Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21 мая 2004 года №17 (387) "О результатах проверки исполнения бюджета Чукотского автономного округа за 2003 год и текущий период 2004 года как высокодотационного субъекта Российской Федерации":
Утвердить отчет о результатах проверки, с внесением в него изменений и дополнений с учетом состоявшегося обсуждения.
Направить представления Счетной палаты Министру финансов Российской Федерации и губернатору Чукотского автономного округа, после внесения в них изменений и дополнений по результатам состоявшегося обсуждения.
Направить информационные письма в Правительство Российской Федерации, Думу Чукотского автономного округа и прокуратуру Чукотского автономного округа, после внесения в них изменений и дополнений по результатам состоявшегося обсуждения.
Направить отчет о результатах проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
"ОТЧЕТ о результатах проверки исполнения бюджета Чукотского автономного округа за 2003 год и текущий период 2004 года как высокодотационного субъекта Российской Федерации
Основание для проверки: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2004 год (пункт 4.11.12).
Цель проверки
Проверить использование средств, выделенных из федерального бюджета бюджету Чукотского автономного округа, а также средств окружного бюджета за 2003 год и истекший период 2004 года.
Объекты проверки
Аппарат губернатора и правительства Чукотского автономного округа, Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, Департамент социальной политики Чукотского автономного округа, Военный комиссариат Чукотского автономного округа, Управление внутренних дел Чукотского автономного округа, Государственное учреждение "Дорожный департамент "Чукотавтодор", Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз", Государственное унитарное предприятие Чукотского автономного округа "Чукотснаб".
Проверка проведена в период с 16 марта по 18 апреля 2004 года начальником инспекции С.Б. Климантовым (руководитель), главным инспектором В.П. Сидоровым, ведущими инспекторами В.В. Березневым, В.В. Пахаревым, В.Н. Пановым, Д.С. Яниным, старшим инспектором В.С. Васильевым, ведущим специалистом П.А. Смирновым и экспертом (по договору возмездного оказания услуг) С.В. Дубовицким.
В проверяемом периоде Чукотский автономный округ возглавлял губернатор Р.А. Абрамович.
Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в проверяемом периоде возглавляли: по 21 октября 2003 года - И.А. Панченко, с 21 октября 2003 года по 23 января 2004 года - Н.В. Мамченко (исполняющая обязанности), со 2 февраля по 16 февраля 2004 года - Л.Г. Миллер (исполняющий обязанности), с 16 февраля 2004 года по настоящее время - Л.Г. Миллер.
Проверкой установлено
1. Организация бюджетного процесса в Чукотском автономном округе
Бюджетный процесс в Чукотском автономном округе в течение 2003-2004 годов в части подготовки и оформления необходимых документов осуществлялся в основном в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Чукотского автономного округа "О бюджетном процессе в Чукотском автономном округе".
Первоначально Закон Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2003 год" был утвержден 2 декабря 2002 года по доходам в сумме 5103618,0 тыс. рублей, расходам - 5429952,0 тыс. рублей с дефицитом - 326334,0 тыс. рублей.
В течение 2003 года 6 раз вносились изменения и дополнения в первоначально утвержденный закон об окружном бюджете на 2003 год. Трижды (28 марта 2003 года, 25 мая 2003 года и 17 октября 2003 года) вносились изменения в окружной бюджет в связи с увеличением налоговых и неналоговых платежей в доходную часть окружного бюджета.
Одновременно вносились соответствующие изменения в расходную часть бюджета, в основном связанные с увеличением объема финансовой помощи бюджетам муниципальных образований. Так, Законом Чукотского автономного округа от 17 октября 2003 года №27-ОЗ размер собственных доходов был утвержден в сумме 3591992,0 тыс. рублей, что на 1838476,0 тыс. рублей больше первоначально утвержденных показателей (рост 204%). Расходы по оказанию финансовой помощи бюджетам муниципальных образований за указанный период возросли с 1436876,0 тыс. рублей до 3321077,0 тыс. рублей, то есть на 1884201,0 тыс. рублей (231 процент).
Последней редакцией окружного бюджета на 2003 год от 19 февраля 2004 года №01-ОЗ без изменения общих объемов доходной и расходной частей бюджета были осуществлены отдельные перемещения бюджетных ассигнований внутри расходной части бюджета округа.
Следует отметить, что увеличение поступлений налогов и сборов в доходную часть бюджета округа не привело к уменьшению его дефицита. Более того, размер дефицита окружного бюджета, утвержденный последней редакцией закона о бюджете на 2003 год (19 февраля 2004 года) составил 425195,0 тыс. рублей, или на 130,3% больше первоначально утвержденных показателей. Фактически по отчету об исполнении окружного бюджета за 2003 год размер дефицита окружного бюджета составил 559859,0 тыс. рублей, или превысил на 171,0% и 131,7% аналогичные показатели, утвержденные первоначальным законом о бюджете и последней его редакцией, соответственно.
Согласно требованиям статей 32 и 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовая помощь из федерального бюджета в виде дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит обязательному отражению в доходах окружного бюджета Чукотского автономного округа.
Указанное требование Бюджетного кодекса Российской Федерации правительством Чукотского автономного округа выполнялось не в полном объеме. Денежные средства в сумме 50000,0 тыс. рублей на реализацию ФЦП "Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1995-2000 годы и до 2010 года" фактически были отражены в доходах и расходах окружного бюджета в октябре 2003 года (в пятой редакции закона о бюджете). Субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, в сумме 71605,8 тыс. рублей по состоянию на 1 апреля 2004 года в доходной части окружного бюджета на 2004 год не отражались.
Как следует из требований статьи 224 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств, доводимый до распорядителя или получателя средств, не может отличаться от объема бюджетных ассигнований в расчете на квартал (в отдельных случаях допускается отклонение до 10%). Проверка показала, что это требование Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа не выполнялось, доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств носило формальный характер.
Отсутствие контроля со стороны Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа за соблюдением лимитов финансирования стало причиной их значительного превышения. В нарушение требований статьи 224 Бюджетного кодекса Российской Федерации ежемесячно доводимые до получателей средств лимиты бюджетных обязательств в расчете на квартал превышали на 40 и более процентов объемы бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете и бюджетной росписью.
В соответствии со статьей 2 "Участники бюджетного процесса в Чукотском автономном округе" Закона Чукотского автономного округа от 24 мая 2002 года №31-ОЗ "О бюджетном процессе в Чукотском автономном округе" (в редакции Закона Чукотского автономного округа от 17 февраля 2003 года №02-ОЗ) указано, что государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения являются получателями средств окружного бюджета.
В Чукотском автономном округе 4 октября 2002 года было заключено двухстороннее Соглашение между правительством Чукотского автономного округа и Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Чукотскому автономному округу "О кассовом обслуживании окружного бюджета" (далее - Соглашение), действие которого распространялось как на 2003 год, так и на 2004 год.
В соответствии с пунктами 1.4 и 2.5 данного Соглашения для учета расходов получателям средств окружного бюджета в Управлении федерального казначейства Минфина России по Чукотскому автономному округу открываются лицевые счета, на которых отражается финансирование получателей средств окружного бюджета и их кассовые расходы, что соответствует требованиям статьи 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований статей 156 и 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации, "Правил кассового обслуживания исполнения бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства" (утверждены приказом Минфина России от 19 апреля 2000 года №46-н) и Соглашения от 4 октября 2002 года (б/н) в 2003 году перечисление средств окружного бюджета государственным унитарным предприятиям округа (Билибинское МУП ЖКХ, ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", ФГУП "Чукотавиа", ОГУП ЧАО Издательство "Крайний Север", ГП "Чукотстройзаказчик" и ГУП ЧАО "Чукотснаб"), являющимся прямыми получателями бюджетных средств, осуществлялось на счета, открытые в коммерческих кредитных организациях. Лицевые счета указанным организациям как прямым получателям средств окружного бюджета в УФК Минфина России по Чукотскому автономному округу открыты не были.
2. Формирование и исполнение доходной части окружного бюджета Чукотского автономного округа
Последней редакцией закона о бюджете автономного округа (от 19 февраля 2004 года №01-ОЗ) окружной бюджет по доходам на 2003 год был утвержден в сумме 6960562,0 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов в сумме 3719522,0 тыс. рублей, и безвозмездных перечислений в сумме 3241040,0 тыс. рублей, из них финансовой помощи из федерального бюджета - 3028040,0 тыс. рублей.
При этом следует отметить, что объем налоговых и неналоговых доходов, первоначально утвержденных окружным законом о бюджете, по сравнению последней редакцией закона об окружном бюджете занижен более чем в два раза и по сравнению с достигнутым уровнем 2002 года - в 1,2 раза. При этом поступления от налога на прибыль предприятий, учтенные в налоговых доходах и первоначально утвержденные окружным законом о бюджете, занижены в 5,6 раза и по сравнению с достигнутым уровнем 2002 года - в 3,5 раза. УМНС России по Чукотскому автономному округу письмом от 24 сентября 2002 года №05-04/3264 направило в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений прогноз по мобилизации налоговых доходов в окружной бюджет на 2003 год, в том числе и по налогу на прибыль в сумме 894800,0 тыс. рублей, однако, первоначально законом об окружном бюджете поступления по налогу на прибыль предприятий утверждены в сумме 232500,0 тыс. рублей, то есть почти в 4 раза ниже прогнозных расчетов.
Договором от 12 мая 2003 года, заключенным между Межрегиональным общественным фондом "Полюс Надежды" (далее - МОФ "Полюс Надежды") и правительством Чукотского автономного округа, предусмотрено безвозмездное перечисление фондом денежных средств в сумме 213000,0 тыс. рублей на финансирование расходов, утвержденных окружным законом о бюджете. Указанные средства отражены в доходах окружного бюджета по коду 3070000 "Прочие безвозмездные перечисления" и утверждены законом о бюджете 2 декабря 2002 года, при этом договор на безвозмездное перечисление средств заключен 12 мая 2003 года.
Законом Чукотского автономного округа от 2 декабря 2002 года №84-ОЗ "Об окружном бюджете на 2003 год" дефицит был утвержден в сумме 326334,0 тыс. рублей, или 14,9 процента. При исключении из доходной части окружного бюджета включенных безвозмездных перечислений в сумме 213000,0 тыс. рублей, дефицит окружного бюджета составит 539334,0 тыс. рублей, или 24,6% от объема собственных доходов окружного бюджета, что в 1,6 раза превышает предельно допустимый размер, установленный пунктом 4 статьи 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований статей 45 и 235 Бюджетного кодекса Российской Федерации с МОФ "Полюс Надежды" в 2003 году были проведены взаиморасчеты на сумму 213000,0 тыс. рублей. В годовом отчете об исполнении окружного бюджета за 2003 год эта сумма значится по доходам как безвозмездные перечисления денежных средств, в расходах - финансирование мероприятий региональной целевой программы "Адресная социальная помощь семьям, проживающим на территории Чукотского автономного округа и имеющим детей". Фактически эти денежные средства на счет окружного бюджета через органы УФК Минфина России по Чукотскому автономному округу не зачислялись, выделение их на реализацию региональной целевой программы не проводилось, что привело к искажению данных бухгалтерской отчетности по исполнению окружного бюджета за 2003 год (дефицит бюджета, объемы доходной и расходной частей бюджета). Причем, вышеуказанный порядок проведения взаиморасчетов с МОФ "Полюс Надежды" сохранен и на 2004 год.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в окружной бюджет составили 3916799,0 тыс. рублей, или 105,3% от утвержденных окружным законом о бюджете назначений, в том числе налоговых доходов - 3150660,0 тыс. рублей, или 103,8%, и неналоговых доходов - 766139,0 тыс. рублей, или 111,8 процента.
В структуре налоговых и неналоговых поступлений в окружной бюджет наибольший удельный вес составляют налоговые доходы - 80,4%, из них налог на прибыль предприятий и организаций - 33,4%, налог на доходы физических лиц - 32,2%, налог на имущество - 2,4% процента и прочие налоги, пошлины и сборы - 9,9 процента. На долю неналоговых доходов приходится 19,6 процента.
9 апреля 2001 года был принят Закон Чукотского автономного округа от №24-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности на территории Чукотского автономного округа", соответствующий действующему федеральному законодательству. На его основании предприятия, участвующие в реализации инвестиционных проектов, были освобождены от уплаты налогов и сборов в части, зачисляемой в окружной бюджет. Подтверждением права на использование инвестором налоговых льгот являлось наличие у инвестора инвестиционного свидетельства.
По данным Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа и УМНС России по Чукотскому автономному округу, за 2003 год сумма выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 9 апреля 2001 года №24-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности на территории Чукотского автономного округа" составила 13713132,3 тыс. рублей, в том числе в части, зачисляемой в окружной бюджет, - 12175554,5 тыс. рублей, из них льгота по налогу на прибыль - 12159239,5 тыс. рублей (99,9%) и в части, зачисляемой в бюджет города Анадырь, - 1537577,8 тыс. рублей, из них льгота по налогу на прибыль - 1520865,4 тыс. рублей (98,9 процента).
На 1 января 2003 года на учете в налоговых органах состояло 22 организации, имеющие свидетельства на право осуществления инвестиционной деятельности на территории округа: ООО "Биллингс", ООО "Рубикон", ООО "Кретанс Холдинг", ООО "Юникар", ООО Торговый Дом "Алюминий", ООО "Стелла", ООО "Стамп", ООО "Лигата Трейдинг", ООО "Стенсон", ООО "Бонита", ООО "ТД "Русская фольга", ООО "Катилена", ООО "Аленара ЛТД", ООО "Омолон Лтд", ООО "Север", ООО "КБФ", ООО "Фаворит", ООО "Синеус", ООО "Гранит", ООО "Эпсилон", ООО "Фарма Лтд", ООО "Орион Лтд".
В течение 2003 года с налогового учета сняты: ООО "Рубикон", ООО "Кретанс Холдинг", ООО "Юникар", ООО "Орион Лтд".
В соответствии с законодательными и нормативными документами Чукотского автономного округа инвесторы были обязаны инвестировать в государственный сектор экономики округа средства в размере не менее 50% от суммы предоставленных налоговых льгот.
На основании постановления правительства Чукотского автономного округа от 17 апреля 2001 года №13 "О мерах по реализации Закона Чукотского автономного округа "О развитии предпринимательской деятельности на территории Чукотского автономного округа" в период 2001-2003 годов было заключено 350 инвестиционных договоров на сумму - 14816515,104 тыс. рублей. Предметом данных договоров являлось осуществление инвестиций в строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт объектов, включенных в региональные программы.
В результате исполнения 199 из указанных договоров по состоянию на 1 апреля 2004 года передано в собственность округа результатов законченных работ на сумму 6918884,6 тыс. рублей, в том числе на объектах:
государственного и местного самоуправления на сумму 139475,8 тыс. рублей; правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства на сумму 125,8 тыс. рублей; промышленности, энергетики и строительства на сумму 4643899,2 тыс. рублей; жилищно-коммунального хозяйства на сумму 806829,8 тыс. рублей; образования на сумму 982520,4 тыс. рублей; культуры, искусства и кинематографии на сумму 104807,7 тыс. рублей; здравоохранения и физической культуры на сумму 224434,0 тыс. рублей; социальной политики на сумму 16792,0 тыс. рублей. Кроме того, инвесторами приобретено и передано в собственность округа имущество на сумму 1069366,2 тыс. рублей, погашена кредиторская задолженность правительства Чукотского автономного округа по договорам, предусматривающим инвестиционные вложения в соответствии с приоритетными инвестиционными проектами, на сумму 550751,6 тыс. рублей.
Общая стоимость результатов инвестиционных вложений, переданных в собственность Чукотскому автономному округу, составляет 8539002,4 тыс. рублей. Решением Думы Чукотского автономного округа упомянутые льготы предприятиям-инвесторам отменены с 1 января 2004 года. Вместе с тем обязательства инвесторов по ранее предоставленным льготам действительны.
3. Исполнение расходной части окружного бюджета Чукотского автономного округа
Законом Чукотского автономного округа от 2 декабря 2002 года №84-ОЗ "Об окружном бюджете на 2003 год" расходы были утверждены в сумме 5429952,0 тыс. рублей исходя из планируемых доходов в объеме 5103618,0 тыс. рублей и дефицита бюджета в сумме 326334,0 тыс. рублей (или 14,9% объема доходов окружного бюджета без учета финансовой помощи).
В нарушение статьи 110 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 20 Закона Чукотского автономного округа "О бюджетном процессе в Чукотском автономном округе" не была утверждена программа государственных внутренних заимствований Чукотского автономного округа, направляемых на покрытие дефицита бюджета.
В нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Чукотского автономного округа от 24 мая 2002 года №31 "О бюджетном процессе в Чукотском автономном округе" (с изменениями и дополнениями) в Законе Чукотского автономного округа от 2 декабря 2002 года №84-ОЗ "Об окружном бюджете на 2003 год" не утверждены:
общий объем капитальных и текущих расходов окружного бюджета (статья 66 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 20 Закона Чукотского автономного округа "О бюджетном процессе в Чукотском автономном округе"); лимиты и порядок предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы очередного финансового года, как юридическим лицам, так и государственным и муниципальным унитарным предприятиям, цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов, условия предоставления бюджетных кредитов (статьи 76, 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 20 Закона Чукотского автономного округа "О бюджетном процессе в Чукотском автономном округе"); предельный объем обязательств по государственным гарантиям на очередной финансовый год и перечень предоставляемых отдельным муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов окружного бюджета (статья 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации; статья 20 Закона Чукотского автономного округа "О бюджетном процессе в Чукотском автономном округе"). Полученная из федерального бюджета в 2003 году беспроцентная бюджетная ссуда на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета Чукотского автономного округа, в сумме 20000,0 тыс. рублей не была своевременно и в полном объеме разассигнована (задержка распределения по получателям на 21 день и 3 месяца 23 дня).
Расходная часть окружного бюджета за 2003 год, согласно отчетным данным, исполнена в целом на 142,1% (или в сумме 7717042,0 тыс. рублей) к первоначально утвержденным плановым назначениям на год (5429952,0 тыс. рублей) и на 104,0% к уточненным (в последней редакции) плановым назначениям (7385757,0 тыс. рублей).
Наибольший объем расходов профинансирован по разделам: "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" - 3213774,0 тыс. рублей (или на 223,7% к первоначальным назначениям и на 96,0% к уточненным плановым назначениям на год); "Здравоохранение и физическая культура" - 795916,0 тыс. рублей (или, соответственно, на 129,9% и на 87 процента).
Расходы по разделу по разделу 19 "Обслуживание государственного и муниципального долга" не планировались и не осуществлялись.
Дефицит по отчетным данным об исполнении окружного бюджета за 2003 год составил 559859,0 тыс. рублей, или 13,6% к собственным доходам.
Согласно Главной книге и годовому бухгалтерскому отчету об исполнении окружного бюджета, за 2003 год остатки бюджетных средств на счетах окружного бюджета составили 1053220,0 тыс. рублей (подтверждено данными УФК Минфина России по Чукотскому автономному округу), в том числе 1015525,0 тыс. рублей - на лицевом счете окружного бюджета, 200,0 тыс. рублей - на счетах распорядителей средств и 37495,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета. Остатки средств федерального бюджета в сумме 37495,0 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2003 года распределились следующим образом: дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности - 17477,0 тыс. рублей, субвенции на реализацию Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - 5011,0 тыс. рублей, субвенции на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 8461,0 тыс. рублей, субсидии на возмещение льгот по оплате ЖКУ, услуг связи, проезда в общественном транспорте гражданам, подвергшимся радиации, - 222,0 тыс. рублей, субвенции на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" - 3,0 тыс. рублей и другие виды финансовой помощи - 6321,0 тыс. рублей.
Согласно статье 35 Закона Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2003 год", эти остатки, образовавшиеся в связи с неполным использованием получателями средств окружного бюджета доведенных до них объемов финансирования, направляются правительством Чукотского автономного округа в течение 9 месяцев 2003 года в качестве дополнительного источника финансирования по соответствующим разделам расходов окружного бюджета сверх утвержденных законом о бюджете ассигнований.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" бюджету Чукотского автономного округа в виде дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности было перечислено 2405600,0 тыс. рублей, или 100% от плановых назначений. Неиспользованные остатки указанных дотаций на счетах окружного бюджета по состоянию на 1 января 2003 года составляли 17477,0 тыс. рублей и на 1 января 2004 года - 182220,0 тыс. рублей, или возросли в 10,4 раза. В то же время задолженность по выплате заработной платы с начислениями на начало и конец 2003 года практически осталась без изменений (на 1 января 2003 года - 377385,0 тыс. рублей, на 1 января 2004 года - 365602,0 тыс. рублей).
Вместе с тем в нарушение требований статей 6 и 68 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет средств федеральной дотации были профинансированы капитальные расходы окружного бюджета на общую сумму 72267,3 тыс. рублей. В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти расходы являются не целевыми, подлежащими бесспорному списанию в федеральный бюджет.
Правительством Чукотского автономного округа не соблюдались требования Положения "О порядке расходования средств резервного фонда правительства Чукотского автономного округа на непредвиденные расходы" (далее - Положение), утвержденного постановлением правительства Чукотского автономного округа от 18 декабря 2001 года №187. По распоряжениям правительства Чукотского автономного округа за счет средств резервного фонда были профинансированы расходы, не предусмотренные Положением для выделения бюджетных средств, в сумме 42029,1 тыс. рублей, в том числе 3177,0 тыс. рублей - УМНС России по Чукотскому автономному округу на укрепление материально-технической базы и 1368,0 тыс. рублей - для организации визита Директора ФСБ России и делегации Северо-Восточного регионального управления пограничной службы Российской Федерации в г. Анадырь.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, эти расходы являются не целевыми и подлежат восстановлению на счетах окружного бюджета.
Проверкой установлено, что по распоряжениям правительства Чукотского автономного округа в 2003 году была проведена безвозмездная передача государственного имущества:
Северо-Восточному региональному управлению Пограничной службы ФСБ России на общую сумму 124,5 тыс. рублей (оргтехника и офисное оборудование) - распоряжение от 15 сентября 2003 года №257-рп; Автономной некоммерческой организации Адвокатская палата Чукотского автономного округа на сумму 442,1 тыс. рублей в безвозмездное пользование (оргтехника) - распоряжение от 20 февраля 2003 года №18-рп; Северо-Восточному региональному управлению Пограничной службы ФСБ России в/ч 2254 для пункта пропуска аэропорта Анадырь (Угольный) автобус ГАЗ-322173, балансовой стоимостью 245,6 тыс. рублей (износ 27,3 тыс. рублей) - распоряжение от 20 ноября 2003 года №329-рп. В нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года №555 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 года №495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" соглашения об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Чукотского автономного округа ни в 2002 году, ни в 2003 году правительством Чукотского автономного округа не заключались.
По сравнению с задолженностью по состоянию на 1 января 2003 года задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы на конец года увеличилась на 5150,0 тыс. рублей. Задолженность по начислениям на заработную плату снизилась на 16933,0 тыс. рублей, или 4,5 процента.
При выборочной проверке штатных расписаний Департамента финансов, экономики и имущественных отношений, Департамента социальной политики и Департамента культуры, молодежи, спорта, туризма и информационной политики Чукотского автономного округа установлено, что в нарушение статьи 134 Бюджетного кодекса Российской Федерации размеры должностных окладов государственных служащих автономного округа, утвержденные штатными расписаниями, превышают размеры должностных окладов (с учетом соответствующих районных коэффициентов) федеральных государственных служащих в среднем на 32-38 процентов.
Кроме того, в расчет годового фонда оплаты труда указанных департаментов на 2003 год необоснованно включены расходы по выплате выходного пособия при увольнении в сумме 373,0 тыс. рублей и компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 555,0 тыс. рублей, то есть создавался резерв, который в конце года направлялся на выплату премий, единовременных вознаграждений и других выплат работникам.
Таким образом, в результате завышения должностных окладов и, соответственно, размера надбавок и других выплат незаконные выплаты за 2003 год работникам указанных департаментов составили 10765,1 тыс. рублей.
Следует также отметить, что органами государственной власти Чукотского автономного округа сверх минимального размера социальных льгот и выплат, предусмотренных федеральным законодательством, установлены дополнительные льготы и надбавки к заработной плате работников учреждений образования, здравоохранения и социальной сферы. Указанный факт отмечен и в протоколе приемки отчета об исполнении консолидированного бюджета Чукотского автономного округа за 2002 и 2003 годы. Министерством финансов Российской Федерации предложено обеспечить в течение 2003 года отмену повышающих коэффициентов, надбавок и других дополнительных льгот и доплат к заработной плате работников учреждений, финансируемых из окружного и местных бюджетов. Однако до настоящего времени рекомендации Министерства финансов Российской Федерации не исполнены. Указанные надбавки и доплаты к заработной плате продолжают действовать и в 2004 году.
Всего в 2003 году из окружного бюджета на выплату надбавок и других дополнительных льгот и доплат к заработной плате, незаконно установленных органами власти Чукотского автономного округа, профинансированы расходы в сумме 108777,0 тыс. рублей и за истекший период 2004 года - 23573,1 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 87 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" предусматривалось выделение из федерального бюджета бюджету Чукотского автономного округа 381755,0 тыс. рублей субвенций и субсидий на финансирование дорожного хозяйства. С целью усиления контроля за целевым использованием средств федерального бюджета был заключен договор от 11 февраля 2003 года №13/89-С между Минтрансом России и правительством Чукотского автономного округа по долевому финансированию совместных проектов строительства и реконструкции объектов дорожного хозяйства. Согласно договору на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства, а также на содержание дорог общего пользования предусматривалось направить 533887,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 381755,0 тыс. рублей, или 71,5%. Федеральный бюджет полностью исполнил свои обязательства перед бюджетом Чукотского автономного округа. Правительством Чукотского автономного округа эти обязательства исполнены не в полном объеме. Согласно вышеуказанному договору, по долевому финансированию объектов дорожного хозяйства на строительство автозимника "Билибино - Анюйск" должны быть направлены средства в сумме 171366,4 тыс. рублей, фактически на эти цели направлено 165537,3 тыс. рублей, или на 4829,1 тыс. рублей меньше. В соответствии с пунктом 5.2 договора эти средства следует списать в федеральный бюджет.
Кроме того, были выявлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета, выделенных на строительство автозимника "Билибино - Анюйск". Так, поступившие в Государственное учреждение "Дорожный департамент "Чукотавтодор" (далее - ГУ ДД "Чукотавтодор") в мае 2003 года денежные средства в сумме 34384,0 тыс. рублей фактически направлены подрядчику в соответствии с целевым назначением только в сумме 30616,0 тыс. рублей. Поступившие в июне и июле 2003 года денежные средства на строительство этого объекта в сумме, соответственно, 16452,8 и 6000,0 тыс. рублей были направлены на другие цели (финансирование текущих хозяйственных нужд ГУ ДД "Чукотавтодор").
Из 2900,0 тыс. рублей, поступивших в августе федеральных средств на строительство мостового перехода на вышеуказанном автозимнике, 900,0 тыс. рублей были направлены на другие цели (финансирование текущих хозяйственных нужд ГУ ДД "Чукотавтодор").
Всего нецелевые расходы средств федерального бюджета, выделенных на строительство автозимника "Билибино - Анюйск", составили 27120,8 тыс. рублей и, согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат бесспорному списанию в федеральный бюджет.
В отдельных случаях допускались необоснованные задержки (до 10 дней) перечисления федеральных средств получателям.
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства осуществлялись на основе заключенных в установленном порядке государственных контрактов. Согласно указанным контрактам, выделение денежных средств на финансирование этих работ осуществляется в пределах лимитов, утвержденных законом о бюджете округа на год, а оплата выполненных работ производится Заказчиком ежемесячно на основании предъявленных Подрядчиком и принятых Заказчиком объемов выполненных работ (форма №КС-3). Как показала выборочная проверка эти условия не выполнялись. Так, согласно закону об окружном бюджете на 2003 год, расходы на строительство автозимника "Эгвекинот - Мыс Шмидта" были утверждены в сумме 109309,0 тыс. рублей, фактически ГУ ДД "Чукотавтодор" было принято и оплачено работ на сумму 184798,8 тыс. рублей, или на 76559,7 тыс. рублей больше утвержденных лимитов. В течение 2003 года правительством Чукотского автономного округа были профинансированы работы по капитальному ремонту автодороги "Билибино - Встречный" в сумме 98842,0 тыс. рублей, не предусмотренные окружным бюджетом на 2003 год к финансированию.
В связи с этим на основании статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы в сумме 175401,7 тыс. рублей следует квалифицировать как нецелевые, подлежащие бесспорному списанию в окружной бюджет.
В нарушение условий заключенных контрактов справки о выполненных работах по форме №КС-3 составлялись Подрядчиком и принимались Заказчиком не ежемесячно, а, как правило, за 2 и более месяцев (до 6 месяцев). Так, согласно справке о выполненных работах, на сумму 108239,1 тыс. рублей были оплачены работы по строительству автодороги "Эгвикинот - Мыс Шмидта" за период с декабря 2002 года по май 2003 года. В представленной справке и актах выполненных работ за этот период объемы строительно-монтажных работ, выполненных в декабре 2002 года, отдельно не выделялись. Согласно письменной справке ГУ ДД "Чукотавтодор", эти работы в 2002 году к оплате не принимались и были оплачены в счет лимитов окружного бюджета 2003 года.
При выделении указанных средств Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа были нарушены требования статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации о целевом и адресном направлении средств бюджета. Так, согласно реестру №295/2, Департаментом был оформлен мемориальный ордер о перечислении ГУ ДД "Чукотавтодор" денежных средств в сумме 108321,1 тыс. рублей как бюджетное финансирование текущих расходов за июнь 2003 года, фактически указанные средства были направлены на оплату выполненных строительно-монтажных работ (капитальных вложений).
В связи с изложенным, согласно статьям 231 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходы в сумме 108239,1 тыс. рублей следует квалифицировать как нецелевые, а расходы по дальнейшему строительству автодороги "Эгвикинот - Мыс Шмидта" подлежат блокированию до предоставления первичных материалов, подтверждающих объем выполненных работ в декабре 2002 года. Следует отметить, что, согласно акту приемочной комиссии, первая очередь объекта строительства принята в эксплуатацию 1 ноября 2003 года. Согласно справке по форме №КС-3 о стоимости выполненных работ за июль-ноябрь 2003 года в сумме 68038,3 тыс. рублей (принято к оплате), работа по строительству первой очереди объекта продолжалась и в ноябре 2003 года, однако объем этих работ в справке не оговаривался.
По состоянию на 25 сентября 2003 года, согласно представленной справке по форме №КС-3, объем выполненных работ по капитальному ремонту автодороги "Билибино - Встречный" за июнь-август 2003 года составлял 57521,5 тыс. рублей. В то же время на указанную дату ГУ ДД "Чукотавтодор" перечислил подрядчику ПК Артель старателей "Чукотка" в счет оплаты выполненных работ 71352,0 тыс. рублей, или на 13380,5 тыс. рублей больше принятых к оплате работ. Фактически ГУ ДД "Чукотавтодор" эти объемы работ были приняты к оплате 27 октября 2003 года.
В соответствии с Законом Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2003 год" на реализацию региональных целевых программ "Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2003-2005 годы" и "Модернизация жилищно-коммунального комплекса Чукотского автономного округа на 2003 год", заказчиком которых являлся Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, предусматривалось выделить из окружного бюджета 600000,0 тыс. рублей. Фактически в 2003 году на реализацию указанных программ было выделено 585506,4 тыс. рублей (97,6% от плановых показателей).
По Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа Законом Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2003 год" на реализацию мероприятий 6 региональных целевых программ предусматривалось выделить 494431,6 тыс. рублей, фактически в 2003 году за счет средств окружного бюджета на указанные цели было выделено 462103,1 тыс. рублей (93,5% от плановых показателей).
Согласно паспорту программ, их реализация должна быть закончена до конца 2003 года и, по информации правительства Чукотского автономного округа, мероприятия программ выполнены в установленные сроки. В то же время на 1 января 2004 года оплаченные в установленном порядке договора по поставке материально-технических ресурсов (оказанию услуг и выполнению работ) выполнены не в полном объеме. Дебиторская задолженность по поставке нефтепродуктов, материально-технических ценностей и оказанию услуг по реализации мероприятий указанных программ составила 375048,7 тыс. рублей, в том числе:
по Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа - 220225,9 тыс. рублей, из них региональная целевая программа "Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2003-2005 годы" - 67165,9 тыс. рублей; региональная целевая программа "Модернизация жилищно-коммунального комплекса Чукотского автономного округа на 2003 год" - 153060,0 тыс. рублей; по Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа - 154822,8 тыс. рублей, из них региональная целевая программа "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы - 7688,2 тыс. рублей; окружная программа "Адресная социальная помощь малоимущим и нетрудоспособным гражданам, проживающим в Чукотском автономном округе, на 2002-2004 годы" - 28009,6 тыс. рублей; региональная целевая программа "Здоровый ребенок Чукотки" на 2003-2005 годы - 8980,7 тыс. рублей; региональная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Чукотском автономном округе на 2002-2004 годы" - 18555,2 тыс. рублей; региональная целевая программа "Развитие образования Чукотского автономного округа" на 2002-2004 годы - 90702,3 тыс. рублей; региональная целевая программа "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа" - 886,8 тыс. рублей. Поскольку денежные средства в сумме 1047609,5 тыс. рублей, согласно данным Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, значатся как освоенные на реализацию региональных программ, а фактически по состоянию на 1 января 2004 года имеется дебиторская задолженность в сумме 375048,7 тыс. рублей, указанные расходы являются незаконными.
Представительство администрации Чукотского автономного округа при Правительстве Российской Федерации (далее - Представительство), расположенное в г. Москве, не имеет статуса юридического лица. Ведомственной структурой расходов окружного бюджета на 2003 и 2004 годы, а также представленной сметой доходов и расходов аппарата губернатора и правительства Чукотского автономного округа (далее - Аппарат) выделение денежных средств на содержание Представительства не предусматривалось.
В то же время на основании разрешительной надписи руководителя аппарата губернатора и правительства Чукотского автономного округа на авансовых отчетах сотрудника Представительства С.Ю. Шмелева о произведенных расходах на содержание Представительства за счет личных средств из окружного бюджета на его счет, открытый в Сбербанке России, были перечислены денежные средства в сумме 617,8 тыс. рублей. Поскольку в ходе исполнения окружного бюджета были нарушены требования статей 38, 219, 220, 223 и 298 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные расходы следует квалифицировать как нецелевые, подлежащие восстановлению в окружной бюджет.
В нарушение требований статьи 134 Бюджетного кодекса Российской Федерации размеры должностных окладов государственных служащих аппарата губернатора и правительства Чукотского автономного округа превышают размеры должностных окладов по аналогичным должностям федеральных служащих в среднем на 30 процентов. По этой причине незаконные выплаты этим государственным служащим за 2003-2004 годы составили 5676,0 тыс. рублей.
Кроме того, в нарушение требований указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет сметы расходов аппарата губернатора и правительства Чукотского автономного округа произведены незаконные расходы на оплату санаторно-курортного лечения служащих Аппарата, не предусмотренные для федеральных служащих, в сумме 2160,0 тыс. рублей.
В нарушение статей 134 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации произведены нецелевые расходы по оплате проезда физических лиц, не являющихся сотрудниками Аппарата, в сумме 107,9 тыс. рублей сверх установленных федеральным законодательством, произведены расходы по выплате суточных при направлении сотрудников Аппарата в командировку в сумме 58,6 тыс. рублей.
Всего нецелевые расходы в части выплат наличных денежных средств сотрудникам Аппарата составили 8002,5 тыс. рублей.
Статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены направления расходования бюджетных средств бюджетными учреждениями в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
В нарушение требований указанной статьи, а также статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет средств резервного фонда правительства Чукотского автономного округа на непредвиденные расходы сверх сумм, предусмотренных сметой доходов и расходов аппарата губернатора и правительства Чукотского автономного округа, были оплачены расходы по оплате питания делегации офицеров и должностных лиц Дальневосточного регионального управления МЧС России в сумме 87,8 тыс. рублей. За счет средств сметы доходов и расходов Аппарата приобретена мебель для войсковой части 2254 Северо-Восточного регионального пограничного управления ФСБ России в сумме 49,2 тыс. рублей, выделены денежные средства на ремонт офиса региональной комиссии "Беренгов пролив" в сумме 135,7 тыс. рублей, произведены расходы по текущему ремонту помещений УМНС России по Чукотскому автономному округу в сумме 500,0 тыс. рублей, приобретено недвижимое имущество в виде складского помещения общей площадью 408,5 кв. м на сумму 1695,0 тыс. рублей.
Всего нецелевые расходы составили 2467,7 тыс. рублей и в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат бесспорному списанию в окружной бюджет.
Использование средств федерального бюджета, выделенных в 2003 году и истекшем периоде 2004 года бюджету округа из Фонда компенсаций в виде субсидий и субвенций на реализацию Федеральных законов по выплате гражданам социальных пособий, производилось в соответствии с действующими нормативными актами. На указанные цели бюджету Чукотского автономного округа было перечислено из федерального бюджета 39061,8 тыс. рублей.
В нарушение требований статей 38 и 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 года №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Департаментом социальной политики округа были произведены расходы по выплате единовременных пособий при рождении ребенка на сумму 322,5 тыс. рублей. Данные выплаты предусмотрено производить за счет средств Фонда социального страхования. Произведенные расходы являются нецелевыми и в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат бесспорному изъятию в федеральный бюджет. В ходе настоящей проверки Департамент социальной политики округа платежным поручением от 1 апреля 2004 года №788 сумму нецелевого расхода (322,5 тыс. рублей) восстановил в федеральный бюджет.
Статьей 46 Федерального закона от 24 декабря 2002 года №176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и приложением №13 к нему субвенция на компенсацию тарифов на электроэнергию Чукотскому автономному округу на 2003 год была предусмотрена в сумме 90000,0 тыс. рублей. Указанная сумма перечислена региону в полном объеме.
Поступившие денежные средства ОАО "Чукотэнерго" в соответствии с договорами поставки угля и нефтепродуктов перечислило:
ОАО "Шахта Угольная" в сумме 76400,0 тыс. рублей (84,9% от полученной субвенции) за поставляемый каменный уголь; ОГУП "Чукотснаб" в сумме 8800,0 тыс. рублей за приобретенный каменный уголь и дизельное топливо. В соответствии с Законом Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2003 год" для обеспечения деятельности военного комиссариата предусматривалось направить из окружного бюджета 14989,0 тыс. рублей. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года №1372, в счет указанных средств осуществляется финансирование текущего и капитального ремонта зданий военкоматов, содержание гражданского персонала, обслуживающего военкоматы и оплата коммунальных услуг.
Как показала встречная проверка из выделенных средств окружного бюджета денежные средства в сумме 574,9 тыс. рублей были направлены военным комиссариатом на выплату надбавок к денежному довольствию военнослужащим и 1551,1 тыс. рублей - на оплату поставок товаров (работ, услуг) без проведения конкурсов по выбору поставщиков.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходы в сумме 2126,0 тыс. рублей (14,0% от общей суммы выделенных средств) являются нецелевыми, подлежащими в бесспорном порядке восстановлению на счетах окружного бюджета.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета и средств субъекта Российской Федерации осуществляется финансирование расходов по содержанию органов внутренних дел. На содержание УВД Чукотского автономного округа из окружного бюджета в 2003 году было выделено 84696,0 тыс. рублей. В нарушение вышеуказанной статьи за счет средств окружного бюджета денежные средства в сумме 782,3 тыс. рублей были направлены на проведение медицинского осмотра аттестованного состава УВД Чукотского автономного округа, содержащегося за счет средств федерального бюджета, и являются нецелевыми расходами, подлежащими списанию в окружной бюджет.
Кроме того, за счет средств окружного бюджета была оплачена поставка материально-технических ресурсов на сумму 3228,0 тыс. рублей. В нарушение требований статей 71 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение государственных контрактов проводилось без проведения конкурсов по отбору поставщиков, в том числе поставка товаров на сумму 1412,0 тыс. рублей была осуществлена без заключения государственных контрактов. Указанные расходы являются незаконными и нецелевыми.
В ряде случаев в нарушение требований статей 71 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации без проведения конкурсных процедур по выбору поставщиков товаров (услуг) и заключения государственных контрактов на их поставку аппаратом губернатора и правительства Чукотского автономного округа осуществлялась закупка товаров (услуг). В 2003 году на эти цели было направлено 6391,9 тыс. рублей. Указанные расходы являются незаконными и нецелевыми.
4. О государственном долге и использовании средств "золотого кредита"
По состоянию на 1 января 2003 года в Государственной долговой книге Чукотского автономного округа объем государственного долга определен в размере 7022294,8 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2004 года в Государственной долговой книге Чукотского автономного округа объем государственного долга определен в размере 6503367,5 тыс. рублей (выше собственных доходов окружного бюджета в 1,7 раза). Задолженность автономного округа по уплате процентов за пользование заемными средствами составила 1936612,5 тыс. рублей, сумма пени и штрафов за несвоевременный возврат кредитных ресурсов - 875844,7 тыс. рублей.
Таким образом, сумма государственного долга Чукотского автономного округа с учетом затрат на его обслуживание составляла на 1 января 2004 года 9315824,7 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Согласно отчету об исполнении окружного бюджета за 2003 год, собственные доходы бюджета составили 3719522,0 тыс. рублей, то есть упомянутые требования Бюджетного кодекса Российской Федерации в части соблюдения предельного объема государственного долга правительством Чукотского автономного округа не выполнялись.
Незаконно, в нарушение требований статьи 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в состав государственного долга округа включена задолженность перед ОАО "Лукойл" по договору поставки нефтепродуктов от 10 мая 2000 года №200-0338 в сумме 29300,0 тыс. рублей.
В нарушение требований статьи 118 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Чукотском автономном округе не ведется Реестр задолженности государственных унитарных предприятий.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации в течение 1994-1995 годов Чукотскому автономному округу было выделено в виде "золотых кредитов" 15,8 тонны золота (195,1 млн. долл. США по курсу на момент выдачи кредитов).
Средства этих кредитов выдавались предприятиям и организациям Чукотского автономного округа, а также непосредственно администрации Чукотского автономного округа в соответствии с заключенными соглашениями между Минфином России, Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, администрацией Чукотского автономного округа, как правило, в лице главы администрации Чукотского автономного округа А.В. Назарова, организациями, получающими кредит, и уполномоченными банками. При этом все кредиты предприятиям и организациям предоставлялись под гарантии администрации Чукотского автономного округа.
По состоянию на 1 января 2001 года из 15751 кг золота (195099,0 тыс. долл. США), выделенных администрации Чукотского автономного округа из федерального бюджета, возвращено в Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням Российской Федерации 4223,06 кг золота. Долг на указанную дату по возврату этих средств с учетом процентов за пользование кредитами, штрафов и пеней составил 15606,49 кг золота.
В нарушение требований статей 32, 44 и 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации в период 2000-2002 годов операции со средствами "золотого кредита" не отражались в доходной и расходной частях окружного бюджета, отсутствовал учет долговых обязательств Чукотского автономного округа перед федеральным бюджетом.
Первоначальной редакцией окружного бюджета на 2003 год от 2 декабря 2002 года №84-ОЗ обязательства округа по погашению долга по средствам "золотого кредита" в предельный объем государственного долга Чукотского автономного округа не включались, и только четвертой редакцией Закона Чукотского автономного округа от 17 октября 2003 года №27-ОЗ в государственный долг Чукотского автономного округа включены обязательства по его погашению в сумме 5422193,3 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 85) Правительству Российской Федерации было предоставлено право в 2002 году провести реструктуризацию задолженности по состоянию на 31 декабря 2001 года по государственным кредитам, полученным в 1992-1998 годах субъектами Российской Федерации в результате отпуска из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Согласно правилам, реструктуризации подлежит вся сумма обязательств, неисполненных заемщиками на 31 декабря 2001 года, в том числе основной долг, проценты, штрафы и пени при условии оформления в установленном порядке задолженности в государственный долг субъекта Российской Федерации.
Заявления заемщиков о проведении реструктуризации с приложением необходимых документов должно быть представлено в Минфин России не позднее 15 апреля 2002 года. Соглашение о реструктуризации задолженности не заключалось по причине несогласия правительства Чукотского автономного округа с пятилетним сроком погашения задолженности.
В то же время, согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2002 года №640, Минфину России поручалось принять в установленном порядке меры по взысканию долга субъектов Российской Федерации, не реструктуризировавших свою задолженность. В течение 2002-2003 годов погашение задолженности не проводилось. Согласно вышеуказанному постановлению Правительства Российской Федерации, в течение 2003 года должен быть погашен долг по "золотому кредиту" в размере 10% от суммы задолженности, или 1560,6 кг золота.
По данным администрации Чукотского автономного округа, по состоянию на 31 декабря 2001 года задолженность Чукотского автономного округа по "золотым кредитам" составляла 15606,49 кг золота (с учетом процентов и штрафов).
По информации первого заместителя губернатора Чукотского автономного округа А.В. Городилова по состоянию на 25 марта 2004 года проводится определенная работа по проведению реструктуризации задолженности по средствам "золотого кредита" (подписаны акты сверки задолженности со стороны правительства Чукотского автономного округа и Внешэкономбанка). После принятия Правительством Российской Федерации дополнительного соглашения по этим вопросам будет заключено соглашение о реструктуризации задолженности.
По состоянию на 1 января 2004 года задолженность Чукотского автономного округа по "золотому кредиту" с учетом процентов, штрафов и пени составила 15840,4 кг золота (6203097,3 тыс. рублей). При этом задолженность предприятий и организаций Чукотского автономного округа (10 предприятий), получивших кредиты за счет средств "золотого кредита", перед окружным бюджетом по состоянию на 1 января 2004 года составила 17748,1 кг золота.
5. Меры, принятые органами власти Чукотского автономного округа в период проведения контрольного мероприятия для реализации отмеченных нарушений и недостатков
Несоблюдение правительством Чукотского автономного округа требований федерального и окружного бюджетного законодательства, просчеты и ошибки в планировании исполнения расходной части окружного бюджета стали основной причиной выявленных финансовых нарушений.
На основании акта Счетной палаты Российской Федерации от 22 марта 2004 года по проверке исполнения бюджета Чукотского автономного округа за 2003 год и истекший период 2004 года как высокодотационного субъекта Российской Федерации в части государственного долга, приказом по Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений от 22 апреля 2004 года исключена из перечня долговых обязательств, включенных в Государственную долговую книгу Чукотского автономного округа, задолженность перед ОАО "Лукойл" по договору поставки от 10 мая 2000 года №200-0338 в сумме основного долга в размере 29308076 рублей.
Распоряжением правительства Чукотского автономного округа от 26 апреля 2004 года №176-рп созданы комиссии по выработке мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных Счетной палатой Российской Федерации в ходе проверки целевого использования бюджетных средств в Чукотском автономном округе в 2003 году и I квартале 2004 года, проверки фактов нарушений в части организации закупок без конкурсных процедур и определению меры ответственности должностных лиц, допустивших нарушения и недостатки. В состав комиссий включены должностные лица органов исполнительной власти округа, представители Думы Чукотского автономного округа, Счетной палаты Чукотского автономного округа, органов прокуратуры Чукотского автономного округа и прокуратуры г. Анадыря, УФСБ Чукотского автономного округа, УВД Чукотского автономного округа, УМНС России по Чукотскому автономному округу, Управления Минюста России по Чукотскому автономному округу и сотрудники отдела судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации в Чукотском автономном округе.
Указанным распоряжением Межведомственным комиссиям предписано: в срок до 17 мая т. г. внести на рассмотрение губернатора и правительства Чукотского автономного округа план первоочередных мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки Счетной палатой Российской Федерации целевого использования бюджетных средств в Чукотском автономном округе в 2003 году и I квартале 2004 года; до 1 июня т. г. провести служебное расследование, изучить предоставленные документы, провести заслушивание отчетов, объяснений и информаций соответствующих руководителей органов исполнительной власти, управления и ведомств округа и внести на рассмотрение губернатора и правительства Чукотского автономного округа выводы комиссии, а также предложения по привлечению к ответственности соответствующих должностных лиц, допустивших нарушения и недостатки. Провести служебное расследование по каждому указанному в актах Счетной палаты Российской Федерации факту закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд без организации соответствующего конкурсного производства, определить меру ответственности виновных лиц, допустивших соответствующие нарушения и недостатки, и внести предложения в правительство Чукотского автономного округа.
Распоряжением правительства Чукотского автономного округа от 26 апреля 2004 года №178-рп "О мерах по устранению нарушений и недостатков, выявленных Счетной палатой Российской Федерации в ходе проверки целевого использования бюджетных средств в Чукотском автономном округе в 2003 году и I квартале 2004 года, и усилению контроля за соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, повышению ответственности и дисциплины за порученный участок работы" оговорен ряд конкретных мер по устранению нарушений, недостатков и реализации замечаний. Органу, исполняющему окружной бюджет, предписано: обеспечить организацию бюджетного процесса в строгом соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; ужесточить контроль и спрос с ответственных работников за соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации, перечисление средств окружного бюджета по соответствующей бюджетной классификации и предусмотренным сметам расходов осуществлять исключительно по целевому назначению (только после оформления и предоставления необходимых документов, подтверждающих их целевое назначение, а также предоставления заключенных, в установленном порядке, государственных контрактов и документов по проведению соответствующих конкурсных процедур); обратить особое внимание на полноту отражения в доходной и расходной частях бюджета округа выпадающих доходов и средств финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета, и обеспечить своевременное доведение до получателей средств бюджетных ассигнований на год и лимитов бюджетных обязательств в строгом соответствии с требованиями статей 223 и 224 Бюджетного кодекса Российской Федерации; в срок до 1 июня т. г. разработать и внести на рассмотрение правительства Чукотского автономного округа комплексные меры по погашению государственного долга Чукотского автономного округа по обязательствам перед федеральным бюджетом; в срок до 1 августа т. г. (с участием соответствующих заинтересованных органов) разработать и внести на рассмотрение правительства Чукотского автономного округа проект соглашения с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации задолженности Чукотского автономного округа по "золотому кредиту" в сумме 6203097,3 тыс. рублей. Кроме того, в срок до 20 мая т. г. внести в Думу Чукотского автономного округа представление об отмене должностных окладов, выплат и надбавок, гарантий и льгот, установленных региональными законами и иными нормативно-правовыми актами для государственных, муниципальных служащих и работников бюджетной сферы округа, не предусмотренных федеральным законодательством.
С учетом ряда направленных правительством Чукотского автономного округа предложений 21 мая 2004 года на сессии Думы Чукотского автономного округа был рассмотрен и принят Закон Чукотского автономного округа "О внесении изменений в Закон Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2004 год". Дума Чукотского автономного округа по ходатайству правительства Чукотского автономного округа уменьшила расходы окружного бюджета на суммы нецелевого использования средств в размере 51418 тыс. рублей, в том числе:
по Управлению внутренних дел Чукотского автономного округа в общей сумме 4010 тыс. рублей; по Военному комиссариату Чукотского автономного округа в общей сумме 2126 тыс. рублей; по аппарату губернатора и правительства Чукотского автономного округа в общей сумме 3253 тыс. рублей. Дума Чукотского автономного округа по ходатайству правительства Чукотского автономного округа уменьшила объем резервного фонда правительства Чукотского автономного округа на непредвиденные расходы на суммы нецелевого использования средств в размере 42029 тыс. рублей.
Кроме того, Закон дополнен статьями, устанавливающими: лимиты, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года; продление срока действия контрактов, заключенных в рамках реализации мероприятий региональных целевых программ, в части поставки оплаченных товаров, работ и услуг до 1 июля года, следующего за годом фактического финансирования из окружного бюджета.
В рамках реализации распоряжения правительства Чукотского автономного округа от 26 апреля 2004 года №178-рп Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа 20 мая 2004 года открыты лицевые счета государственным унитарным предприятиям - получателям средств окружного бюджета.
Выводы
1. В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" бюджету Чукотского автономного округа предусматривалось направить в виде финансовой помощи 2962791,0 тыс. рублей, что составляет 57,1% от доходной части первоначально утвержденного бюджета округа на 2003 год. Фактически в течение года округу из федерального бюджета было выделено 3027172,0 тыс. рублей и удельный вес финансовой помощи в доходной части окружного бюджета, по отчету о его исполнении, составил 43,4 процента.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" бюджету Чукотского автономного округа предусмотрено направить в виде финансовой помощи из федерального бюджета денежные средства в сумме 2371570,8 тыс. рублей. По состоянию на 1 марта 2004 года бюджету округа было перечислено из федерального бюджета 591589,0 тыс. рублей, или 24,9% от годовых назначений.
2. Первоначальной редакцией Закона Чукотского автономного округа от 2 декабря 2002 года №84-ОЗ "Об окружном бюджете на 2003 год" доходная часть окружного бюджета была утверждена в сумме 5103618,0 тыс. рублей, в том числе собственные доходы - 1753516,0 тыс. рублей, или 34,0 процента. При этом объем налоговых и неналоговых доходов по сравнению с последней редакцией Закона об окружном бюджете на 2003 год занижен более чем в 2 раза и по сравнению с достигнутым уровнем 2002 года - в 1,2 раза. Поступления от налога на прибыль предприятий, учтенные в налоговых доходах, занижены в 3,5 раза по сравнению с достигнутым уровнем 2002 года.
3. По отчету об исполнении окружного бюджета за 2003 год, доходы окружного бюджета за 2003 год составили 6690562,0 тыс. рублей (выполнение 136,0%), в том числе собственные доходы - 3719522,0 тыс. рублей (выполнение - 212,0%). При этом следует отметить, что увеличение поступлений налогов и сборов в доходную часть бюджета округа не привело к уменьшению его дефицита. По отчету об исполнении окружного бюджета за 2003 год, его размер составил 559859,0 тыс. рублей, или превысил на 171,0% и 131,7% аналогичные показатели, утвержденные первоначальным законом о бюджете и последней его редакцией, соответственно.
4. Требования статей 32 и 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации правительством Чукотского автономного округа выполнялись не в полном объеме.
Так, денежные средства в сумме 50000,0 тыс. рублей на реализацию ФЦП "Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1995-2000 годы и до 2010 года" фактически были отражены в доходах и расходах окружного бюджета в октябре 2003 года. Субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, в сумме 71605,8 тыс. рублей по состоянию на 1 апреля 2004 года в доходной части окружного бюджета на 2004 год не отражались.
5. В нарушение требований статьи 224 Бюджетного кодекса Российской Федерации ежемесячно доводимые до получателей средств лимиты бюджетных обязательств в расчете на квартал, в ряде случаев, превышали на 40 и более процентов объемы бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете и бюджетной росписью.
6. В течение 2003 года сумма выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот на основании Закона Чукотского автономного округа от 9 апреля 2001 года №24-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности на территории Чукотского автономного округа", соответствующего действующему федеральному законодательству, составила 13713132,3 тыс. рублей, в том числе в части, зачисляемой в окружной бюджет, - 12175554,5 тыс. рублей, из них льгота по налогу на прибыль - 12159239,5 тыс. рублей (99,9%) и в части, зачисляемой в бюджет г. Анадырь, - 1537577,8 тыс. рублей, из них льгота по налогу на прибыль - 1520865,4 тыс. рублей (98,9 процента).
В соответствии с законодательными и нормативными документами Чукотского автономного округа инвесторы были обязаны инвестировать в государственный сектор экономики округа средства в размере не менее 50% от сумм"
12.01.2005
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации С. Н. РЯБУХИН http://www.ach.gov.ru/