Депутаты любопытствуют, отчего при заоблачных ценах на нефть темпы роста российского ВВП падают. То есть министру Грефу придется отчитываться за председателя правительства Михаила Фрадкова. Кого-то будут снимать?
"Пригласить на правительственный час главу Минэкономразвития порекомендовал независимый депутат Владимир Рыжков. Ему показалось странным, что среди стран СНГ Россия занимает предпоследнее место по темпам роста валового продукта. Парламентарии единодушно одобрили предложение допросить Грефа о причинах экономической стагнации, высокой инфляции, укрепления рубля, а заодно всплеска забастовочного движения, безработицы на Северном Кавказе, проваленной реформы льгот и отсутствия у правительства внятной экономической программы. При этом большинство из них уверено, что вызвать Грефа предложила фракция «Единая Россия». Видимо, потому, что «единороссы» все чаще выражают недовольство деятельностью кабинета министров. Член президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин рассказывает, что на недавней встрече партактива с Владимиром Путиным со стороны депутатов звучала «острая критика в адрес правительства». Эта критика, подчеркнул Володин, была «воспринята президентом». О том, что правительство «сильно недорабатывает», в интервью «Профилю» говорил секретарь генсовета «Единой России» Валерий Богомолов (см. «Профиль» №43, 2004).
«Но почему бы сразу не пригласить на беседу премьера Фрадкова?» — спрашивает «Профиль» у председателя комитета по экономической политике, члена фракции «Единая Россия» Валерия Драганова.
«Дойдет очередь и до Фрадкова», — обещает нам депутат.
Начать с Грефа требуют правила бюрократического приличия. Дело в том, что, согласно установленному Михаилом Фрадковым распределению обязанностей в правительстве, личную ответственность за удвоение ВВП несет Герман Греф. При этом депутаты уже договорились, что второй допрос министра экономики состоится в январе. «А к Фрадкову потом вопросы будут уже другого характера. Например, о месте и роли российской экономики в ближайшие пять лет», — твердым голосом добавляет Валерий Драганов.
Пока же Герман Греф признан ответственным за все просчеты нового кабинета. Таких просчетов за девять месяцев действительно накопилось немало. «Реформа РАО ЕЭС остановлена. Выросли налоговые изъятия из экономики, как следствие, остановлен инвестиционный процесс. Пенсионная реформа приняла уродливые формы, — перечисляет «достижения» правительства главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. — Но я не думаю, что лично Грефа можно за что-то ругать».
В большинстве стран принято, что именно премьер определяет экономическую политику и отвечает за деятельность правительства в целом. Фрадков делает все возможное, чтоб его фамилия не ассоциировалась с непопулярными реформами. К примеру, за монетизацию льгот на первом этапе лично отвечал глава Минсоцздрава Михаил Зурабов. Когда дела пошли совсем плохо, «ньюсмейкером» по этой, совершенно чужой для него теме был назначен вице-премьер Александр Жуков. Министр финансов Алексей Кудрин в ответе за бюджет и Стабилизационный фонд, председатель ЦБ Сергей Игнатьев — за инфляцию и валютный курс, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко — за дураков, транспортный министр Игорь Левитин — за дороги... Все при деле. Один премьер как бы ни при чем. «Я не был идеологом монетизации льгот, но верю, что все делается правильно; я не претендую на то, что хорошо разбираюсь в макроэкономике; реформа банковского сектора нужна, но это компетенция ЦБ» — такого рода высказывания, сделанные в открытом и «закрытом» режимах, характеризуют аппаратную тактику Фрадкова.
Упорное нежелание премьера брать на себя ответственность за работу правительства вызывает все большее раздражение в Кремле, потому что в глазах населения вина автоматически возлагается на президента. В том числе — за «хаос административной реформы». Это крылатое выражение Михаила Фрадкова со ссылкой на первоисточник цитировал Владимиру Путину глава РСПП Аркадий Вольский. Президент в ответ согласился, что даже сами авторы и инициаторы реформы не придерживаются ее принципов, и пообещал принять меры.
Вопрос в том, кого наказывать. Схему трехуровневой системы исполнительной власти придумали в администрации президента и Минэкономразвития. Но реализовать реформу на практике президент поручил лично председателю нового правительства.
"