В первую ночь после президентских выборов-2004 Владимир Путин признался: о том, кто придет ему на смену, он начал думать с того самого дня, как только в марте 2000 г. занял президентское кресло. Присутствовавшие на полуночной пресс-конференции журналисты дружно хмыкнули, посчитав сказанное характерной путинской шуткой. Напрасно.
"Властвовать, а не править
В такой стране, как Россия, пускать процесс перехода власти из рук в руки на демократический самотек было бы катастрофической ошибкой. У нас это, как свидетельствует опыт, ни к чему иному, кроме смуты и раздрая, не приводит. Звездный час демократии остался в прошлом, а на первый выдвинулись задачи эффективного управления, решение которых присущий демократии механизм «сдержек и противовесов» обеспечить не в состоянии.
На рубеже 2000 г. радикальной модернизации была подвергнута сама система преемственности верховной государственной власти. Президентские выборы, в результате которых во главе государства оказался Путин, уже тогда ничего общего со штатно-традиционной демократической процедурой не имели. Они больше напоминали обычную практику династической передачи власти.
Выход на политическую арену нынешнего президента стал олицетворением радикальной качественной перемены — политика Кремля перестала быть импульсивной, обрела признаки предсказуемости, в ней стали прослеживаться закономерные причинно-следственные связи, появилась возможность говорить об объективной логике поведения российской власти.
Главная сложность в отношении оценки эффективности Путина состоит в парадоксальности его предназначения. На его долю, если судить по объективному содержанию исторического периода, когда ему пришлось возглавить государство, выпала довольно странная роль: властвовать, но не править. Для перехода к созидательной деятельности не было ни сил, ни средств, ни кадров. Востребованной оставалась только одна роль — быть главным политическим мистификатором. С точки зрения конкретного политического содержания смысл мистификационного цикла сводился к необходимости зачистки политического пространства. Прежние лидеры политических партий сникли сами по себе, их авторитет в глазах населения упал, реальное влияние представительных органов власти — Государственной думы и Совета Федерации — тоже.
Исполнительная власть в лице правительства и администрации президента тоже оказалась в роли пасынка. Обе структуры по инициативе президента были подвергнуты реконструкции, в результате которой, вместо того чтобы укрепиться в своем административном статусе, в глазах населения изрядно пострадали. На них стали смотреть как на нерадивых подручных, которые не столько помогают, сколько мешают президенту.
Президент эти настроения умело поддерживал, явно с прицелом на тот момент, когда и Думу, и правительство нужно будет «уронить» по-крупному. Когда именно пробьет роковой час, зависит от того, насколько продуктивно будет идти переформирование духовно-нравственной атмосферы общества.
Религиозно-политический проект-2008
Все нужно сделать таким образом, чтобы нынешний президент в результате как минимум не пострадал, а быть может, еще и выиграл. Но, чтобы это случилось, потребуется реализовать еще один проект, ничуть не уступающий по своим творческим параметрам проекту прихода к власти самого Путина. Существует ли такой проект? Не знаю, как на бумаге, а вот в жизни, судя по целому ряду признаков, предпосылки для его реализации начинают складываться.
Во-первых, в преддверии перехода России к новому этапу развития и перемены власти радикальной стерилизации подверглась партийно-политическая система страны. Очень серьезный урон понесли КПРФ, «Яблоко» и СПС. «Яблоко» и СПС вообще на этот раз в Думу не попали. КПРФ из ведущей думской фракции превратилась в «депутацию статистов». Вроде бы одержавшие победу «Единая Россия» и партия «Родина» сами себя поставили в такое положение, что соперничать с президентом оказались не вправе.
Во-вторых, не вызывает сомнения, что от серьезного участия в выборах, не только президентских, но и вообще любых уровней, отсечено бизнес-сообщество. Власть никаких посягательств на свои права со стороны «денежных мешков» не допустит.
В-третьих, если бы предусматривалось, что президент-2008 будет избран по канонам традиционной демократической процедуры, то мы бы сегодня прекрасно ориентировались в списке реальных кандидатов на этот пост. Политического состязания «голова в голову», по тбилисскому или киевскому сценарию, хотя и на Западе, и в России есть силы, в этом весьма заинтересованные, у нас постараются не допустить. Отныне никакой другой политической победы, кроме безоговорочной, в России не будет.
Можно не сомневаться, что именно такую победу готовят и для преемника Путина. Но среди нынешних президентских сподвижников подходящей фигуры нет. Тогда возникает вопрос: что же это за проект, что за кандидат, которому на президентских выборах предстоит безоговорочно победить? И возможно ли это? Конечно, возможно. Ведь победил же Владимир Путин в 2000 г. Почему бы такому не случиться еще раз? Хотя ведь и задача стоит покрупнее. Нужно не только кандидатуру подобрать, но и страну к крутому повороту событий подготовить. От чего здесь отталкиваться, где и среди кого искать?
Страна и ее граждане стоят сегодня перед необходимостью не столько социально-экономического и общественно-политического, сколько морально-нравственного, духовного возрождения. Животворный источник нужно искать только там, где его люди сами ищут. А это сегодня — религия, вера, возвращение к нравственным и духовным традициям предков, историческим памятникам и реликвиям, вообще неразрывная связь времен. Никакой другой сплачивающей силы, кроме обращения к духовному наследию нации, абсолютно не просматривается.
Уверен, люди, отвечающие за концептуальное оформление политтехнологического проекта «Президент-2008», мыслят именно в таком ключе. Им совершенно ясно, что любое соперничество и состязание на поле политических инициатив не принесет желаемого результата. Никакие самые замечательные деловые и человеческие качества государственных и общественных деятелей симпатий к себе не привлекут. Иными словами, в стране сложилась ситуация, когда приходится исходить из того, что на этот раз важнейшую политическую задачу по подготовке и успешному проведению выборов главы государства придется решать неполитическими средствами и методами, без привычных схем и процедур, которыми обычно сопровождаются такого рода действия.
Минин и Пожарский
По этой причине нисколько не удивляет возросшая в последнее время активность православной церкви. Позиция церкви не только воплощает в себе конфессиональную приверженность нравственному идеалу, но и становится как бы воплощением национальной совести, центром притяжения здоровых сил. Один мой старый и мудрый знакомый говорил: героизм — это порыв души, к которому себя надо готовить заранее. Действия православной церкви, в моем восприятии, и являются как раз тщательной и осознанной подготовкой к вызову времени, который потребует поведения, равного героическому.
Но если это понимает церковь, значит, должны понимать и другие наши современники. В том числе те, кто отвечает за формирование властных структур и концептуальное обеспечение государственной политики. Для них было бы очень кстати, если бы на будущего кандидата в президенты очень ненавязчиво, но вполне определенно указала церковь. Но сделать это будет нужно таким образом, чтобы выдвижение кандидата не выглядело венчанием на царство. Соглашение о том, что богу богово, а кесарю — кесарево, должно остаться в силе. Важно, чтобы власть и церковь к решению этой исторической задачи шли одновременно с двух сторон навстречу друг другу: президент обеспечивал полное обновление политических элит, церковь в нужный момент помогла президенту подобрать подходящего преемника.
Достаточно дать ориентир, сигнал, выделить подходящего человека из общей массы. Скажем, такого, который при удачном стечении обстоятельств достойно себя проявил, продемонстрировал именно те душевные и нравственные качества, которые могли бы в нынешних условиях быть мобилизующим примером. Не удивлюсь, если имя будущего Минина или Пожарского нынешнему президенту уже известно. Вот только время для его явления народу еще не пришло.
Однако сценариев, как это может быть сделано, немного. Ведь речь в данном случае идет не о личности, способной управлять государством — подобрать кандидата даже на высший государственный пост не такое уж сложное дело, — нужно вдохнуть новые силы в само государство, вернуть ему доверие граждан, побудить их к сплочению вопреки существующему социальному неравенству, разноречивым интересам, политическим разногласиям и прочим претензиям, которых за годы реформ у людей к властям и к друг другу накопилось достаточно. И все это нужно сделать так, чтобы олицетворением процесса консолидации стала сама личность, чтобы люди «с первого взгляда» признали в человеке национального лидера. Пусть сначала морального, нравственного, а потом и государственного…
В прежние времена появление в России таких личностей всегда было связано с серьезной внешней угрозой, с посягательством, как сейчас принято говорить, на ее национальный суверенитет. Приводить примеры нет необходимости по причине их хрестоматийности. Похожий исторический контекст складывается в России и сейчас. Общественное мнение уже воспринимает как данность то обстоятельство, что страна стоит на пороге новой отечественной антитеррористической войны, которая страшна не столько масштабами, сколько изнурительным психологическим гнетом. Поражающий эффект ожидания взрывов и диверсий оказывается гораздо разрушительней самих взрывов и диверсий.
Чтобы победить в любой войне, в том числе и войне антитеррористической, нужны герои. Если нет героев, не бывает побед. Тем более в войне, где речь идет не столько о силе оружия, сколько о силе духа. Спрос на появление героя «нового типа» становится в нынешней России, по сути дела, исторической потребностью. Появится он — появится и возможность не только победить в войне, но и разрубить тот гордиев узел противоречий и проблем, которые накопились в стране за минувшие пятнадцать реформаторских лет.
От кандидата на роль нового российского героя вовсе не жду героического самопожертвования по примеру Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло. Нынешнему российскому обществу нужен человек, внятно и убедительно сформулировавший мысль, способную стать своеобразным паролем народного сплочения, которая помогла бы людям избавиться от животного страха за свою жизнь и жизнь близких, убедить их в возможности не только противостоять терроризму, но и победить его.
Я связываю условия и момент появления такой личности с положением дел на фронтах антитеррористической войны. Заветные слова будут нести на себе именно ее печать. Это может быть сделано на каком-нибудь форуме, конгрессе или просто в СМИ. Абсолютно уверен, что первым «опознает» героя православная церковь, именно она укажет на него как на образец «праведной», то есть нравственно оправданной, борьбы с терроризмом. Если это попытается сделать кто-либо другой, есть опасность, что ему или им просто не поверят.
Чудо-выборы
Вполне естественной как по форме, так и по содержанию должна будет выглядеть и та массовая поддержка, которая будет оказана церковью герою антитеррористической войны. Вовсе не исключено, что в его честь по всей России будет организован православный «крестный ход», в котором примут участие миллионы людей. И это тоже будет возможно только потому, что инициатором вывода на улицы и площади такого количества людей будет православная церковь.
Выводить сегодня на улицы и площади тысячи людей, не подвергая угрозе политическую стабильность, можно только с ее, церкви, благословения. Ее морально-дисциплинарный авторитет на сегодняшний, тем более завтрашний день помощнее административного ресурса будет. Это заведомо избавляет страну от внутренних распрей, политического противостояния, какими обычно сопровождаются массовые митинги и манифестации, если они проходят под политическими лозунгами. События на Украине — красноречивый тому пример. Поэтому сценарий, в котором инициатором массовых акций и выступлений является церковь, а не представители тех или иных политических сил, выглядит гораздо предпочтительней, а главное — результативней для того же государства, от которого церковь как бы отделена.
Нельзя также забывать, что в арсенале нравственного воздействия церкви на сознание, чувства и поведение людей имеются такие уникальные средства, как знамения и другие чудеса. Нельзя исключить, что мы станем свидетелями какого-нибудь нового знамения, которое вмиг перевернет нашу жизнь и наши судьбы. Я лично такого поворота событий вовсе не исключаю. Даже приветствую, поскольку он действительно способствовал бы реализации объективной потребности сплочения страны и людей, содействовал бы переходу России в новую, созидательную фазу развития. Чудеса проявляются именно в те моменты, когда в них есть потребность. Это — закон жизни.
Как это скажется на президентских выборах 2008 г.? Уверен, самым положительным образом. Хотя и повлечет за собой некоторые неизбежные переакцентировки на властном верху. Президентом при таком развитии событий, скорее всего, окажется человек, за которым избиратели признают не столько авторитет власти, сколько авторитет нравственного эталона. В результате Россия получит нового президента, активно поддержанного улицей, но это будет президент не от политики, а как бы божьей милостию. Этого сценария при всем старании никакими бархатно-цветочными революциями не перешибешь.
Что касается управленческих полномочий, то они совершенно естественным образом перекочуют к правительству (если для этого потребуются небольшие конституционные поправки, они легко будут произведены). А вместе с этими полномочиями из президентского кресла в кресло премьерское перекочует сам Владимир Путин… Не уходить же, в самом деле, из государственной политики в расцвете лет полным сил, да еще с багажом такого уникального опыта, который он накопил за два президентских срока. В результате нынешняя президентская республика вполне может превратиться в премьерскую. У нас ведь не место красит человека, а человек место. Так что прямые, премьерско-президентские, и обратные, президентско-премьерские, «рокировочки» вовсе не исключены. Разница только в сценариях. "