"Информация к размышлению: примерно полтора месяца назад ФСБ провело учения, в которые среди многого другого входила проверка безопасности стратегических объектов России. По некоторым данным, на одной из АЭС Центрального федерального округа чекистам удалось без особых проблем дойти до святая святых - реакторного зала.
Разразился дикий скандал! 10 ноября глава Минатома России Александр Румянцев был вызван на ковер к президенту. В принципе многие из тех, кто по роду своей деятельности был в курсе скандальной операции ФСБ, были уверены: Румянцев выйдет из Кремля уже бывшим министром. Однако у президента события начали разворачиваться неожиданным образом.
По версии "Независимой газеты", события в кабинете Путина развивались следующим образом. Румянцев в тот день действительно мог лишиться должности. Спасло его то, что назначен министром он был всего полгода назад. Получив свою порцию жестких упреков и клятвенно пообещав - вместе с ФСБ - усилить безопасность российских АЭС, Александр Румянцев пожаловался на нехватку денег в отрасли. Дескать, станции, которые дают стране около 15 процентов всей электроэнергии, являются государственными унитарными предприятиями и, следовательно, не имеют права самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью. Вот если б АЭС хотя бы частично можно было приватизировать...
В бюджете 2002 года на атомные программы отпущено 9 млрд. рублей.
Сумма в принципе по государственным меркам небольшая - 30 млн. долларов. Странно здесь другое - деньги просит одно из самых богатых ведомств страны, которое по определению обязано не брать из казны, а приносить в нее.
Минатом всю жизнь считался весьма обеспеченным учреждением, явно не стоящим на государственной паперти. И до последнего времени это подтверждалось. Среди его имущества числится, например, не только Конверсбанк, на который сейчас Румянцев готов выкидывать огромные деньги, но и, как пишет ряд СМИ, роскошный горнолыжный курорт Завьялиха, вальяжно раскинувшийся в Челябинской области. Классное место! 8 комфортабельных трасс протяженностью от 2 до 3 километров, современные и весьма недешевые подъемники, вечернее освещение... По сведениям нашей газеты, на строительство курорта было истрачено 160 млн. долларов. Сравните с тем, что Минатом выпрашивает у бюджета. Да этих денег даже на отопление комплекса не хватит!
Может быть, Минатом просто-напросто сделал долгосрочное вложение - он выстроил суперкурорт, который в дальнейшем будет привлекать толпы спортсменов и приносить министерству хорошие прибыли? Ничего подобного! Завьялиха расположена не просто в Челябинской области, а в Закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО), куда простой смертный просто так попасть не может. Только с особого разрешения органов. Ни о каких туристах там и мечтать не приходится... Хотя все-таки ЗАТО иногда используют по назначению - в нем, бывает, проводят собрания акционеров подведомственного банка с целью обеспечения кворума, наверное…
И это называется нет денег? Вариантов, почему Минатом содержит такой дорогостоящий и явно убыточный комплекс, может быть два. Возможно, Румянцев надеется, что эти места когда-нибудь посетит Владимир Путин, большой поклонник горнолыжного спорта.
Вариант номер два: экономическое состояние министерства далеко не так плачевно, как это пытаются преподнести Кремлю.
Оснований же по содержанию Конверсбанка тоже два: первое - потому что просто хочется. Или…
Настала пора вспомнить и о законах, разрешивших ввозить и перерабатывать в России отработанное ядерное топливо.
Новая редакция законов о ввозе ОЯТ была принята Думой 6 июня 2001 года. 7 июля Румянцева спросили:
- Александр Юрьевич, а ведутся уже какие-то переговоры с иностранными партнерами на тему ввоза в Россию отработанного ядерного топлива?
Румянцев ответил:
- Нет, пока они даже не начались...
Еще через 5 дней:
- Первые отработавшие сборки с мирового рынка у нас могут появиться не раньше, чем через три-четыре года.
Запомнили даты и сроки?
В конце ноября границу России медленно пересек железнодорожный состав, который ввез 41 тонну облученного ядерного топлива (ОЯТ). Пункт отправки - болгарская АЭС Козлодуй. Пункт назначения - Железногорск (бывший Красноярск-18), горно-химический комбинат Минатома.
Но так ведь не бывает! Любой коммерсант подтвердит, что с момента начала переговоров до момента начала выполнения контракта не может пройти всего 3 месяца! Выходит, говоря о трех-четырех годах, которые якобы есть у России для подготовки приема ОЯТ, Румянцев лукавил? И что в тот момент, когда министр рассуждал перед телекамерами о том, что рынок переработки ОЯТ нам никто просто так не отдаст, за него еще придется побороться, вагоны с облученным топливом фактически уже стояли на границе?
А буквально накануне прихода поезда в нашу страну глава Госатомнадзора РФ Вишневский в очередной раз заявил, что на Железногорском комбинате нет и еще 20 лет не будет условий для переработки ОЯТ. Куда же вез отходы поезд из Болгарии?
Впрочем, на этом загадки не заканчиваются. Вот что говорили специалисты Минатома, убеждая депутатов принять закон об ОЯТ.
Этот бизнес очень выгоден. Норма прибыли там высочайшая: за 1 килограмм переработанного топлива - примерно полторы тысячи долларов.
Сейчас в мире существует 200 тысяч тонн отработавшего ядерного топлива. Мы можем претендовать на 10 процентов от общего мирового количества для того, чтобы забрать их себе на переработку... Если мы перерабатываем это топливо и возвращаем радиоактивные отходы владельцу, то цена составит примерно 600-800 долларов за килограмм. А если перерабатываем и утилизируем у себя, то это примерно полторы тысячи. Поэтому средняя цена - примерно тысяча долларов за килограмм. 20 тысяч тонн умножить на тысячу - получается 20 миллиардов. Это ведь только потом выяснилось, что, во-первых, сумму надо разделить как минимум надвое. По официальному заключению Института им. Курчатова (кстати, Румянцев до Минатома директорствовал именно здесь и не мог не знать этих выводов), расходы на выполнение программы работы с ОЯТ составят 10,5 млрд. долларов.
Во-вторых, давайте сравним цены, называемые Румянцевым, с теми, которые определил Институт им. Курчатова. Итак:
- переработка ОЯТ с возвратом - от 600 до 1000 долларов.
- переработка без возврата - 1200-2000 долларов.
Есть небольшая разница, верно? Англичане, например, которые тоже перерабатывают отработанное ядерное топливо, берут минимум 1600 долларов за кг. Но тогда почему ОЯТ из Болгарии, которые мы должны переработать и захоронить, были оценены в 800 долларов за килограмм, что ниже любого мыслимого предела? Как минимум 200 недостающих долларов умножаем на 41 тысячу кг - получаем больше 8 миллионов, которые куда-то растворились. А если не 200, а 800 и выше, как принято на мировом рынке? Совсем другая сумма получается.
И это только с одного места! А сколько таких Козлодуев на планете?
Ну чем не золотая жила?
И последний момент: выполнение контракта с Козлодуем шло через некую фирму Energy Invest & Trade Corporation, зарегистрированную на Вирджинских островах и имеющую главный офис в Лихтенштейне. Едва ли кто-то ответит, каковы были ее реальная роль в сделке и процент за посредничество. Лихтенштейн и Вирджинские острова слишком далеки и от Болгарии и от России, чтобы не вызывать подобных вопросов. Может быть, именно поэтому Минатом так упорно хочет оставить под контролем Конверсбанк, чтобы никто, кроме него, не имел информации о сделках с ОЯТ.
Этот материал может вызвать гнев не только в самом Минатоме (он традиционно плохо переносит критику в свой адрес), но и у ряда чиновников с коммерсантами, замешанных в атомном бизнесе, ведь неспроста известный депутат Илюхин заявлял об усилении в последнее время влияния на атомную отрасль со стороны Альфа-групп. Оно и неплохо - по крайней мере станут еще более очевидны их имена. Но дело даже не в этом.
Дело в другом - нельзя обманывать всех и вся. Нельзя публично называть одни цены, подразумевая совсем другие. Нельзя под предлогом переработки ввозить ядерные отходы в недостроенные хранилища. Нельзя называть себя ярым государственником и пытаться приватизировать атомные станции, отстаивая тем временем самый важный и "профильный" атомный актив - Конверсбанк и расходуя колоссальные деньги на горнолыжный курорт. По-русски все это называется нецелевой тратой государственных денег и свидетельствует о должностном несоответствии министра Румянцева, стиль руководства которого характеризуется одним словом - "на грани", сегодня Минатом только и ассоциируется что с дележкой атомных ресурсов между олигархами, которые, сменяя друг друга, попутно меняют и министров…
Нельзя жаловаться на нищету, сидя на огромных ценностях. (Список нельзя можно продолжать сколько угодно.) Как-то все это некрасиво выглядит."