"Квартира в Москве — вещь коварная. Она испортила карьеру не одному министру. В бывшей квартире министра РФ по атомной энергии Адамова нашли представительство иностранной фирмы, и где сейчас Адамов? У главы Минприроды Артюхова обнаружили пару квартир, и в каком состоянии теперь Артюхов? Не стал исключением и министр транспорта Сергей Франк. Комиссия Госдумы по борьбе с коррупцией выяснила, что он также втянут в квартирные дела.
Отсюда, собственно, и потянулась нить расследования. Ясно, что вопросы недвижимости очень недешевы и госчиновник не в состоянии решить их в одиночку. Значит, кто-то за него платит. А поскольку рассчитывать на безвозмездную материальную помощь в наши дни не приходится, за нее обычно расплачиваются определенными услугами. Какие же услуги оказывал министр Франк?
В 1995 году после назначения в министерство Франк приехал в столицу, а так как собственного жилья у него не было — стал арендатором. Причем настолько знатным, что платил приютившей его квартирной хозяйке не только 500 тыс. неденоминированных рублей в месяц, но и еще 3700 долларов (!), так что общая стоимость «аренды» составила 29 600 условных единиц. Чтобы платить за квартиру такие бешеные деньги, нужен очень глубокий и не пустой карман.
Карман действительно был велик. «Морбанк», в котором с конца 1995 года Франк открыл валютные и рублевые счета, давал ему беспроцентные ссуды. Иногда 26 млн руб., а иногда и 29 млн — в зависимости от валютного курса, чтобы в общем получалось примерно 5500 долларов. И еще ежемесячно 40 млн руб. в придачу. Но ссуды эти были беспроцентными только для Франка. А банк аккуратно конвертировал проценты от этих денег и переводил их на валютный счет министра.
В общем, благодаря особым льготным условиям, которые «Морбанк» создал для важного клиента, проценты эти составили 29 848 долларов. А на рублевом счету осела сумма, эквивалентная 16 тыс. долларам. О причине таких преимуществ догадаться нетрудно. В июле 1996-го Франк стал замминистра транспорта. Да и «Морбанку» он был не чужим человеком.
Для сведения: Франк Сергей Оттович, поначалу — замгендиректора АО «Дальневосточное морское пароходство». В 1994 году — член наблюдательного совета «Морбанка». С октября 1995-го — замдиректора департамента морского транспорта Минтранса России. С июля 1996-го — замминистра, а с апреля 1997-го — первый зам.
Неудивительно, что именно «Морбанк» в 1996 году заключил сверхвыгодную сделку с Государственным унитарным предприятием «Моринрасчет» Минтранспорта РФ. И получил право целый год обслуживать его облигации государственного внутреннего валютного займа минимальной стоимостью десять с половиной миллионов долларов (!). Деньги на счетах Франка — ничто по сравнению даже с самыми незначительными процентами от этой суммы. А ведь прибыль делили поровну: половину — частному банку, половину — госпредприятию, что, мягко говоря, не соответствует нормальной мировой практике. Брокер повсюду получает около 10 процентов. Но, видимо, к оператору, который кормит госчиновника, это не относится.
По странному совпадению сделка произошла как раз в то время, когда без пяти минут замминистра Сергей Франк как председатель наблюдательного совета «Морбанка» получил очередную беспроцентную ссуду — 78 тыс. долларов — для покупки квартиры. И приобрел ее у того же банка, который, впрочем, ничего не выиграл. И даже напротив, учитывая реальную стоимость этой недвижимости, плату за установку телефона и проч., облагодетельствовал важную персону на 71 миллион неденоминированных рублей.
«Благотворительность» на этом не закончилась. Когда Франк уже был госслужащим, банк оплачивал его мобильные переговоры, обставил мебелью его кабинет, купил ему «Волгу» и исправно платил водителю. В общем, довольно успешно исполнял роль богатого и любящего патрона.
Когда комиссия Госдумы по борьбе с коррупцией выявила это взаимное патронирование, то сразу же направила запрос в Генпрокуратуру. Первый зам генпрокурора Бирюков ответил, что все факты подтвердились, но оснований «для принятия мер» не нашел. Интересно, где искал?
Высокопоставленный служащий, который вскоре становится главой Минтранспорта, получает деньги от «Морбанка», а «Морбанк» получает невероятно выгодную сделку с одним из ГУПов министерства. Действительно, какая связь?"