В КРУГАХ российского бизнес-сообщества растет напряженность в связи с предстоящим оглашением доклада Счетной палаты «Итоги российской приватизации». С. Степашин прочитает выводы из этого документа (целиком он занимает более 200 страниц текста) 8 декабря на заседании Государственной думы. Сам доклад проходит сейчас академическую экспертизу в 9 институтах Российской академии наук. Но первые «утечки» информации из него не предвещают господам олигархам ничего хорошего.
"По признанию сотрудников Счетной палаты, они еще не знают, какую отмашку дадут им сверху: будет доклад носить «понимающе-примирительный» или «уголовно-обвинительный» тон. Результаты последнего могут быть просто кошмарными для узкого круга сверхбогатых россиян, которые «не упустили своего шанса» за последние 10 лет.
Одним из важных моментов в докладе может стать юридическое обоснование того, что итоги «бандитской приватизации» могут быть сегодня отменены в судебном порядке даже по законам ельцинского времени. Более того: на скамью подсудимых могут угодить крупные чиновники черномырдинского правительства, в том числе из Минфина и Минимущества.
Что касается экономических и политических последствий оглашения доклада, то впервые на официальном уровне может быть разоблачен механизм залоговых аукционов, о чем «АиФ» неоднократно писал. Если совсем на пальцах, то схема была до безобразия простая. Частные финансовые учреждения (банки, промышленно-финансовые группы и т. д.), в которых были размещены государственные средства, расплачивались этими самыми средствами с государством за контрольные пакеты акций крупнейших сырьевых и металлургических предприятий. Акции же в свою очередь были переданы им Правительством России в качестве обеспечения займа. В докладе фигурируют Онэксим-банк, банки «Империал», «МЕНАТЕП», «Столичный». Объектом такой «приватизации» стали такие компании, как «ЮКОС», «Сибнефть», «СИДАНКО», «Норникель». Говорят, например, что продажная цена Тюменской нефтяной компании (ТНК) была занижена чуть ли не на 1 млрд. долл.
Последнее слово, как всегда, остается за В. Путиным. Председатель Счетной палаты уже докладывал ему о преступлениях, допущенных в ходе ельцинской приватизации. Пойдет ли президент на новый передел собственности — неизвестно. Понятно лишь, что в российской коррупционной среде, где и решаются все подобные вопросы, изменить что-либо можно, лишь обладая огромными ресурсами в исполнительной, судебной власти, в правоохранительных органах. Такие ресурсы у президента вроде бы есть. Захочет ли он ими воспользоваться немедленно? "