"Под Грозным убит лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов. В Кремле его считали “террористом № 2” после Шамиля Басаева. Cпецслужбы празднуют победу, а эксперты опасаются эскалации боевых действий в Чечне.
Первым о гибели Масхадова объявил представитель оперативного штаба федеральных сил в Чечне генерал-майор Илья Шабалкин. Вчера днем он сообщил, что 8 марта боевики планировали уничтожить здание администрации в селении Толстой-Юрт под Грозным, но федеральные силы их опередили, уничтожив несколько боевиков. Несколько часов спустя генерал уточнил, что среди убитых опознан Масхадов, а трое его ближайших помощников задержаны. По словам Шабалкина, лидер сепаратистов был убит при подрыве бункера, в котором скрывался, передает РИА “Новости”. Вслед за этим НТВ продемонстрировало труп Масхадова и встречу Владимира Путина с директором ФСБ Николаем Патрушевым, который доложил президенту, что “международного террориста и лидера бандформирований” уничтожили бойцы Центра спецназначения ФСБ. Путин поручил провести “тщательное опознание” и наградить причастных к операции.
Гибель Масхадова подтвердил и вице-премьер Чечни Рамзан Кадыров. По его версии, Масхадов был нечаянно застрелен собственным телохранителем. “Мы намеревались взять его живым и после соответствующих допросов назначить на должность командира взвода или роты в службе безопасности”, — рассказал Кадыров.
Бывший полковник Советской армии Аслан Масхадов вернулся в Чечню в 1992 г., а в 1994 г. первый президент Ичкерии Джохар Дудаев назначил его начальником своего главного штаба. В этой должности он провел первую войну в Чечне и подписал в августе 1996 г. Хасавюртовские мирные соглашения с секретарем Совбеза России Александром Лебедем. В феврале 1997 г. Масхадов был избран президентом Ичкерии, а три месяца спустя подписал с Борисом Ельциным несколько договоров о разграничении полномочий.
Публично Масхадов никогда не одобрял вторжение отрядов Басаева в Дагестан в 1999 г., но, когда российские войска, разбив Басаева, вошли в Чечню, поддержал сопротивление им. Он не раз предлагал Москве вступить в мирные переговоры, а в конце января объявил об одностороннем прекращении огня до 23 февраля.
Многие западные политики считали Масхадова легитимным лидером Чечни, с которым Кремль должен вести переговоры о политическом урегулировании. Парламентская ассамблея совета Европы (ПАСЕ) призывала к этому Москву еще в ноябре 1999 г. А в октябре прошлого года этот призыв повторил специальный докладчик ПАСЕ по Чечне Андреас Гросс.
Российское руководство окончательно забраковало идею любых переговоров с Масхадовым после захвата театра на Дубровке в октябре 2002 г. В сентябре 2004 г. Генпрокуратура объявила его одним из организаторов теракта в бесланской школе № 1, унесшего жизни 330 детей и взрослых, а ФСБ установила за его голову вознаграждение в 300 млн руб. После событий в Беслане посол США в России Александр Вершбоу заявил, что Америка никогда не призывала к переговорам с Масхадовым.
Смерть Масхадова подтолкнет чеченские отряды к более радикальным действиям, сказал в интервью AFP Ахмед Закаев, эмиссар Масхадова в Лондоне. “Мы один раз уже прошли через это, — напоминает он. — Ельцин и его команда думали, что с убийством Джохара Дудаева [в апреле 1996 г.] сопротивление прекратится, но этого не произошло”. Политэмигрант Борис Березовский тоже ожидает, что смерть Масхадова приведет к “эскалации военных действий и террора”. “В его окружении все гораздо более радикальны”, — объясняет Березовский.
Убийство Масхадова — это удар по политике Евросоюза, который настаивал на политическом урегулировании в Чечне, полагает Катинка Бариш из лондонского Центра европейской реформы. Найти другого потенциального переговорщика с Москвой, который пользовался бы авторитетом среди чеченцев и не был дискредитирован участием в террористической деятельности, будет, по ее мнению, трудно. Ариель Коэн из правореспубликанского аналитического центра Heritage Foundation ожидает активизации ичкерийского лобби в США и усиления позиций исламистов в чеченском сопротивлении. “Закрывается еще один шанс на переговоры между сепаратистами и Россией”, — резюмирует он.
А в России надеются, что гибель Масхадова приближает конец войны. Зампред комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков ожидает, что теперь финансирование боевиков уменьшится. “Под имя Масхадова собирать средства было гораздо легче”, — полагает депутат. Сотрудник ФСБ утверждает, что Масхадов был очень важной деталью “террористической машины” Шамиля Басаева, хотя и не занимался непосредственной подготовкой терактов. По мнению чекиста, Масхадову была отведена роль “доброго следователя”, без которого действия Басаева лишаются политического смысла."