Генералы ушли в большой отрыв от своих лейтенантов
Никто не объясняет, почему повышают зарплаты только в центральном аппарате
"Как недавно писало "Независимое военное обозрение", в Минобороны нашлись деньги для сотрудников центрального аппарата. Министр обороны Сергей Иванов подписал приказ о повышении денежного содержания сотрудникам главных управлений МО и ГШ аппарата. Теперь благосостояние этой категории военных специалистов, по сравнению с их гарнизонными подчиненными, которых в этот новый реестр о благах вносить никто и не собирался, возрастет довольно прилично.
Видимо на Арбате припомнили знаменитый лозунг Никиты Хрущева: "Догнать и перегнать Америку", но интерпретировали его на свой лад. Конечно, до американцев им еще тянуться и тянуться, но от своих коллег генералы ушли в хороший отрыв.
Оклады военнослужащих американской армии постоянно находятся в центре внимания Конгресса и самым пристальным образом рассматриваются в заявке президента на каждый финансовый год. Зарплата солдат и офицеров строго фиксирована в соответствии с выслугой лет и ежегодно повышается на несколько процентов. В 2002 году Конгресс поднял оклады военным даже на 10%. В американской армии нет деления на "центровых" и "периферийных". Каждому воинскому званию соответствует так называемый базовый оклад, от которого исчисляются все остальные дополнения к зарплате.
В американских законах подобнейшим образом расписаны все аспекты материального обеспечения военнослужащих. В Пентагоне и в министерствах видов ВС США издано нескольких десятков директив, инструкций и руководств, в которых зарплата и все преференции, предоставляемые американским военным, указаны с точностью до последнего цента.
Зарплата генерал-майора ВС США, отслужившего более 26 лет, отличается от зарплаты лейтенанта, с выслугой более 2 лет только в 4,5 раза. Для капитана с таким же набором послужного списка, как и у его младшего коллеги, этот разрыв снижается уже до 3 раз. Солдаты и матросы, прослужившие в войсках менее 4 месяцев, получают чуть более 1000 долларов. Бывший летчик, капитан ВМС, министр обороны США Дональд Рамсфелд зарабатывает в Пентагоне 14 325 долларов в месяц. Его зарплата превышает доходы двухгодичного лейтенанта в 6 раз, а капитана - уже только в 4.
Кроме достаточно высокой по российским меркам зарплаты военнослужащие американской армии имеют и достаточно широкие льготы. Военным бесплатно предоставляются квартиры или коттеджи. Если же занимаемое жилье является собственностью солдата или офицера, то оно освобождается от налогообложения. Получают они и компенсации на оплату расходов по найму жилья. Причем этот вид выплат не имеет фиксированного значения и строго соответствует цене рыночных предложений.
Военнослужащие и члены их семей получают бесплатное медицинское обслуживание в армейских госпиталях и поликлиниках. В системе американского военторга они покупают по льготным ценам продукты питания и все другие виды товаров. Свои автомобили военнослужащие заправляют на специальных станциях, где цена горючего составляет примерно половину средней стоимости по Америке. Во время отпуска они получает 50-процентную скидку на оплату проезда к месту отдыха и почти такую же - за проживание в мотеле.
При заключении контракта американским военнослужащим выплачивается единовременное пособие. Рядовой получает 4 тысячи долларов. Аналогичные пособия выплачиваются и офицерам.
Студенческая молодежь является одним из главных источников комплектования офицерского резерва вооруженных сил. Для этого созданы и функционируют курсы вневойсковой подготовки офицеров. Отбор для зачисления на них производится из числа студентов университетов и колледжей в возрасте от 17 до 21 года, имеющих американское гражданство.
В течение 20 лет в США реализуются несколько программ, которые помогают будущим солдатам и офицерам получить хорошее образование. По программе "Монтгомери билл" тем, кто прослужил в регулярных войсках три года или два года на срочной службе и четыре - в резерве, ежемесячно выплачивается 400 долларов в течение трех лет, для оплаты учебы в вузе. По программе "Армейский фонд для колледжей" подобные суммарные выплаты будущим новобранцам могут достигать 28 тысяч долларов.
Российский майор в своем дальнем гарнизоне получает чуть больше 200 долларов, а лейтенант довольствуется почти в 2 раза меньшей суммой. Теперь, когда министр обороны существенно подправил финансовое положение офицеров центрального аппарата, разница в зарплате "центровых" и гарнизонных офицеров и прапорщиков резко скакнула вверх.
Начал Сергей Иванов с себя и довел свой месячный оклад почти до 93 тысяч рублей. Теперь российский министр ежемесячно отстает от своего американского визави только в 4,4 раза. Зато он моментально ушел в отрыв от своих подчиненных гарнизонных коллег. Зарплата главы военного ведомства сегодня в 20 раз отличается от дохода командира взвода, прослужившего 4 года. До нового приказа военный министр получал только в четыре раз больше, чем его лейтенанты в поле. Генерал-майор в Москве будет теперь получать существенно больше своего коллеги начальника гарнизона.
Бывший министр обороны Игорь Родионов, комментируя факт повышения зарплат на Арбате, заявил "НВО", что "так делать нельзя". "В армии надо пропорционально повышать зарплату всем сразу, от рядового до министра. Когда повышают зарплату только отдельным категориям - это абсурдно и ненормально", - констатировал генерал. Он характеризовал эту акцию как "заигрывание с определенными категориями военных". По мнению Родионова, армия утратила внутреннее единство и сплоченность. Она продолжает расслаиваться. "Нет у армейцев и веры в государство", - сказал Родионов.
Никто не объясняет, почему повышают зарплаты только в центральном аппарате. В прессу тем не менее просочилась информация, что это якобы делается для сохранения кадров. Всем понятно, что если начнут разбегаться специалисты с Арбата, ничего хорошего не будет. Голове армии будет нанесен серьезный ущерб. Но вот если из нее начнут бежать командиры взводов, то в армии не останется рук и она вообще может перестать существовать.
Один из армейских лейтенантов только махнул рукой и сказал по этому поводу: "Они делают вид, что они нам платят, а мы будем делать вид, что мы им служим. Да и то только до конца контракта". "