Печать
Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)

СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО

Один из крупнейших холдингов ВПК хотят подвести под банкротство?

"
Что сегодня мешает развитию оборонной промышленности? Отсутствие денег? А может нежелание частных инвесторов, пришедших в ВПК? Однозначного ответа на эти вопросы нет. В каждом конкретном случае свои причины. Возьмем, к примеру, ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»
«Фазотрон» - это крупный радиоэлектронный холдинг, в который входят 25 предприятий, выпускающих радиолокационные станции (РЛС), метеонавигационые радары и другое оборудование, без которого не взлетит ни один российский боевой самолет. «Копья» и «Жуки», выпускаемые корпорацией, хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Фазотроновские РЛС стоят на вооружении 7 тысяч самолетов в 40 странах мира.
Это парадная сторона холдинга, а что творится за фасадом, известно лишь избранным. Вот уже несколько лет на предприятии ходят упорные слухи о скором банкротстве. При этом объективных причин для финансового краха оборонного гиганта нет. В 2002 году корпорация подписала контракты на поставку 125 радиолокационных станций в Китай и Индию. Проблема, как у нас водится, в человеческом факторе. Некоторые считают, что главная причина ухудшения финансового положения «Фазотрона» кроется в политике, которую проводит генеральный директор предприятия Анатолии Канащенков.

Что же происходит под крышей крупного оборонного холдинга? Судя по оказавшемуся в редакции депутатскому запросу одного из очень влиятельных депутатов Государственной Думы РФ, Канащенков набрал столько кредитов, что обязательства предприятия в прошлом году превысили ожидаемую прибыль. Если верить отчету за третий квартал прошлого года, опубликованному на официальном сайте «Фазотрона», задолженность составила порядка ста миллионов долларов. Это действительно очень большая цифра. При этом совершенно непонятно, как Канащенков собирается гасить такой долг.
Фактически кредиты брались под залог будущей валютной выручки и недвижимости. Но это полбеды. Вместо того, чтобы пускать эти деньги в оборот, директор вложил их в незавершенное строительство и другие подобные проекты. Причем при оформлении залоговых договоров, что следует из депутатского запроса, стоимость объектов сознательно занижалась. В результате, 60 процентов недвижимости, принадлежащей «Фазотрону», сегодня числится в залоге.
Уместно предположить, что Канащенков сознавал, в какую кабалу он залезает. Не мог он и не понимать, чем обернется для предприятия подобная финансовая политика. Причем этим курсом Анатолий Иванович идет не первый год. Правоохранительным органам следует изучить сомнительные сделки факторинга, которые заключало предыдущее руководство между МАПО «МиГ» с ОАО «Фазотрон» при посредничестве банка «Московский капитал». Эти сделки увеличили себестоимость продукции, выпускаемой МАПО «МиГ» по государственному оборонному заказу на 40 процентов. Не исключено, что руководство «Фазотрона» получило за них «откат».
Надо заметить, что при таком подходе, даже значительное увеличение государственного оборонного заказа на 17,6 % по сравнению с 2004 годом не приведет к увеличению выпуска продукции. А ведь причина этого всего вполне банальна – мягко говоря, неадекватная политика руководства «Фазотрона».
Выгодно Канащенкову и торговать корпоративной недвижимостью. Из упомянутого выше депутатского запроса следует, что на предприятии не только закладывают недвижимость, но и активно ее продают. Так в прошлом году холдинг пустил с молотка, причем по «явно заниженной цене» санаторий в городе Сочи. «По информации... от акционеров и работников общества… в настоящее время руководство ОАО «Корпорация «Фазотрон–НИИР» ведет поиск покупателей на объекты недвижимости в Москве общей площадью 7,3 тысячи кв.м. (минимальная стоимость данных объектов 14,5 миллионов долларов США), а так же на все объекты социальной сферы, расположенной в Московской области».
На фоне таких операций махинации с левыми фирмами кажутся невинной шалостью. Гендиректор и его ближайшие помощники – некоторые заместители и главный бухгалтер корпорации Ряховская - могут быть причастны к ряду сделок, которые наверняка заинтересуют подразделения милиции, специализирующиеся на борьбе с отмыванием денег. В официально зарегистрированных СМИ опубликована информация, что господа регулярно заключали договоры с фирмами-однодневками. Подобные конторы, как правило, используются для обналичивания средств.
С недавних пор в Дмитровском районе Подмосковья появились солидные коттеджи, в которых семейства Канащенкова и Ряховской любят проводить свои выходные. Интересно, на какие деньги все это построено, сделан ремонт квартир в центре Москвы на Зоологической улице, в которых также живут уже упомянутые руководители? Не на те ли, что взяты предприятием в кредит у банков?
Впрочем, у Канащенкова есть и альтернативные источники доходов. Часть принадлежащей «Фазотрону» недвижимости сдается в аренду. При этом стоимость аренды одного квадратного метра, указанная в некоторых договорах, по сведениям из того же депутатского запроса «существенно отличается от реальной платы». Мы со своей стороны можем лишь предположить, в чью собственность поступают данные платежи, которые, кстати, в данном случае незаконно избегают налогообложения.
В последнее время, утверждается в депутатском запросе, по указанию генерального директора на предприятии активно скупают акции корпорации и входящих в него структур. Тем из сотрудников «Фазотрона», кто не спешит расставаться со своей долей холдинга, настоятельно рекомендуют хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о безвозвратно потерянной работе. Кроме того, Канащенков затеял строительство гостиничного комплекса все в том же городе Сочи. Депутату стало известно, что куратором стройки директор назначил свою дочку.
За время пока Канащенков руководит корпорацией «Фазотрон-НИИР», предприятие обросло десятками дочерних фирм, которые как гири тянут его ко дну. Добрая их часть прямо или косвенно контролируется директором, его родственниками и ближайшим окружением.
Надо отметить, что за последнее время появилась целая группа оборонных ряд предприятий, успешно решивших проблемы управленческого характера и финансирования. Внедряются новые разработки, используются новые технологии. Значительные средства затрачиваются на научно-технические изыскания. Большие холдинги с государственным участием, такие как ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «НПО «Иркут» и другие показывают, что оборонная промышленность может быть не только стратегически необходимой государству, но и хорошо организованной и что самое главное, финансово успешной.
Но всего этого, к сожалению, нет на «Фазотроне», который работает по старинке. Может быть, 20 лет назад Анатолий Канащенкова и был локомотивом, который двигал «Фазотрон» вперед. Но сегодня, судя по депутатскому запросу, один из столпов российского оборонпрома медленно, но верно катится к банкротству. И причина в этом отнюдь не «внутренние враги», которых Анатолий Канащенков пытается найти на предприятии. Как говорится, нечего на зеркало пенять…
"
29.03.2005

Егор Воронов