Счетная палата снова грозит нынешним собственникам предприятий. Ведомство Сергея Степашина хочет, чтобы те доплатили государству за то, что в 1993-2003 годах активы достались им слишком дешево, и требует восстановления «социальной справедливости». По утверждению Счетной палаты, перераспределение собственности в этих целях можно реализовать в рамках действующих законов при "минимальных" новациях. Однако эксперты утверждают, что нынешние законы такого не предусматривают. «Хочется им, в Счетной палате, поплясать на крови, - высказал ГАЗЕТЕ мнение об инициативах СП глава Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин. - Неужели они не понимают, что любые слова о пересмотре приватизации - это прекращение роста ВВП?"
Во вторник Счетная палата опубликовала на своем сайте документ под названием 'Анализ процессов приватизации госсобственности в РФ за период 1993-2003 гг.'. Оснований для отмены и пересмотра итогов десятилетней приватизации эксперты не нашли. Но 'вывод о легитимности приватизации в целом не означает объявления заочной амнистии лицам, совершившим нарушения в этой сфере', указано в документе. Счетная палата нашла нарушения в нескольких десятках из 124 000 приватизационных сделок предприятий. Правда, по словам аудитора СП Владислава Игнатова, за 8 лет работы палата проверила лишь 140 приватизированных предприятий. Таким образом, нарушения есть почти в каждой из проверенных сделок.
Во всех случаях нарушений СП считает нужным восстановить нарушенные права государства через суд. 'В зависимости от тяжести последствий совершенных противоправных действий и сроков давности речь может идти как о безусловном возвращении государству незаконно приватизированного имущества, так и о разного рода компенсационных возмещениях (например, за недооцененную собственность или за невыполнение инвестиционных условий сделок)'. Особый интерес аудиторов вызвала приватизация 'предприятий, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтегазовая отрасль, нефтехимия, горнорудная, цветная металлургия, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность)'. По утверждению СП, 'предоставление трудовым коллективам льгот' при приватизации таких предприятий 'привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (социальная сфера, образование, наука, культура, здравоохранение)'. Счетная палата предлагает восстановить социальную справедливость, разработав механизмы перераспределения собственности.
При этом эксперты СП утверждают, что все это можно реализовать даже в рамках действующего законодательства (закон о национализации в России не принят). Возврат государству незаконно приватизированной собственности вообще не является национализацией, считают в СП. «Исходя из статьи 301 Гражданского кодекса каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения», - говорится в отчете.
Правда, в Счетной палате признают, что нарушения приватизационных сделок были в основном не со стороны покупателей, а со стороны директоров продаваемых предприятий и проводивших аукционы чиновников (см. врез). По словам Игнатова, 89% нарушений в ходе приватизации приходится на органы власти и только 11% - на новых собственников. Так, чиновники занижали стоимость активов приватизируемых предприятий: например, 'в стоимость имущества не включались нематериальные активы - научные разработки, проекты, патенты'. Также чиновники игнорировали запреты, налагаемые законодательством при приватизации наиболее ценных госактивов. Но вопрос о том, кто должен возмещать убытки государству - нынешний собственник, чиновник или победитель аукциона, - в Счетной палате предпочли обойти стороной.
Эксперты восприняли идеи ведомства Степашина крайне негативно. «Хочется им, в Счетной палате, поплясать на крови, - высказал ГАЗЕТЕ мнение об инициативах СП глава Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин. - Неужели они не понимают, что любые слова о пересмотре приватизации - это прекращение роста ВВП? Президент несколько раз уже заявлял о том, что пересмотр итогов невозможен: и в послании, и на съезде РСПП, и во вторник, на съезде судей. Если кому-то это не ясно, он может повторить это еще раз». По словам Томчина, передел собственности, который предлагает Счетная палата, не имеет ничего общего с восстановлением социальной справедливости, а делается по «воровским понятиям»: наверняка пострадают только несколько предприятий, хотя нарушения были во всех.
Впрочем, эксперты полагают, что реализовать идеи ведомства Степашина на практике практически невозможно. «Должна быть оценена каждая сделка из 124 тысяч, причем в ценах того времени, когда предприятие продавалось. Ни одно ведомство не потянет такой объем работы: это большую часть оценщиков мира придется привлекать», - считает глава департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Заявления СП - не более чем «политические», уверен эксперт.
По занятному совпадению, документ вышел в тот день, когда Владимир Путин на съезде судей пожаловался на то, что власть в России до сих пор испытывает давление со стороны «олигархических групп». Замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин считает, что совпадение не случайно: 'На съезде РСПП контакт между властью и бизнесом прошел бесконфликтно, и многие ошибочно стали полагать, что проблемы урегулированы, бизнесу и власти удалось договориться. Но это не так. Власть устраивает положение дел, когда нет правил или можно их менять по своему усмотрению. Вроде бы и приватизацию пересматривать не будут, но не думайте, что все забыто'. И хотя Макаркин полагает, что до реальных судебных процессов по возврату госсобственности дело не дойдет (по большинству из приватизационных сделок срок давности или уже прошел, или подходит к концу), такая политика все равно позволяет держать бизнес 'на крючке'.
Где Счетная палата нашла нарушения По оценке СП, с нарушениями был приватизирован целый ряд крупных российских предприятий. При этом приватизационное законодательство нарушали в основном чиновники: они превышали свои полномочия, пренебрегая законодательными запретами и ограничениями при продаже особо значимых государственных активов. Так, Смоленский авиазавод, Рыбинский моторный завод, Самарское госпредприятие 'Старт', Уфимское мотостроительное объединение, Уралмашзавод, Балтийский завод были приватизированы 'без решений правительства'. 75,6% акций ОАО 'Красноярская угольная компания' также, по мнению СП, были проданы 'без законных оснований'. Акции концерна 'Кузбассразреуголь' и угольной компании 'Южный Кузбасс', отмечают аудиторы, были проданы, несмотря на то что эти предприятия 'были включены в перечень стратегических'. Авиакомпания 'Внуковские авиалинии' 'была продана в условиях правового вакуума и беcконтрольности'. Из 100% акций АО 'Росгосстрах', принадлежавших государству, продавать можно было, по мнению аудиторов СП, только небольшую долю, однако госпакет был выставлен на приватизацию в полном объеме. 'Правительство нарушило Гражданский кодекс РФ, осуществив обмен госпакета акций АО 'Усть-Илимский лесопромышленный комплекс', СИДАНКО, Тюменской нефтяной компании, 'Коми ТЭК', ОНАКО и Восточной нефтяной компании на акции коммерческого банка 'МЕНАТЕП', - говорится в документе СП. Пакеты акций нефтяных компаний ЮКОС, ЛУКОЙЛ, СИДАНКО, 'Сургутнефтегаз' и других Госкомимущество выставило в 1995 году на инвестиционные торги и залоговые аукционы 'вопреки закону 'О федеральном бюджете на 1995 год'. Аудиторы также указывают на то, что 'предприятия ОПК приватизировались в общем для всех порядке, без ограничений', несмотря на их стратегическое значение. Среди них НТК 'Союз' (доля оборонного заказа - 95,7%), машиностроительное КБ 'Гранит' (85,4%), Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля (44,4%), Иркутское авиационное производственное объединение (85,1%), Нижегородское госпредприятие 'Гидромаш' (50,4%), а также стратегические предприятия московский машиностроительный завод 'Знамя', Тульский оружейный завод, Тульский патронный завод, воронежский завод 'Электроприбор'.
Выводы аудиторов СП гласят, что при проведении приватизационных сделок 'не контролировался процесс скупки иностранными лицами пакетов акций экономически значимых предприятий через подставных лиц и на вторичном фондовом рынке'. Так, согласно отчету СП, 'малоизвестная американская компания Nic and Si Corporation через подставную фирму 'Столица' приобрела пакеты акций 19 авиапредприятий ОПК, в том числе 16% акций АО 'Курский прибор', 34% акций АО 'Авионика', 16,3% акций АО 'Тушинский машиностроительный завод', 8% акций МПО им. Румянцева.
СП также выявила приватизационные нарушения, связанные с 'продажей акций иностранным покупателям через посредников'. В качестве примера СП упоминает в своем отчете итоги инвестиционного конкурса, проведенного в 1997 году по продаже пакета акций, составивших 40% уставного капитала ОАО 'Тюменская нефтяная компания'. Победитель конкурса, ЗАО 'Новый холдинг', как показала проверка СП, 'контролировался иностранными юридическими лицами, что являлось нарушением'. При этом, отмечает СП, Государственный антимонопольный комитет 'ни разу не отклонил ходатайства иностранных (или подконтрольных им) юридических лиц, претендовавших на покупку контрольного пакета стратегически важных для страны предприятий'. Так, по данным аудиторов, '35% акций ПО 'Новомосковскбытхим', выпускавшего до 80% синтетических моющих средств в России, с согласия ГКАП были приобретены компанией 'Проктер энд Гембл Истерн Юроп', являющейся основным конкурентом российского производителя на внутреннем рынке'. В отчете СП говорится, что Россия 'единовременно потеряла на приватизации данного объекта от 77,4 млн. до 115 млн. долларов США'. Аудиторы отметили и тот факт, что доля акций РАО 'ЕЭС России', принадлежащих нерезидентам, 'увеличилась за период с 1996 по 1999 год с 12,4% до 34,45%'. 'По закону иностранцам может принадлежать до 25% всех видов акций энергохолдинга', - напомнили в СП. "