""Правда об Афганистане" в советских СМИ двадцать лет тому назад была так же далека от истины, как Земля от Юпитера. Конечно, все можно списать на тоталитарный строй, цензуру и т.п., но вот парадокс: сейчас, через двадцать пять лет, Афганистан, который живописуют самые свободные в мире СМИ, и Афганистан в описаниях экспертов - это тоже две разные и очень далекие друг от друга планеты.
Нас уверяют, что Северный альянс вполне способен создать в Кабуле стабильное и сильное правительство. Мол, оппозиционерам надо только подбросить побольше денег и оружия, а остальное они сделают сами. Любой непредвзятый знаток Афганистана в два счета докажет вам, что в силу особенностей национального расклада все эти теории - из области фантастики.
Нам доказывают, что именно "Талибан" ответственен за огромный поток наркотиков из Афганистана. При этом никто не старается привлечь наше внимание к двум очень пикантным фактам. Значительная часть афганского наркотраффика идет транзитом через Таджикистан. А афгано-таджикская граница контролируется Северным альянсом.
Нас убеждают, что бен Ладен является абсолютным средоточием мирового зла и главным виновником всех крупных мировых терактов последнего времени. Между тем из допросов попавших в руки западных спецслужб исламских террористов вырисовывается совсем другая картина. Даже в своей собственной организации "Аль-Кайда" бен Ладен является лишь одним из трех верховных командиров.
На равне с ним в принятии решений участвуют еще двое: командир боевой группировки " Аль-Кайды" Мохамед Атеф и главный стратег организации Айман Аль-Завахири, спланировавший и осуществивший убийство египетского президента Саддата.
Нам говорят, что американские войска на бывших советских базах в Средней Азии всего лишь сделают за нас грязную работу и снизят напряженность на наших рубежах. Но где гарантии, что вместо этого американцы окончательно не заменят Россию в качестве главного центра влияния в Средней Азии? Или еще хуже: не заварят в Афганистане кашу, расхлебывать которую придется нам?
Что же на самом деле происходит в Афганистане? Ответ на этот вопрос "МК" попытался получить у одного из крупнейших западных экспертов в этой области - профессора престижнейшей Лондонской школы экономики Мэтью Филдена.
- Не были ли события 11 сентября результатом каких-либо стратегических ошибок Вашингтона в его политике по отношению к Афганистану или исламскому миру в целом?
- Если говорить об Афганистане, то, возможно, ключевой ошибкой было то, что Америка почти полностью ушла из этой страны после падения режима Наджибуллы в 1992 году. США были сильно вовлечены в афганские дела с 50-х годов. Сначала они финансировали масштабные экономические проекты. В 80-е годы американская помощь воюющим с СССР моджахедам превышала миллиард долларов в год. Уход Америки позволил саудовцам и пакистанцам доминировать на афганской политической сцене. Кроме того, он сильно затруднил переход Афганистана от войны к миру и способствовал дальнейшему обнищанию населения.
- Связи ЦРУ и бен Ладена в 80-е годы общеизвестны. Есть ли твердые доказательства, что США приложили руку и к созданию "Талибана"?
- Американский республиканский конгрессмен от Калифорнии Дана Рорбахер пытается сейчас заставить Госдепартамент рассекретить свои документы, в которых предположительно содержится точный ответ на этот вопрос. Сейчас мы можем с уверенностью сказать лишь то, что в 1994 году американское правительство очень пристально следило за возникновением "Талибана" и рассматривало это как "потенциально позитивный процесс". В то время казалось, что "Талибан" может облегчить американской компании "UNOCAL" строительство нефтепровода из Туркменистана в Пакистан.
- Согласно опубликованному в Америке соцопросу, только 12% афганцев поддерживают "Талибан", а большинство жаждет возвращения короля Захир-Шаха. Может ли разумный человек поверить в саму возможность проведения подобных опросов?
- Я бы относился очень осторожно к результатам любых соцопросов. Можно сказать лишь то, что в последнее время отношение афганцев к "Талибану" действительно изменилось к худшему.
- Бывший король Афганистана Захир-Шах не смог удержать власть в гораздо более спокойные времена. Есть ли у него шансы сделать это сейчас?
- Я разговаривал со многими афганцами, которые по-прежнему живут внутри страны. Они настроены очень негативно по отношению к тем своим соотечественникам, которые из страны бежали. Если представители диаспоры будут "спущены сверху" в качестве новых правителей Афганистана, это отношение будет таким же негативным. Кроме того, Захир-Шаху уже 87 лет, и он может быть лишь номинальным лидером страны.
Американцы и англичане пытаются сейчас объединить бывших роялистов, Северный альянс, умеренных талибов и создать из них новое правительство. Потенциально это может привести к проблемам. Это рискует увековечить ситуацию, при которой афганские правительства не избираются народом, а сохраняют свою власть лишь благодаря иностранным штыкам. Что в свою очередь может привести к восстаниям внутри страны и доминированию иностранцев в афганских верхах.
- Может ли Северный альянс в принципе взять власть в стране? Ведь, как говорят, конфликт между "Талибаном" и Северным альянсом имеет этническое происхождение?
- "Талибан" и Северный альянс являются наследниками исторического конфликта, который всегда существовал в Афганистане между пуштунским югом и "малым Туркестаном", где живут таджики, туркмены, хазарийцы и узбеки. Многие полевые командиры и целые группы в Афганистане манипулируют этническими масками. Однако большинство жителей страны могут быть в высшей степени прагматичными и видеть сквозь эти маски. Может ли Северный альянс победить талибов? Без массивной иностранной помощи - однозначно нет.
Из досье "МК"
Среди двадцатишестимиллионного населения Афганистана пуштуны составляют 38%, таджики - 25%, хазарейцы - 19%, узбеки - 6%, прочие - 12%. Но все верховные правители страны - от эмира Амануллы до генсека Наджибуллы - были только пуштунами. Традиция была нарушена только один раз. Вскоре после захвата Кабула моджахедами в 1992 году президентом стал таджик Бурханудин Раббани. Именно это обстоятельство эксперты считают одной из главных причин последующего захвата талибами власти на большой части территории страны.
- По поводу уверений Пакистана в своем ограниченном влиянии на "Талибан" есть два мнения. Либо Исламабад просто "втирает миру очки". Либо талибы действительно "выросли" и перестали слушаться создателей...
- Пакистан и "Талибан" по-прежнему очень тесно связаны. И дело здесь не ограничивается отношениями между талибами и пакистанскими госструктурами. Тесные связи существуют и между талибами и пакистанскими исламскими партиями, а также бизнес-группировками. Достоверно известно, что в период после возникновения "Талибана" пакистанские советники имели огромное влияние на его руководство. Можно вспомнить, например, офицера пакистанской разведки полковника Имама. Многие афганцы и пакистанцы подозревают, что межведомственная разведка Пакистана (ISI) - по-прежнему реальный кукловод "Талибана". Однако, поскольку деятельность ISI окутана завесой секретности, наверняка сказать невозможно. Можно сказать лишь, что талибы уже продемонстрировали свою готовность и способность действовать независимо от своих пакистанских спонсоров.
- В России нынешний президент Пакистана Мушараф имеет репутацию экстремиста. Это так?
- Да, генерал Мушараф пришел к власти в результате военного переворота. Да, помимо поста президента он по-прежнему занимает кресла начальника штаба армии и председателя объединенного комитета начальников штабов. Но по пакистанским стандартам Мушараф отнюдь не экстремист, а умеренный. Его идеальной политической моделью является Турция. Армия пользуется в Пакистане огромным уважением, и большинство населения, похоже, предпочитает Мушарафа прежним "демократическим" правительствам Беназир Бхутто и Наваза Шарифа.
- И все-таки, можно ли верить уверениям пакистанских властей о своей готовности бороться с терроризмом?
- Пакистанское общество истерзано политическими беспорядками и терроризмом. В стране вовсю полыхает конфликт между сторонниками шиитской и суннитской ветвей Ислама. Широко распространены и межнациональные столкновения между основными пакистанскими народностями - синди, пенджаби, балучи и пуштунами. Пакистан также страдает от внутренних последствий своей поддержки мусульманских экстремистов в Афганистане и Кашмире. Правящие страной военные по-настоящему настроены снизить эту напряженность.
- Чуть ли не самым популярным именем для новорожденных в Пакистане сейчас стало имя Осама. Имеют ли местные мусульманские экстремисты шансы взять власть в стране?
- В Пакистане около 40 исламских партий с антизападными и "антисионистскими" взглядами. Их поддержка в обществе очень широка. Но я не думаю, что эти группы могут взять власть. Опасность в другом. Очень многие люди внутри пакистанской армии симпатизируют крайним взглядам. У этих солдат и генералов есть все возможности помогать экстремистам изнутри.
- Представляющий Северный альянс посол Афганистана в Москве уверял "МК", что конечной целью проекта "Талибан" является захват всей Средней Азии. Это так?
- Я не думаю, что "Талибан" пытается расшириться на север, за границы Афганистана. Например, до событий 11 сентября у талибов были исключительно хорошие отношения с Туркменистаном и с некоторых пор даже с Узбекистаном. В этом отношении талибов можно лишь обвинить в том, что они приютили исламское движение Узбекистана, которое связано с терактами в этой стране.
Что касается пакистанских стратегических целей в Афганистане, то их несколько. Исламабад пытается предотвратить возникновение в Афганистане сильного и националистически настроенного правительства, которое могло бы предъявить Пакистану территориальные претензии. Многие афганцы убеждены, что часть территории соседа - в Белуджистане и в Северо-Западной приграничной провинции - на самом деле принадлежат их стране. Нельзя забывать также об остром территориальном конфликте между Пакистаном и Индией из-за Кашмира. С помощью дружественного режима в Кабуле пакистанцы пытаются увеличить свои шансы на выигрыш этого конфликта. Наконец, Пакистан пытается получить непосредственный доступ к Средней Азии - для экспорта туда своих товаров и импорта газа.
Из досье "МК"
Одним из главных способов, с помощью которого англичане сохраняли в прошлом власть над своей огромной колониальной империей, было натравливание друг на друга различных местных народностей и вассальных государств. Для этого административными границами частенько разрезали какой-нибудь народ на две части. Это относится, например, к проведенной 111 лет тому назад аккурат по середине территории племени пуштунов границе между Афганистаном и нынешним Пакистаном. К наиболее страшным последствиям привело хитроумное проведение границы между будущими Пакистаном и Индией. После предоставления этим государствам независимости это вызвало страшную резню в обеих странах и несколько войн.
- Возможно ли победить "Талибан"?
- Важно подумать, стоит ли международному сообществу вообще ставить вопрос о победе над "Талибаном" - и напрямую, и с помощью своих афганских доверенных типа Северного альянса. Если "Талибан" будет уничтожен, мусульманские экстремисты все равно не перестанут существовать. Если учесть афганские традиции сопротивления иностранным нашествиям, американское вторжение в Афганистан вполне может спровоцировать сопротивление. Конечно, возможны и другие варианты развития событий. Афганское население сейчас исключительно бедно, а "Талибан" имеет мало друзей за границей.
- Что же тогда делать Америке и всем остальным, чтобы достойно ответить террористам?
- Американцы ни в коем случае не должны делать скороспелых заключений. Сегодня по-прежнему нет никаких стопроцентных доказательств, что бен Ладен или любые другие мусульманские экстремисты из Афганистана имеют отношение к атакам 11 сентября. Если выяснится, что теракты были организованы глобальной сетью исламских экстремистов, США должны серьезно задуматься над двумя вопросами. Об их собственном участии в создании этих сетей. В 80-е годы американцы, пакистанцы и саудовцы были очень серьезно вовлечены в организацию сетей исламских боевиков в целях борьбы с советскими войсками в Афганистане. О недовольстве, бедности и законных претензиях мусульманского населения мира, которые используются экстремистскими организациями.
- Поможет ли арест или смерть бен Ладена решить проблему терроризма?
- Некоторые люди в американской администрации предпочли бы видеть бен Ладена мертвым. Они боятся, что если он предстанет перед судом, то может разоблачить соучастие Америки в создании сети исламских групп в Афганистане. Но интересы мира в целом прямо противоположны. Америка и другие должны добиваться правосудия, а не мести. Антитеррористический альянс должен полностью соблюдать международное право.
- Есть мнение, что фигура бен Ладена была безбожно раздута западными спецслужбами. Вы с этим согласны?
- Бен Ладен - это очень полезная "бука" для Запада. Однако бен Ладен - это всего лишь один человек внутри огромной сети мусульманских экстремистов. Чрезмерное зацикливание на его фигуре вредно. Это помогает спрятать ту роль, которую Америка и Англия играли в создании сетей исламских экстремистов. Это помогает оставить за кадром и роль других личностей во многих странах, например, в Пакистане, в Саудовской Аравии, Египте и монархиях Персидского залива. Есть много других людей с таким же, если не больше, чем у бен Ладена, влиянием. Но мировая пресса о них просто не знает.
- Многие в России боятся, что участие светских мусульманских правительств в проамериканской коалиции может привести к дестабилизации этих режимов. Вы разделяете эти опасения?
- Очень многие правительства, формально или реально поддерживающие "антитеррористическую" коалицию, радикально расходятся в этом вопросе с очень значительной частью собственных граждан. Это касается, например, Египта, Пакистана, Саудовской Аравии и государств Персидского залива. Всем этим правительствам приходится буквально балансировать на канате. Я не думаю, что любой из этих режимов может пасть в ближайшем будущем. Но если говорить о более отдаленной перспективе, то здесь все зависит от отношения Запада к ключевым претензиям исламского мира. Например, по поводу пребывания американских солдат в Саудовской Аравиии, конфликта между Израилем и Палестиной, конфликта из-за Кашмира.
- Как надвигающиеся афганские события повлияют на ситуацию в России? Многие в Москве боятся, что именно мы будем главными пострадавшими...
- После вывода своих войск из Афганистана в 89-м году русские в основном были лишь внимательными наблюдателями за событиями в этой стране. Если не считать, конечно, их поддержки Северного альянса и нахождения в Таджикистане 201 дивизии. Что изменится теперь? Я бы поставил вопрос шире. Очень похоже, что сейчас в Средней Азии происходят геополитические сдвиги. Между Англией и Ираном устанавливаются более тесные отношения. Американские войска развертываются в Таджикистане и Узбекистане. "