Гибель Зураба Жвании может обострить ситуацию в Грузии
"Премьер-министр Грузии Зураб Жвания и его друг, заместитель губернатора южного региона Квемо Картли Рауль Юсупов, погибли в ночь на четверг. Официальная версия причин трагедии -- отравление угарным газом. Это произошло в квартире, которую снимал вице-губернатор в Тбилиси на улице Сабурталинской, дом 53-а.
41-летний Зураб Жвания играл столь значительную роль в грузинской политике, что его внезапная гибель не могла не вызвать версий, противоречащих официальной. Депутат Александр Шаламберидзе, например, еще вчера утром обвинил в случившемся «действующие из России силы», связав внезапную смерть Зураба Жвании с недавним терактом в Гори. Этот «политически ангажированный вывод» министр иностранных дел России Сергей Лавров оставил на совести парламентария. Не усматривает «российского следа» в смерти Зураба Жвании и посол Грузии в Москве Валерий Чечелашвили. Президент России Владимир Путин направил соболезнования президенту Грузии Михаилу Саакашвили.
Никаких криминальных или политических версий гибели Зураба Жвании эксперты пока не подтверждают. Они считают, что премьер скончался из-за неправильно смонтированного обогревателя иранского производства «Никала», популярного в тбилисских домах. Представитель «Тбилгаза» Анна Гогохия сообщила «Времени новостей», что из-за отравлений бытовым газом за три года в Тбилиси зафиксировано 45 летальных исходов.
Картина случившегося такова. Примерно в полночь Зураб Жвания по пути домой решает заглянуть к другу. 25-летнего Рауля Юсупова на днях перевели из госканцелярии на должность заместителя губернатора. Премьер, видимо, собирался напутствовать своего соратника и политического единомышленника -- раньше оба были в партии «Объединенные демократы» (в ноябре 2004 года эта партия Зураба Жвании официально слилась с «Национальным движением» Михаила Саакашвили). Премьер предупредил телохранителей, оставшихся ждать в машине, что задержится ненадолго. Но прошло четыре часа, прежде чем сопровождение премьер-министра забеспокоилось. Мобильный телефон Зураба Жвании молчал. Выломав окно, телохранители попали в квартиру. Сделать это было легко, так как квартира находилась на первом этаже. Зураб Жвания сидел в кресле в гостиной рядом с накрытым столом, тут же стояли нарды, в которые, возможно, собирались сыграть приятели. Рауль Юсупов лежал на полу в кухне. Оба к этому моменту были уже мертвы.
Руководитель аварийной службы «Тбилгаза» Нугзар Мхеидзе заявил журналистам, что газовый обогреватель был установлен несколько дней назад с нарушением правил технической безопасности. Квартира не вентилировалась, в ней после включения «Никалы» скапливался угарный газ. Никакого специфического запаха при этом не чувствуется. То есть от газа просто «засыпаешь». По словам Нугзара Мхеидзе, «достаточно 10--15 минут для наступления летального исхода». К расследованию обстоятельств смерти грузинского премьера подключатся специалисты из ФБР, которые собираются провести биохимический анализ его крови, как только она будет переслана в ближайшие дни в США.
Зураб Жвания, выпускник биологического факультета Тбилисского университета, впервые появился на политической арене в качестве лидера движения «зеленых» еще в эпоху первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа. После свержения Гамсахурдиа и возвращения в Тбилиси Эдуарда Шеварднадзе в парламенте созыва 1992--1995 годов Зураб Жвания как лидер фракции «зеленых» активно участвовал в формировании парламентского большинства. Получилось, что «под себя», так как в парламенте 1995--1999 годов Зураб Жвания получил пост председателя. Кстати, именно г-н Жвания ввел в окружение Шеварднадзе многообещающего юриста Михаила Саакашвили, который получил должность председателя юридического комитета в законодательном органе.
Должность председателя парламента была зарезервирована для Зураба Жвании и после парламентских выборов 1999 года. Но вскоре противоречия между политиками старой формации и амбициозным молодежным крылом «Союза граждан» привели к тому, что Зураб Жвания стал в оппозицию к президенту Шеварднадзе и покинул пост председателя парламента, сформировав собственное движение «Объединенные демократы».
Возвращение на вершины власти произошло в 2003 году: после ноябрьской «революции роз» Зураб Жвания стал премьер-министром.
Считалось, что Жвания унаследовал от Шеварднадзе мастерство закулисной политики. Даже непримиримые оппоненты премьера признавали его незаурядные качества, в том числе в возможности достижения компромиссных решений. В новом грузинском политическом бомонде именно Зураб Жвания должен был сглаживать противоречия. Это ярко проявилось в таком критическом вопросе, как взаимоотношения с мятежными автономиями.
Весной прошлого года Зураб Жвания был делегирован на переговоры с аджарцами, после того как теперь уже бывший лидер автономии Аслан Абашидзе отдал приказ взорвать мосты и трассы, ведущие к Аджарии. Осенью в Сочи Жвания договорился с главой Южной Осетии Эдуардом Кокойты о демилитаризации в непризнанной республике после многомесячного вооруженного кризиса.
Зураб Жвания был в руководстве Грузии, несомненно, очень сильной, если не ключевой фигурой. Он смог добиться заметных подвижек и на посту главы кабинета министров. Начав в 2004 году с приглашения в правительство на пост министра экономики российского олигарха Кахи Бендукидзе, грузинский премьер в последнее время провел несколько акций по приватизации на выгоднейших для Грузии условиях. Кстати, он открыл путь в Грузию и российскому капиталу -- в лице Внешторгбанка, который приобрел контрольный пакет акций Объединенного грузинского банка, и «Евразхолдинга», получившего права на грузинский марганец.
Михаил Саакашвили -- харизма и пламенный мотор, Зураб Жвания -- мозг, Нино Бурджанадзе -- лицо революции. Так это представлялось в ноябре 2003 года, во время смены власти в Тбилиси. Однако послереволюционная эйфория прошла, и рутинная работа привела к столкновению интересов. В грузинской прессе в последнее время писали, например, что Нино Бурджанадзе обижена на премьера и общается с ним только по необходимости. Однако вчера она моментально прервала поездку в Италию, где отдыхала с детьми, и вернулась в Тбилиси.
Серьезные противоречия возникли между командами Саакашвили и Жвании (например, в начале этого года министр обороны саакашвилевец Ираклий Окруашвили пообещал отправить на нары нескольких чиновников из окружения экс-главы военного ведомства Георгия Барамидзе, представителя жваниевского окружения).
Но Михаил Саакашвили понимал, что обречен на политическую дружбу с Жванией. «Сбалансированность во внутренней политике -- это заслуга Зураба, -- заявила «Времени новостей» известный грузинский политик Ирина Саришвили-Чантурия. -- Жвания был большим мастером находить компромиссы». «Я потерял ближайшего друга, советника, которому можно было полностью доверять, союзника», -- сказал Михаил Саакашвили.
Примечательно, что в четверг, в день гибели Зураба Жвании, тбилисская газета «Джорджиан таймс» со ссылкой на конфиденциальные источники опубликовала сведения о том, что Ираклий Окруашвили может покинуть пост министра обороны и заняться политической деятельностью с прицелом на пост премьер-министра. Окруашвили, бывший генпрокурор и глава МВД, имеет высокий рейтинг как "победитель коррупционеров". Остановит ли свой выбор на нем президент? Михаил Саакашвили по конституции имеет неделю для консультаций с парламентом для выдвижения нового главы кабинета. А пока он сам решил исполнять обязанности премьер-министра.
...Вечером в четверг после медэкспертизы тело Зураба Жвании доставили в квартиру его матери, Рэмы Антоновой. «Мама живет одна, и я стараюсь каждый день забегать к ней пусть на минутку», -- рассказывал на днях Зураб Жвания журналистам. Сам он с женой Нино, менеджером тбилисского «Дома книги», детьми, Бесо, Анной и Лизой, жил в пригородной Цхнетской правительственной резиденции. Сын и дочери всегда говорили, что их главная мечта -- чаще видеть постоянно занятого папу. Похоронят Зураба Жванию в воскресенье."