В российской демографии без перемен: народ вымирает и конца этому не видно. У нас самая низкая рождаемость в Европе. Причем в 1992 году смертность превысила рождаемость. Этому феномену дали специальное название – «Русский крест».
"В Москве завершил свою работу Национальный форум «Настоящее и будущее народонаселения России». За многие годы это была первая в России конференция такого рода и такого высокого уровня – что удивительно, потому что ситуация с демографией у нас давно уже просто аховая, и это ни для кого не секрет.
Так или иначе, в роскошном здании на юго-западе столицы, где расположена Российская академия государственной службы при президенте РФ, собрался весь демографический научный цвет, политики, высокие чиновники…
Может быть, именно потому, что ситуация всем ясна уже давно, ничего особенно нового на упомянутой конференции сказано не было. Говорили о проблеме, которая вот уже больше десяти лет висит над нашей страной тяжелым домкратом, – о том, что мы вымираем. Корреспондент «НГ» даже и не подумал бы сообщать читателям об этом столь неинформационном событии, если бы не цифры, представленные там. Собранные вместе, они впечатляют.
Нет, никто напрямую о вымирании не говорил, говорили о неприятной тенденции. По словам замминистра здравоохранения и социального развития Владимира Стародубова, за последние 10 лет население России уменьшилось почти на 9 млн. человек, причем депопуляция затронула практически всю Россию. Как шагреневая кожа, численность российского населения ежегодно сокращается – на 700–800 тыс. человек. Сейчас нас 144,2 миллиона. Ежедневно мы теряем примерно 2 деревни, а в год – небольшую область. За прошедшие 13 лет с карты России исчезли 11 тыс. сел, 290 городов, еще 13 тыс. деревень на картах значатся, но остались без жителей. При пессимистическом прогнозе, через 50–60 лет количество россиян сократится до 70 млн. человек, а по некоторым прогнозам, еще сильнее.
Три фактора влияют на прирост или убыль населения – рождаемость, смертность и уровень миграции. У нас самая низкая рождаемость в Европе. Причем в 1992 году смертность превысила рождаемость, и с тех пор эта разница только увеличивается. Этому феномену дали по-кладбищенски мрачное название – «Русский крест».
Правда, есть и оптимистическая новость. После 1999 года все отмечают устойчивый рост рождаемости в России. Небольшой, правда, всего несколько процентов. Объясняют это тем, что в последние годы у нас несколько увеличилось количество заключенных браков, в 1,7 раза уменьшилось число абортов, да еще плюс к тому возникла новая тенденция – молодые пары все чаще и чаще предпочитают жить вместе без регистрации своих отношений.
Тем не менее рост рождаемости скорее всего ненадолго, и, по словам Александра Суринова, заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики, в ближайшие годы прогнозируется новый спад. Даже в том случае, если эти прогнозы неверны, общую ситуацию подъем рождаемости не меняет. Во-первых, потому, что, по расчетам демографов, для простого воспроизводства населения на сто женщин должно приходиться в среднем 215 рожденных ими детей, в то время как у нас они рожают только 125. И во-вторых – уже упомянутый «Русский крест».
Сегодня смертность в России в 2,5 раза превышает европейскую. В 1994 году здесь наблюдался пик смертности – коэффициент общей смертности достиг 15,7%, чего не было с военных времен. Потом ситуация стала улучшаться, но в 1999 году (вероятно, из-за дефолта) смертность вновь стала расти, теперь уже непрерывно, и в 2002 году достигла 16,3%.
Особенно смертность высока среди мужчин – ее даже называют сверхсмертностью. Мужская смертность в России и всегда была высокой, но сейчас она стала одной из самых высоких в мире. Мало того что она аномально высока, так еще вдобавок 30% умерших – это мужчины в трудоспособных возрастах. Средняя продолжительность жизни у мужчин на 13 лет меньше, чем у женщин – у женщин 72 года, у мужчин 58,8. Если женщины по этому параметру занимают сотое место в мире, то мужчины – сто тридцать четвертое. Основные причины – алкоголизм, онкология, травмы и отравления. Смертность от злоупотребления алкоголем за последние 5 лет возросла в России в 3,5 раза. Смертность от самоубийств превышает среднеевропейский уровень среди мужчин в 2,5 раза, среди женщин – в полтора. По смертности в дорожно-транспортных происшествиях Россия обогнала европейские страны в два раза.
На 40% чаще стала умирать молодежь в возрасте 15–19 лет. Если так пойдет дальше, то из нынешнего поколения шестнадцатилетних до пенсионного возраста доживут только 54%.
В конце девяностых возник еще один «русский крест» – старение. В 1998 году впервые в стране численность пенсионеров превысила численность детей и подростков до 16 лет на 110 тыс. человек. На первое января 2004 года эта цифра выросла до 4,2 млн. Сейчас в России количество детей до 14 лет в 2,5 раза меньше, чем лиц пенсионного возраста (соответственно, 10,6 и 27,2 млн. человек). Среднестатистический россиянин сегодня на 4 года старше, чем бывший советский человек, прежде всего потому, что стало меньше детей. Современному российскому мужчине 34 года, женщине сорок лет, причем женщин на 10 млн. больше, чем мужчин. По прогнозам, с 2006 года число пенсионеров будет расти еще активнее и к 2016 году составит более четверти от всего населения России.
Это будет в первую очередь означать рост числа иждивенцев, которое уже сегодня перевалило за шесть сотен на тысячу трудоспособных.
В начале девяностых эти страшные тенденции худо-бедно компенсировались возросшей миграцией в страну. Сегодня этот приток резко уменьшился и восполняет всего лишь три процента общих потерь. Зато нелегальная и полулегальная миграция возросла. По словам Николая Герасименко, заместителя руководителя комитета Госдумы РФ по охране здоровья, в дальневосточных районах России уже обосновалось более 3 млн. выходцев из Китая – и это при том, что постоянное население Приморского и Хабаровского краев составляет немногим более пяти миллионов человек. Что с этим делать, никто толком не знает. Нелегальные и полулегальные мигранты не приносят России ни денег, ни потомства, они оставляют свои семьи дома, а здесь только зарабатывают им на пропитание.
Нельзя сказать, чтобы в России по этому поводу совсем уж ничего не делалось. В 1994 году в Каире под эгидой ООН состоялась Международная конференция по народонаселению и развитию. Это была знаковая конференция – на ней обсуждались демографические проблемы множества стран, в том числе и России, там были приняты конкретные решения по исправлению ситуации, и Россия, как и еще 178 стран, под этими решениями подписалась. Там было 6 пунктов – улучшение репродуктивного здоровья, пропаганда здорового образа жизни, моральное поощрение ответственного родительства, снижение материнской смертности, обеспечение адресной поддержки малообеспеченных семей с детьми и отдельных категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите, содействие адаптации мигрантов.
По словам замминистра Стародубова, по всем этим пунктам с тех пор ведется большая работа, больше того, в 2001 году правительством РФ была одобрена Концепция демографического развития России до 2015 года, и здесь тоже работа ведется довольно активная, однако на цифрах статистики коренным образом она не отразилась. Да и как бы ей отражаться, когда до сих пор треть населения страны находится за чертой бедности, когда 40% семей откладывают рождение детей до лучших времен, потому что сейчас просто не смогут их прокормить, когда ежемесячное пособие на ребенка исчисляется сотнями рублей?
Последняя цифра – по оценкам, реализация планов, заложенных в концепции, обойдется России примерно в 450 млрд. рублей, тогда как, например, социальные расходы бюджета 2000 года составили всего 270 млрд.
Один из докладчиков просил собравшихся не драматизировать ситуацию, хотя обнародованные цифры к оптимизму и не располагают. По прогнозам Федеральной службы государственной статистики, у демографической ситуации в России есть три пути – один оптимистический, другой средний, а третий пессимистический. По первому пути у нас еще есть шанс выбраться и даже увеличить количество народа в стране до 180 млн. человек. Правда, для этого надо, чтобы люди хорошо жили, хорошо получали, перестали пьянствовать и попадать под машины, чтобы преступность упала и т.д., и т.д., и т.д. Средний тоже неплох, хотя роста населения не предполагает – требования такие же, что и в первом случае, разве что немного помягче и не так отдает сказкой. Третий – это если ничего не делать или делать, как сегодня. И терять по миллиону человек в год."