьянская живность. В избах часто отключается электроэнергия: в навороченных особняках мощные подстанции, которые жрут львиную долю электричества. Чтобы в деревне более-менее исправно работала своя подстанция (существующая еще с довоенных времен), нужно хотя бы заменить электрощиток. Он стоит около 30 тыс. руб., однако ни один новый русский на него не скинулся. По 100—500 и даже 1000 руб. отдавали местные жители и простые московские дачники.
— В храм новые русские много жертвуют, — говорит 78-летний Сергей Архипович Комаров, бывший скотник колхоза “Россия”. — Сам видел, как во время службы из бумажников достают пачки долларов и кидают их в специальную урну. А чтоб деревне что-нибудь полезное купить — такого нет.
— Сейчас призывают закрывать животноводческие фермы, — дополняет его 79-летняя соседка Вера Константиновна. — Мол, навоз загрязняет реку Истра. Посмотрите, сколько у нас прямо на берегу особняков понастроили. Все отбросы оттуда идут в речку! Их надо закрывать, а не фермы или птицефабрики…
Богоугодное дело Потанина — строительство часовни — тоже не особенно радует коренных аносинцев.
— Как правило, часовня строится для всего кладбища, рядом с общим входом. А этот храм возводится на отдельной, огороженной территории. То есть простым людям зайти туда помолиться будет тоже запрещено...
На кладбище мы застали могильщика-таджика. В еще мерзлой земле он рыл могилу на новой части погоста. С его слов можно было понять, что людей здесь умирает много, но не так много, как хотелось бы им, могильных дел мастерам. В похоронах потанинской матери таджики-могильщики не участвовали, сюда приезжали специальные люди из Москвы.
Попасть к архимандриту Спиридону, чтобы узнать, как церковь относится к богатым и бедным могилам, нам не удалось. Лекарь как раз приставлял батюшке пиявки. Однако одна из монахинь сообщила, что им по большому счету все равно и что церковь изменить ситуацию не может.
— В жизни мы тоже видим деление на богатых и бедных. А церковь за всех молится.
Случай в Аносине — единственный прецедент в России организации частного кладбища. Пока эти вопросы регулируются федеральным законом “О похоронном деле” и областным — “О содержании мест погребения”. По этим документам территории погостов управляются, так сказать, государством, через муниципальные унитарные предприятия.
Скорее всего этот пример теперь получит активное продолжение."
12.04.2005

Игорь Кочетов
Московский комсомолец

Из досье FLB

Потанин Владимир Олегович

 - группа Интеррос, Росбанк
Потанин Владимир Олегович, все статьи»»