В Брюсселе завершилось очередное всемирное состязание открытий и изобретений, получивших государственные патенты в странах мирового сообщества. Называется эта ежегодная предзимняя Олимпиада важнейших научно-технических новинок – “Международный Салон инноваций, научных исследований и новых технологий “Брюссель-Эврика – 2004”.
"
Россия на Салоне была представлена девяносто одним изобретением, сделанными НИИ, коллективами ученых, производственными объединениями и талантливыми одиночками. Все они прошли через жесткий конкурсный отбор, проведенный официальным национальным делегатом Оргкомитета Салона в России – научно-технической Ассоциацией “Технопол-Москва”, по материалам, подготовленным федеральным институтом патентоведения.
Международное жюри признало две трети российских новинок исключительно важными и удостоило их золотых медалей. Изобретательское “золото” с прилагаемыми официальными документами вручали победителям в торжественной обстановке. Высокая оценка новинок дает зеленую улицу для их внедрения в цивилизованных странах и промышленными корпорациями, не знающими границ.
Золотой медали с Дипломом в этом году было удостоена технология воронежца Бориса Деркачева, которая позволяет извлекать драгоценные и редкоземельные металлы распыленные в породе до микроскопических частиц - меньше размера красных телец нашей крови. Современнейшая технология, применяемая, к примеру, в мировой золотодобыче позволяет брать только металл, частицы которого в тридцать с лишним раз крупнее. В результате половина добытого из недр золота выбрасывается в отвалы. Изобретение Деркачева революционно меняет стратегию золотодобычи. В принципе уже нет необходимости тратиться на разработку залежей в труднодоступных местах – можно в разы увеличить золотой запас страны за счет отвалов, около которых уже были выстроены города с развитой промышленной инфрастуктурой. Причем, затраты на одну деркачевскую установку окупаются в течение трех-четырех месяцев, а на изготовление её уходит около недели.
2
Пять лет назад первыми официально использовали его изобретение южно-африканские золотодобытчики. Тогда он был участником брюссельской выставки и тоже получил золотую медаль за установку, которая только в шесть раз увеличивала выход драгоценного металла, по сравнению с традиционной технологией. Опытный агрегат Деркачева, изготовленный в Воронеже и доставленный в ЮАР, произвел фурор. Его стали там называть “российским самородком”.
Но изобретатель не продал патент иностранцам, надеялся и надеется, что сначала его Родина должна начать масштабно пополнять, золотой конвертируемой валютой, свою казну. Не только за счет растранжиривания нефти и газа.
За минувшие годы ему удалось кардинально усовершенствовать свою технологию и на международном “Салоне-2004” у его экспозиции вновь толпились иностранные горно-промышленники. Наших по традиции не было.
Не было и самого автора. Деркачеву присудили “золото” заочно. Сопровождение за границу своего изделия требует денег, а их, как это не стыдно признать, не нашлось ни у изобретателя, ни у заинтересованных частных фирм, которые пытаются с ним работать.
Александр Илюхин, один из руководителей российского направления Салона, сказал мне, что это типичная ситуация. Не смотря на разговоры с самых высоких трибун о необходимости государственной опеки над отечественной интеллектуальной собственностью, дальше благих словестных пожеланий дело не идет. По результатам наших успехов на Всемирной изобретательской Олимпиаде снова будет отправлен подробный отчет в правительство РФ и реакцией на него, скорее всего, станет привычная “интеллектуальная” тишина.
К слову сказать, тот пятилетней давности “золотой” патент в этом году получил государственный “Сертификат”: оценка стоимости “интеллектуальной собственности” Бориса Деркачева, проведенная в России по мировым стандартам, превысила несколько десятков нобелевских премий. Сейчас идут переговоры о покупке этой собственности не россиянами. Деркачев медлит. На наших нищих ученых государство обращает внимание, обычно при налаживании их контактов с иностранцами, и через специализированные службы упаковывает их в тюрьму. Если изобретатель вдруг продаст или сдаст в аренду свою интеллектуальную собственность, не будут ли она срочно объявлена “секретом” Родины? Со всеми последствиями, вытекающими из последних судебных процессов над российскими “шпионами” с учеными званиями. "