"Если бы кто-нибудь провел сравнительное исследование, посвященное вовлеченности женщин в управление бизнесом у нас и на Западе, скорее всего, результат был бы в пользу России. "Уже сейчас средний менеджмент [у нас] на 60 - 65% представлен женщинами, - говорит директор HR-консалтинга компании Ernst & Young Галина Мельникова. - Эти менеджеры будут продвигаться по службе и занимать руководящие посты".
Пять из девяти
В состав правления "Интерроса" входит девять человек, в числе которых пять женщин: Елена Аникина - административный директор, Елена Барбашева - финансовый директор, Екатерина Шакина - заместитель финансового директора, Лариса Зелькова - директор по связям с общественностью, Екатерина Сальникова - директор по корпоративному управлению.
"Никаких квот по половому признаку [в компании] не существует, - комментирует этот факт Лариса Зелькова. - Примерно половина менеджеров в нашей компании - женщины. Поэтому такой состав правления никого не удивляет". Так или иначе, но "Интеррос", по мнению специалистов, пока единственная в России, а возможно, и в мире столь крупная компания, в правлении которой преобладают женщины.
Ведущий консультант хедхантингового подразделения компании Abercade Consulting Александр Чернышенко предположил, что матриархат в "Интерросе" объясняется личными свойствами владельца компании Владимира Потанина. "Для него, возможно, женщины - это более комфортная среда работы", - говорит Чернышенко.
"Действительно, Потанин является большим ценителем женской красоты, как и многие другие, но в данном случае правление формировалось по моему предложению, - прокомментировал это мнение гендиректор "Интерроса" Андрей Клишас и добавил, смеясь: - Почему женщины? Чтобы покорно выполнять тяжелую работу. А как иначе? " А если серьезно, то, по мнению Клишаса, если в компании около половины менеджеров среднего звена - женщины, совершенно естественно, что их много и в правлении.
Железные леди
Несмотря на то что "Интеррос" в данном случае - это исключение из правил, консультанты отмечают, что в российском бизнесе много женщин - топ-менеджеров. Причем речь не идет о типично женских отраслях, как, например, легкая и пищевая промышленность. По словам Александра Чернышенко, существует целая группа известных менеджеров-женщин в металлургической промышленности. В бизнес-кругах их называют железными леди. Среди них, например, директор по экономике Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Галина Аглямова, руководитель подразделения качества Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Клавдия Лисичкина, гендиректор завода "Демидовский" (холдинг "СУАЛ") Инесса Смирнова, директор по маркетингу и сбыту Череповецкого сталепрокатного завода (холдинг "Северсталь") Ольга Наумова.
Как замечает Александр Чернышенко, все эти железные леди по твердости характера и профессионализму не уступают мужчинам. По словам Ольги Наумовой, она не чувствует на работе никаких проблем, из-за того что она женщина, работающая в сугубо мужском бизнесе. "Я об этом не задумываюсь, не беру в голову, - говорит Наумова. - Если у кого-то в связи с тем, что я женщина, и возникают проблемы, то не у меня".
Впереди планеты всей
По словам Вячеслава Волкова, глаавы хедхантингового агентства "СЛАВА/IIC Partners", количество женщин на руководящих постах в российских компаниях и местных офисах иностранных корпораций заметно выше, нежели на Западе. Один из примеров - это компания Pepsi, где на высоких позициях трудится много женщин. Например, директор завода в Санкт-Петербурге - женщина, Наталья Дубняк. Другой известный пример - компания Microsoft, российское отделение которой возглавляет Ольга Дергунова.
"Я думаю, что вопреки распространенному мнению, что в целом бизнес в нашей стране не для женщин, Россия - один из лидеров среди стран по количеству женщин - руководителей среднего звена, предпринимателей малого и среднего бизнеса", - говорит глава офиса Аndersen Legal в Петербурге, партнер компании Ольга Литвинова.
По мнению Галины Мельниковой из Ernst & Young, в России в среднем менеджменте женщин значительно больше, чем в европейских и американских компаниях. "Если в Европе и США во многих компаниях совершенно открыто женщинам платят меньшие зарплаты, чем мужчинам, то в России, как правило, такое не принято, это невозможно, - говорит Мельникова. - У нас действительно есть равенство полов в этом смысле. Это своеобразное "завоевание социализма".
Советская власть сильнее подавляла мужчин, чем женщин, поэтому женщины оказались более подготовленными к рыночным отношениям. В советское время все женщины работали. Общество привыкло к активной роли женщин. Кроме того, женщины легче соглашаются с необходимостью переучиваться. Эту мысль косвенно подтверждают слова директора петербургской исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" Ирины Смолко: "Просто появилась такая специальность, как менеджер, которой раньше вообще не было и она нигде не преподавалась. И сейчас эта специальность доступна как мужчинам, так и женщинам".
Вячеслав Волков из "СЛАВА/IIC Partners" нашел еще одно объяснение равенства полов в российском бизнесе. По его мнению, столь активное участие женщин в управлении компаниями объясняется тем, что очень многие российские компании - это организации "семейного" типа, где сотрудники ценятся не только по профессиональным качествам, но и по степени лояльности руководству. "В подобных компаниях нужны проверенные, верные люди. А женщины не продадут и не бросят", - говорит Волков."