Без четкого определения произведенной в Нью-Йорке акции невозможно говорить о ее мотивах и целях. А без выяснения мотивов и целей акции невозможно говорить о способах ее организации, заказчиках и авторах.
Это как функция с несколькими неизвестными. От того, какие величины будут поставлены вместо x, y и z, зависит решение. Ошибка в одной цифре - все решение будет ошибочным. А начинать нужно, что называется, от печки.
С самого первого дня трагедии в Нью-Йорке многочисленные комментаторы говорят исключительно о террористическом акте.
Для начала приведем определение термина "террор" в его энциклопедической трактовке:
"ТЕРРОР (терроризм) (латинское terror - страх, ужас), насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения. Различают индивидуальный и групповой террор (например, действия экстремистских политических группировок) и государственный террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов). В 70-90-х гг. 20 в. получил распространение международный террор (убийства или похищение глав иностранных государств и правительств, их дипломатических представителей, взрывы помещений посольств, миссий, международных организаций, взрывы в аэропортах и вокзалах, угон воздушных судов)" (Большая советская энциклопедия).
Террористическим актом воздушную атаку на Всемирный торговый центр и Пентагон называют политологи и газетчики.
В новостных выпусках российского телевидения сюжеты о событиях, произошедших 11 сентября, выходят с заставкой "Террор в Америке".
О терроре говорят также высокопоставленные представители администрации США, Пентагона и ЦРУ.
Тем самым изначально задается мотив жертвенности Америки, назначаются виновные, а соответственно определяются цели для ответного удара со стороны США.
Терроризм в сущности своей носит слабо мотивированный характер. И несмотря на заявленные цели (как то: заставить противную сторону выполнить определенные условия или отказаться от ранее взятых на себя обязательств), является актом отчаяния и мести.
Жертвы террора всегда невинны. А сам терроризм носит спонтанный, случайный характер. Как правило, это самоподрыв смертников в универмаге, дискотеке и т.д. Или минирование автомобиля, запаркованного рядом с каким-либо административным зданием.
С точки зрения специалиста, террористический акт является простейшей двухходовкой. Для организации теракта нужны всего две составляющие: группа обеспечения или помощники (любая экстремистская организация) и непосредственные исполнители (как правило, члены этой экстремистской организации).
Трудно представить, что ирландские, баскские или армянские террористические организации выберут местом проведения своей акции США. Их, скажем так, условные противники находятся в Лондоне, Мадриде и Стамбуле. Но никак не в Нью-Йорке или Вашингтоне.
Однозначно определив воздушную атаку как террористический акт, администрация США автоматически получила "решение функции". Виновниками трагедии названы исламские фундаменталисты вообще и Усама Бен Ладен в частности.
Для меня очевидно, что нью-йоркская акции по уровню своей организации и координации задействованных в ней людей никак не попадает под банальный терроризм. Она, скорее всего, похожа на хорошо спланированную и профессионально осуществленную диверсию.
"Диверсия (от лат. diversio - отклонение, отвлечение), подрывные действия (поджоги, разрушения и т.п.), осуществляемые специально подготовленными агентами или группами в мирное и военное время на территории какого-либо государства или территории, занятой противником, в целях ослабления его экономической и военной мощи, а также и морального состояния. Акт Д. рассчитан на причинение существенного ущерба экономическим основам государства. Может осуществляться путем разрушения или повреждения (взрывом, поджогом или иным способом) предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи либо другого государственного или общественного имущества, совершения массовых отравлений или распространения эпидемий и эпизоотии в целях ослабления государства" (Большая советская энциклопедия).
В отличие от терроризма цель диверсии не в политических требованиях. Диверсант не жертвенник, он солдат. Перед ним не мирные граждане, а враг. Цель диверсии - нанесение максимального ущерба, урона противнику с минимальными затратами. Другое дело, что террор может быть одной из целей диверсии.
Терроризм - признак бессилия. Диверсия - демонстрация силы.
"Диверсия" - чисто военный термин. И не случайно слово "война" не сходит с уст президента США Джорджа Буша.
Терроризм не бывает анонимным. Без громко заявленной цели террор теряет всяческий смысл.
За проведенную диверсию никто и никогда не берет ответственность на себя. Наоборот, непременным условием диверсии является скрытность - провести операцию и не оставить следов или направить противника по ложному следу.
Технология
Организация и проведение диверсии - это высший пилотаж секретных операций. Это многоходовая акция. Для проведения диверсии необходима многоуровневая организация, действующая слаженно, по заранее разработанному плану, с четко расписанными функциями.
Таких уровней как минимум пять.
Первый, самый верхний, уровень - это заказчик акции, он же ее финансист. В эту группу попадают либо национальные правительства, либо представители крупного, связанного с политикой бизнеса.
Уровнем ниже располагается центр управления или штаб операции. Здесь осуществляется детальная разработка диверсии, ее планирование и стратегическое управление. Разработать диверсию способны только специалисты: либо секретные государственные службы, либо сообщество бывших работников секретных служб, инкорпорированных в крупный бизнес.
Следующим уровнем идет "группа обеспечения № 1". В задачи этой группы входит легализация исполнителей, выведение их на цель, транспортное обеспечение, доставка и оперативное прикрытие. Здесь работают люди с опытом оперативных мероприятий. Их, как правило, используют втемную. Они не знают конечных целей операции. После вывода исполнителей на цель не исключено их уничтожение.
На четвертом уровне находится "группа обеспечения № 2". Контрразведка или ликвидаторы, как их иногда называют. В задачи этой группы входит обеспечение скрытности операции, пути отхода в случае срыва, организация ложных улик и следов для того, чтобы направить преследователей в другую сторону. В экстренных случаях представители этой группы могут взять исполнение операции на себя. Задача должна быть выполнена любой ценой.
На последнем, низшем, уровне находятся боевики-исполнители. Каждый из них готовится раздельно по каждому объекту, о существовании других групп и объектов до них информация не доводится. Представители "группы обеспечения № 2" с каждым исполнителем работают по индивидуальному плану.
Перед проведением диверсии обязательна рекогносцировка на местности. Моделирование всех возможных нештатных ситуаций. Исполнители должны были многократно пройти по намеченному маршруту. Отработка объекта может занимать несколько лет.
Проведению операции предшествует изучение и составление схем и планов местности, сканирование радиоэлектронной обстановки в районе объекта. Связь исполнителей с "группой обеспечения № 2" должна быть скрытой, надежной и постоянной. Кроме того, должен существовать аварийный канал связи. В нью-йоркском случае исполнители в качестве аварийного могли использовать связь авиалайнеров путем передачи зашифрованных сигналов.
Никто и никогда не спланирует и не проведет диверсию, если сам ранее не участвовал и не организовывал боевые операции. У арабов просто нет структуры для реализации сложной в технологическом смысле акции.
Мотивы и способы противодействия
У нью-йоркской операции оценочно может быть два мотива: возмездие и политическая провокация.
Если принять за основу возмездие, то под подозрение попадают очень многие. США "должны" Германии (за уничтожение городов), Японии (за Хиросиму и Нагасаки), Вьетнаму (за напалм и "химию"), Ираку, Ливану, Ливии, Судану и Афганистану (за удары возмездия), Югославии (за "защиту прав человека").
В случае возмездия срока давности не существует. Если на подготовку диверсии уходит минимум три года, то формирование структуры может растянуться на несколько десятилетий.
Примером может служить взрыв крейсера "Новороссийск" на Черноморском рейде. Во время Второй мировой войны "Новороссийск" был флагманом и гордостью фашистской Италии и носил имя "Джулио Чезаре".
Итальянцы поклялись, что "Джулио Чезаре" не будет ходить под другим флагом. Через 10 лет "Новороссийск" взорвался и затонул прямо на рейде. А еще через несколько лет боевым отставным итальянским пловцам были вручены правительственные награды.
Психологическая готовность к смерти существует прежде всего у японцев и мусульман. Их и могли использовать в роли пилотов-камикадзе.
Вторым мотивом может быть политическая провокация. В пользу этой версии говорит упорное нежелание администрации США назвать вещи своими именами. И маниакальное стремление к нанесению удара возмездия по арабским странам.
Способы борьбы с терроризмом - это букварь оперативной работы.
Первое - постоянное выявление противников. В расчет принимаются самые бредовые версии, если они хоть на долю процента реалистичны. И отработка мер защиты. Кстати, вариант воздушного тарана на Кремль и на дачу генсека рассматривался в СССР еще лет тридцать назад.
Второе - кропотливая агентурная работа с экстремистскими организациями. Штирлицев выращивают с пеленок. Человек еще в школу не пошел, а ему уже предписано быть агентом в "Хезболла".
Третье - выявление чужих агентов в своей среде.
Четвертое - работа с осведомителями. Создание института стукачей. Стукачи - ничтожные люди, как правило, они повязаны кровью.
Пятое - уничтожение систем базирования экстремистов. Не с помощью ракетно-бомбовых ударов, а путем точечных наземных операций силами спецназа.
США готовятся к полномасштабным боевым действиям против террористов. Видимо, Америке нужна война. Кстати, в США новые образцы оружия запускаются в серию и принимаются Пентагоном на вооружение только после боевых испытаний, а не полигонных, как в России.
Все говорит о том, что трагедия в Нью-Йорке не спонтанный теракт, а тщательно спланированная диверсия. Если Вашингтон всерьез уверен, что диверсию организовали арабские экстремисты, то первым делом надо признать полную профнепригодность секретных служб США. Или признать тот факт, что ЦРУ и ФБР являются прямыми или косвенными соучастниками диверсии. Иного не дано. "