"Символическое родовое имя превратило его в яркую политическую звезду. Его жизнь - борьба, клинок - меткое слово, клич - воля и победа. Истинный атаман большой политики
И вновь основной объект нашего анализа - великое Слово, которое было в начале и у самого Бога. Поскольку сознательно сотворенные героические мифы по определению отсутствуют в российской публичной политике (сказывается русское "авось" и преобладание дилетантов-сказителей), народу предлагаются только истории случайные. А если и явится стихийный Победитель, то в большинстве своем благодаря влиянию знакового Имени.
Имя - самое частотное Слово (мантра) в жизни любого из нас. Оно заставляет нас действовать в соответствии со своей звуковой и смысловой символикой. И каждый волен использовать этот дар или проклятье в соответствии с собственной силой и талантом. Дмитрий Николаевич Козак явил себя творческим Демиургом самого себя, что бы о нем не говорили...
"Есаул, есаул, что ж ты бросил коня?.."
Коня у Козака, вроде бы сейчас действительно, нет. Но Судьба одарила его уникальным родовым именем. Сам «боевой» звукокомплекс вызывает подсознательные страх и возбуждение. А смысловое описание по В. Далю дает целую палитру проявлений: "войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, легкого конного войска". "Казаки все поголовно атаманы", - говорил народ. "Казаки - глаза и уши армии", - уточнил великий полководец Суворов. А носители современного русского языка так ассоциируют это слово: донской, молодой, атаман, удалой, шашка, кубанский, лихой, лошадь, вольный, воин, гуляет... Целая палитра красок, эмоций и образов. Что же из этого следует? А то, что любое событие или имя однозначной информации не несут. Эмоции, смысл и оценочные знаки им приписывают сами люди. И, как правило, негативные (ломать - не строить) по причине первичности отрицательных эмоций. Поэтому публичному человеку не стоит полагаться на капризную судьбу. Напротив, важно вовремя взять поводья в сильные руки и явить Миру собственный вариант жизнеописания Победителя.
Так, упрек в Ленинградском происхождении Дмитрия Козака и "особом" способе отбора его в большую политику ("может, на одном горшке в детском саду сидели" по Хакамаде) легко снимается всего лишь одним-двумя замечаниями: "Родился 7 ноября 1958 года в Кировоградской области Украины. В 1976-1978 гг. проходил военную службу в рядах Советской Армии"... А то, что он учился на юридическом факультете ЛГУ, только один из знаков избранности Дмитрия Николаевича, ведь и родился он в один день с Великой Октябрьской социалистической революцией, колыбелью которой стал прекрасный город на Неве...
"Мне малым-мало спалось..."
Сила Дмитрия Козака в его последовательности, и, может, неосознаваемом соответствии данному природой и родителями словообразу. Любопытно, что даже "внутреннее" наименование среди своих - аббревиатура ДНК - работает в том же направлении (ведь именно ДНК определяет наследственность человека). И что бы он ни творил, и как бы это не "чернили" - все вызывает невольную симпатию. "Дмитрий Козак больше всего запомнился депутатам своей привычкой не ходить на заседания - вместо этого он слушал трансляцию в своем кабинете и врывался в зал заседаний, как только в нем возникала надобность. Однажды тогдашний спикер городского парламента Александр Беляев даже предложил прибить их главного юриста к стулу гвоздями... Но вся эксцентричность Козака компенсировалась его умением находить прорехи в решении мэрии и оспаривать их через суд. В результате, к радости депутатов, солидная доля мэрских постановлений регулярно оказывалась в мусорной корзине.
Наконец, в 1994 году мэру Собчаку (кстати, тоже юристу по образованию) это надоело, и он переманил "вредину" в свою администрацию". "Он действительно может спать по 3-4 часа в сутки и ворочать горы. Но все это заставляет вспомнить строчку из знаменитого хита 80-х годов "здесь мерилом работы считают усталость". Потому что результативность деятельности ДНК часто оставляет желать лучшего". "Дмитрий Николаевич действовал в своей обычной манере, ни с кем не советуясь, полагаясь только на свои знания и интуицию". "Все отзываются о Козаке как об очень сильном, цепком и нацеленном на результат юристе". С некой "Инной Л. их бурный роман закрутился в 1999 году, они часто встречались (местом свиданий был московский отель "Марриот Аврора", где номер стоит около $ 300 в сутки), однако после того, как И.Л. забеременела и родила ребенка, ДНК отказал ей в поддержке и прекратил общаться. По слухам, сейчас Инна Л. начинает писать книгу о герое-любовнике". "Весьма общителен и бесшабашен. С острыми ощущениями связано и хобби шефа правительственного аппарата - езда на машине с предельной скоростью". И т.д.
И кураж, и стремительность-непокорность, и даже легенда самодостаточного героя-любовника и гонщика-экстремала не способны затмить общую радостную ауру над его головой. И верно: "Только пуля казаку во степи подруга, только шашка казаку в степи жена". Точно так же трактует казачью верность и популярный исполнитель Александр Розенбаум. Видимо, нужны более серьезные обвинения, чтобы народ, подобно белому атаману, поверил, что его любимый юный "казачок-то заслан"...
Некоторая слабость Дмитрия Николаевича, как ни странно, в юридической точности и лаконизме речи: "Козак принадлежит к числу очень немногих высших российских политиков, способных кратко, четко и по делу выражать свои мысли. Так, один его брифинг в Белом доме продолжался всего около десяти минут: за это время все было сказано". К этому умению следовало бы добавить адвокатского многоцветья и президентской афористичности. О ДНК интересно читать, но слушать его порой проблематично: "К двум с лишним сотням законов подготовлены поправки. Закончена работа большинства рабочих групп, проанализированы функции органов власти в различных сферах. Сегодня комиссия обсуждала, как к этим функциям присоединить деньги".
Нет слов-самоцветов и образ теряет яркость, становится банальным. Недаром другой казак - Спирид из пьесы Н. Садур "Панночка" - сокрушался горестно: "Что же это в мире делается? Как же человек без чуда жить теперь будет, если он один на всей земле и никакой ему истории не приключится? Никто теперь ему не привидится, ни одна тайная красота не сверкнет в утреннем тумане, не поразит в самое сердце..." А ведь это и есть истинный глас народа, тоска и заветная мечта его...
"Я тебя породил, я тебя и убью!" Упреки ДНК в недостаточной практической результативности - абсолютно пустые слова. Сегодня трудно назвать хоть одного эффективного политика, несмотря на активную деятельность по их раскрутке одноименного фонда. И все тактические перемещения Козака, упреки в излишнем тщеславии (а какой казак не хочет стать атаманом), явно не лишают его оптимизма и природной стремительности.
Что же до "питерской принадлежности" и "свободного доступа к телу" президента, то классическая литература посредством талантливого прозрения Гоголя давно предвосхитила и этот сюжет. Беззаветный патриот Тарас Бульба в первые же минуты встречи с сыновьями после долгой разлуки не объятьями встречает их, а испытывает бойцовские качества старшего, Остапа: "- Да он славно бьется! - говорил Бульба остановившись. - Ей-богу, хорошо! Так, хоть бы даже не пробовать. Добрый будет казак!" А потом, не дав им разнежиться дома, увозит в военный лагерь, в Сечь. И на линии огня все становится на свои места. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, истинный воин Остап до конца остается верен делу освобождения родины от захватчиков и погибает. Он - гордость и боль отца. А вот младшего-предателя Андрия пришлось Тарасу уничтожить собственной твердой рукой: "- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? ... Так продать? продать веру? продать своих? Стой же; слезай с коня!... Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!.."
Чем закончится сказ о Козаке нового поколения, и как сложатся его взаимоотношения с Отцом, намеренным "мочить врагов в сортире", пока никому не ведомо, но даже самые критически настроенные умы признают в один голос: "Такой характерный актер всегда нужен в труппе, жестко управляемой сильным и властным режиссером"..."