"Четыре сотрудника кабардино-балкарского управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) убиты, похищено более 250 пистолетов и автоматов. Таковы итоги утреннего налета на управление ФСКН в Нальчике. Само здание сожжено, боевики скрылись. Ответственность за бандитскую вылазку взяла на себя местная экстремистская группировка "Ярмук", давно и хорошо известная правоохранительным органам. По дерзости этот бандитский рейд можно сравнить лишь с нападением на Назрань 22 июня 2004 года. Тогда бандиты также расстреливали милиционеров и громили склады вооружений. Позже похищенное оружие "всплывало" во время различных акций боевиков, в том числе и в Беслане.
'Посторонних бы не пропустили' 'У нас неподалеку расположен межрайонный отдел, и сотрудники, дежурившие в нем в эту ночь, каждые два часа созванивались с нарядом, охранявшим здание управления на улице Пушкина', - рассказали ГАЗЕТЕ сотрудники управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кабардино-Балкарии. Последний раз они разговаривали в четыре часа, и все было нормально. А уже в шесть телефон был постоянно занят. Тогда один из полицейских отправился туда проверить, все ли в порядке, и увидел, что в здании пожар. Расчеты УГПС прибыли на улицу Пушкина, расположенную в самом центре Нальчика, уже через несколько минут. За полтора часа они потушили огонь, бушевавший в холле здания, в помещении дежурной части и на втором этаже. За это время не удалось обнаружить ни одного из охранников, несших дежурство. Спустившись в подвал, пожарные нашли неподалеку от оружейной комнаты тела четырех сотрудников управления - старшего лейтенанта Анзора Лакушева, младшего лейтенанта Юрия Пшибиева, прапорщика Мурата Табухова и водителя Ахмеда Гергова. Все четверо были прикованы наручниками к батарее и расстреляны в упор: каждый получил несколько выстрелов в спину, а затем один контрольный в голову.
Как заявил во вторник замгенерального прокурора Николай Шепель, из оружейной комнаты управления были похищены 79 автоматов и винтовок, а также 182 пистолета. В основном там хранились пистолеты Макарова, однако было и другое оружие: пистолеты Марголина, револьверы 'Таурус' и так далее. Кроме того, там же лежало оружие бойцов спецназа ФСКН, в том числе снайперские винтовки. Все это, по информации источников ГАЗЕТЫ, бандиты погрузили в автомобиль 'Газель', дожидавшийся у ворот.
Несмотря на то что буквально во дворе управления расположен четырехэтажный дом, никто из жильцов ничего подозрительного не слышал. Возможно, это связано с тем, что выстрелы прозвучали лишь в подвале здания - там нет никаких окон и он больше напоминает бомбоубежище. По одной из версий (которые, правда, официально пока никто не озвучил), нападавшие проникли внутрь, воспользовавшись знакомством с одним из дежурных. 'В любом другом случае ребята не пропустили бы в здание никого из посторонних, тем более ранним утром, - отмечают сослуживцы погибших. - После событий в Ингушетии у нас перед каждым дежурством проводится подробный инструктаж по обеспечению безопасности, прошло несколько учебных тревог, так что все сотрудники в этом плане подготовлены. Но, видимо, что-то из виду все-таки упустили'.
Прокуратура Кабардино-Балкарии возбудила уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса - 105 (убийство) и 226 (хищение оружия и боеприпасов). Следователи и оперативники сразу же предположили, что к нападению на здание ФСКН могут быть причастны члены ваххабитского джамаата 'Ярмук', действующего в республике на протяжении последних трех лет. Эта версия получила свое подтверждение уже во вторник вечером. На интернет-сайте чеченских боевиков появилось сообщение 'информационного центра исламского джамаата 'Ярмук', в котором бандиты взяли на себя ответственность за налет. В послании говорится, что правоохранительные органы держат наркобизнес под своим контролем и именно поэтому члены 'Ярмука' пошли на убийство 'трех наркодельцов и их извозчика', поскольку 'по законам шариата контрабанда и распространение наркотиков карается смертной казнью'. Боевики пишут также, что 'эта преступная организация' якобы способствовала росту числа наркоманов в Кабардино-Балкарии.
Опять Басаев Надо отметить, что это не первый случай открытого выступления местных религиозных экстремистов. Они и раньше вступали в перестрелки с сотрудниками милиции, однако до такой масштабной акции дело дошло впервые. В руках у ваххабитов оказалось сразу более 200 стволов огнестрельного оружия. В республиканских силовых структурах не исключают, что в ближайшее время оно может быть направлено против мирного населения Кабардино-Балкарии. Специалисты отмечают, что по дерзости и количеству захваченных трофеев вылазка боевиков в Нальчике сравнима разве что с бандитским рейдом на Назрань в ночь на 22 июня этого года. Тогда, убив почти 79 человек (в основном сотрудников милиции), бандиты обстреляли и разграбили несколько административных зданий и склад вооружений. В руки боевиков попало около 300 пистолетов различных систем, 322 автомата, 22 противотанковых гранатомета и 6 пулеметов. Теперь в сводках с Северного Кавказа регулярно появляются сообщения об изъятии у задержанных или уничтоженных бандитов оружия, вывезенного из Назрани.
Надо отметить, что рейдом на Ингушетию руководили Шамиль Басаев и Доку Умаров. И уже во вторник близкие к следствию источники заявили ГАЗЕТЕ, что следственные органы изучают версию, согласно которой приказ об акции в Нальчике отдали те же лица. По крайней мере, почерк и сценарий обоих нападений весьма схожи. Если заявление 'Ярмука' подтвердится, то речь будет идти об очередном проявлении терроризма, а не об обычной уголовщине. В этом случае много вопросов возникнет к созданным в августе во всех регионах Северного Кавказа антитеррористическим группам. Именно на них была возложена обязанность не допустить повторения событий по ингушскому сценарию и координировать действия спецподразделений во время вылазок боевиков.
Разбор полетов Между тем глава департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН генерал-лейтенант Александр Михайлов сообщил ГАЗЕТЕ, что уже во вторник вечером в Нальчик из Москвы вылетела специальная комиссия, которой предстоит на месте разобраться в деталях произошедшего. Возглавил ее руководитель департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России Владимир Владимиров. Александр Михайлов подчеркнул, что пока рассматриваются две версии. По одной из них целью бандитов было оружие. По второй - наркоторговцы мстили наркополицейским. Генерал отметил: «В последнее время крупных операций управление не проводило, но это ничего не значит. Для недовольства главарей наркомафии вполне могло хватить сведений, что полицейские вышли на их след или как-то затронули их интересы». По словам Александра Михайлова, в последнее время участились случаи нападений как на самих сотрудников ФСКН, так и на административные здания этого ведомства. Только за последний год зафиксировано более 50 различных инцидентов. Не так давно в Москве неизвестные бросили бутылку с зажигательной смесью в помещение следственного отдела одного из окружных отделов, а в Смоленске в здание областного управления ФСКН метнули гранату. Отвечая на вопрос, почему здание, где размещался столь внушительный арсенал оружия, охраняли всего четыре человека, генерал Михайлов сказал: 'Там находились те, кто должен был находиться по штатному расписанию. Выставлять 50 человек на охрану каждый день нереально. Комиссия сделает выводы, были ли приняты все меры безопасности, но пока говорить об этом преждевременно - надо дождаться хотя бы предварительных результатов расследования'. Говоря о большом количестве хранившегося оружия, генерал отметил, что оно 'положено по штату'. Александр Михайлов отметил, что уже приняты адекватные меры и все здания ФСКН на Северном Кавказе взяты под усиленную охрану.
Помимо комиссии ФСКН из Москвы во вторник в Нальчик также прибыли следователи управления Генпрокуратуры по Северному Кавказу и полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Он осмотрел место трагедии и провел оперативное совещание с руководством республиканских правоохранительных органов. Первоочередной задачей полпред назвал задержание преступников и возвращение оружия. «Задача номер два, которая сегодня стоит перед нами, - решить, на ком лежит ответственность за предупреждение этого преступления. Сейчас проводятся проверки по всем подозреваемым лицам, в том числе в рядах наркоконтроля', - сообщил Дмитрий Козак. Он также отметил, что 'цель у преступников была одна - завладеть оружием, и они этой цели достигли'. По его словам, в расследовании, возможно, помогут расшифровки видеозаписей камер слежения. Те, которые находились внутри помещения, сгорели, но установленные снаружи уцелели.
Очередное усиление мер безопасности на Северном Кавказе Так называемые повышенные меры безопасности предпринимаются в Южном федеральном округе всякий раз после того, как там происходит очередная крупная террористическая акция. И всякий раз они оказываются абсолютно бесполезными: всего через два с половиной месяца после налета на Назрань (22 июня) случился теракт в Беслане. И вот теперь, еще до конца года, новая дерзкая операция боевиков - на этот раз в столице Кабардино-Балкарии. По всей видимости, это происходит из-за того, что после каждого нового теракта правоохранительные органы на какое-то время концентрируются исключительно на усилении общественного порядка, не занимаясь при этом ни серьезной оперативно-розыскной деятельностью, ни профилактикой терроризма. По всей видимости, по такой же схеме ситуация будет развиваться и сейчас. Во всяком случае, те меры безопасности, которые были введены на юге России после прошедших событий в Нальчике, ничем не отличались от тех, что вводились прежде и не принесли никакого успеха.
Милицейские подразделения Ставропольского края начали вторник со специальных инструктажей, призванных усилить бдительность стражей порядка. После этого все здания отделов внутренних дел были взяты под усиленную охрану по специально разработанному для таких ситуаций плану «Крепость-5». Так как Ставропольский край напрямую граничит с Кабардино-Балкарией, то сделано все возможное, чтобы максимально обезопасить эту границу и не дать просочиться на территорию края лицам, совершившим налет в Нальчике. Как сообщил начальник милиции общественной безопасности регионального УВД полковник милиции Сергей Горский, уже с утра в приграничную зону были направлены дополнительные подразделения, состоящие из сотрудников ОМОНа. Там же курсируют дополнительные мобильные группы дорожно-патрульной службы ГАИ. Усиления патрулей, досмотры и проверки активно ведутся сейчас и в Минеральных Водах, на узловой станции, принимающей электропоезда и поезда дальнего следования. В Карачаево-Черкесии все сотрудники правоохранительных органов также перешли на усиленный вариант несения службы. При этом на административную границу между КЧР и Кабардино-Балкарией, которая составляет свыше ста километров, дополнительные подразделения направлены не были.
«Граница КБР уже перекрыта сотрудниками МВД Кабардино-Балкарии, занимающимися поиском преступников, совершивших ночное нападение на здание управления наркоконтроля. В настоящий момент мы задействовали на территории Карачаево-Черкесии весь комплекс мер превентивного характера, включая как оперативные, так и профилактические мероприятия», - сообщил ГАЗЕТЕ один из сотрудников штаба МВД КЧР, добавив, что все подробности проводимой на территории республики Карачаево-Черкесия работы засекречены.
На усиленный вариант несения службы переведены также сотрудники управления Госнаркоконтроля России по Дагестану. Как рассказал ГАЗЕТЕ замначальника управления Умахан Умаханов, «оперативный состав нацелен на добычу информации о возможных попытках повторения нальчикской вылазки». Усилена охрана зданий и объектов, относящихся к ведению управления, ужесточен пропускной режим. Аппарат управления занимает большую половину пятиэтажного здания в одном из центральных районов Махачкалы. «Мы обратились с просьбой к нашим соседям по зданию - лицензионной палате, чтобы они также ужесточили контроль за посетителями», - сказал Умахан Умаханов. Усилена также охрана гаража и складских помещений управления. Соответствующие распоряжения, по словам Умаханова, отданы во все 12 межрайонных отделов управления, имеющихся на территории Дагестана."