Чуть более недели прошло с момента образования, по указу президента России, на базе единого Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму двух новых ведомств - Федерального агентства по физической культуре и спорту (руководитель - Вячеслав Фетисов) и Федерального агентства по туризму (Владимир Стржалковский). Оба они теперь подчиняются напрямую премьер-министру, тогда как раньше находились в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Свое первое интервью в новом качестве Вячеслав Фетисов дал корреспонденту ГАЗЕТЫ Сергею Микулику.
"
- Раньше я говорил, что у нас с Минздравом - конфликт интересов: здоровье в аптеке не купишь. А если серьезно, то при наличии своих проблем и в здравоохранении, и в соцразвитии интересы спорта находились где-то во втором десятке приоритетов. Так что повышение статуса пришлось нам как нельзя кстати: в стране, где одна треть населения так или иначе вовлечена в сферу физкультурно-спортивных интересов, недопустима ситуация, когда, по данным последнего армейского призыва, здоровым оказывается лишь каждый десятый из новобранцев. Теперь, надеюсь, проще будет выстроить систему физического воспитания, начиная с программы общеобразовательных школ, студенческого спорта…
- Школьные программы в их нынешнем виде не способствуют повышению интереса к спорту?
- Да они же составлены по послевоенным стандартам! В силе все те же нормы ГТО, по которым я еще учился. А надо давать больше игровых видов, легкой атлетики, плавания, горных лыж, чтобы дети не с нормативами, а друг с другом состязались.
- Да, но, к примеру, мало-мальски горнолыжное снаряжение у нас далеко не всем взрослым доступно, не говоря о детях…
- Я только что вернулся из Бразилии - там самые современные спортивные комплексы строят в самых бедных районах. И дети могут ими пользоваться бесплатно - это лучшее отвлечение от улицы, в стране падает преступность, наркомания, потребление алкоголя; на территории этих сооружений продажа спиртного запрещена законодательно. А знаете, какова посещаемость этих полей, площадок и бассейнов? По 15 тысяч человек в неделю приходят!
- Думается, что таким условиям для занятий могли бы позавидовать члены многих наших национальных сборных…
- Увы, сегодня это так. Наша беда - в отсутствии федеральных центров подготовки. Сошлюсь опять на зарубежный опыт: в Японии после провала на Олимпиаде в Сиднее была утверждена государственная программа «Золотой план» стоимостью 250 миллионов долларов. И центр подготовки был построен такого уровня, что в комнатах отдыха было создано полное моделирование условий высокогорья. А у нас, если говорить о приближении Турина, санно-бобслейной трасы, на которой сборная могла хотя бы тренироваться, в стране ни одной нет…
- И как глава федерального агентства пытается с этим бороться?
- Выделяем деньги этим федерациям в соответствии с их запросами для проведения сборов за границей - слишком много медалей разыгрывается в этих олимпийских видах, чтобы мы могли добровольно отказаться от участия в борьбе за них.
- При этом глава Олимпийского комитета России Леонид Тягачев уже успел всех предостеречь, что ничего хорошего российским болельщикам от Олимпиады-2006 ждать не приходится…
- Это очень по-нашему: то кричим, что мы можем больше, чем можем, то сдаемся заранее, чуть не за полтора года до Игр. А надо просто наметить программу и работать над ней - как до, так и во время Олимпиады. По моим подсчетам, из-за непрофессионализма нашего менеджмента в Афинах Россия лишилась порядка семи медалей, каждая из которых потенциально могла быть золотой. Но то руководитель нашего олимпийского штаба не знает, оказывается, кто такой Сафин и …
- А может, о недостатке финансирования самых популярных видов спорта?
- Если встать на позиции, например, президента Федерации хоккея России, то да. Но, поверьте, я как-нибудь в курсе положения дел в хоккейном мире: никто в сборную за деньги не приезжает. Ни канадцы, ни чехи, ни шведы, ни американцы. Зарплату в сборной получают тренеры - и у нас, между прочим, те, кто тренирует национальные команды и дает при этом результат, обеспечены вполне достойными финансовыми условиями. Но сборная последний раз была чемпионом мира в 1993-м, разрушена система подготовки прежде всего тренеров... Если за те 30 лет, что я в профессиональном хоккее, им руководят одни и те же люди, чьи методы управления давно уже не работают, то не только в деньгах, наверное, дело…
- Тогда вы и решили кое-кого из этих людей поменять…
- В 1990-х годах они сами в своих уставах прописали все руководящие полномочия, но почему-то забыли указать про ответственность за результат. А если его нет - годами и десятилетиями, - в цивилизованных странах люди сами уходят в отставку. Это общепринятая практика. И если раньше с кого-то не спрашивали, то пора, наверное, когда-то с этой практикой кончать.
- Но тогда президенты федераций собираются вместе и дают руководителю агентства организованный отпор, упрекая его в некомпетентности или в личной неприязни...
- Мне это собрание напомнило ГКЧП, не хватало только «Лебединого озера». Кто собрался-то - кто заваливает работу и опасается за свое место. Совершенно естественная реакция коллективного отпора. Я Колоскова со Стеблиным знаю с тех пор, когда мы все выигрывали, - за это Вячеслав Иванович с Александром Яковлевичем получали ордена и медали и за должности свои могли не беспокоиться. И никакой личной неприязни у меня к ним никогда не было и нет. Дело-то совсем в другом: за это время я убедился, что их методы работы далеки от современных. Теперь о моей некомпетентности: для меня ведь секретов в спорте нет. Это, уверен, могут подтвердить все спортсмены и тренеры, с которыми за время нахождения на своем посту мне довелось общаться - с ними со всеми мы говорим на одном языке. А вот в интригах аппаратных - да, верно, не силен, и этот упрек вполне готов принять. Но тоже ведь - учусь…
- Интересно?
- Работать - да. И в массовый спорт окунаться, и в детский. И там тоже я, как профессионал, нацелен на результат: если в прошлом году на «Лыжню России» вышло чуть более 100 тысяч человек, то на сегодня у нас уже четверть миллиона заявок из почти трехсот городов страны! Но по должности своей я отвечаю за весь спорт, и у меня есть и задания президента, и поручения правительства, и та федеральная целевая программа, над которой мы сейчас работаем, - она все сферы спортивной деятельности охватывает.
- Если вернуться на два с половиной года назад, вы представляли себе, на что шли, соглашаясь на предложение президента?
- Представлял, но не в такой степени. Думал, плыть в этом аквариуме будет проще… Между прочим, первой своей номенклатурной должностью считаю избрание капитаном сборной СССР по хоккею. Мне тогда 23 года было. И ничего, справлялся - все почти выигрывали… "
"