Виктор Лошак ушел без скандала, не вдаваясь в причины отставки. Наверняка известно одно: он ушел под давлением не людей, но обстоятельств.
"Что, интересно, за обстоятельства?
Главная претензия владельцев "Огонька" к бывшему главному редактору: он привлек к журналу внимание неправильной аудитории. За год количество читателей возросло втрое, но за счет публики, непривлекательной для рекламодателя.
Обстоятельства оказались неинтересными.
Такие претензии ежедневно выслушивает главный редактор любой газеты страны от своих владельцев все последние годы. Всем нужна аудитория, состоящая из молодых, здоровых и богатых мужчин. Старые, больные, бедные, женщины - это деньги на ветер.
Беда в том, что мужчины, обладающие описанными качествами и к тому же умеющие читать, не очень многочисленны. Сливки на этом рынке снимает газета "На Рублевке", живописующая среду обитания нужной рекламодателю аудитории.
Что делать остальным изданиям и главным редакторам? Закрываться и увольняться? Рынок говорит: да.
Спорить с рынком, как известно, бессмысленно. Оспаривать сам характер этого рынка - возможно.
Возможно даже поставить под сомнение сам факт существования рынка средств массовой информации в России. Или признать, что такой рынок, как сейчас, существовал еще в Советском Союзе. Почему, собственно, нет, если обладание подпиской, например, на "Литературную газету" в 70-е годы прошлого века открывало путь, скажем, к распредвалу для "Жигулей". А с таких высот можно было дотянуться и до других ликвидных ресурсов: сервелата, мебели, путевки в Сочи. Бартер - законная форма рыночных отношений, хоть и архаичная.
Что-то изменилось с тех пор?
Что-то менялось в последние десять лет, но успехи оказались недолговечны. Рынок средств массовой информации в России, конечно, существует. Небольшой, но динамично развивающийся. И очень специфический, поскольку большая часть этих денег приходится на огосударствленное телевидение и глянцевые журналы, где качество бумаги и полиграфии важнее авторов и текстов.
Это рынок рекламодателя, но не зрителя или читателя. А рынка тех изданий, которые за неимением нового термина зовутся по-советски общественно-политическими, в России не существует. Слишком велики политические риски, слишком произвольна реакция государства, слишком силен страх издателей перед этим произволом, чтобы назвать это поле боя и интриг - рынком.
Участники боев и интриг оказались в очевидной для всех ловушке. Газеты и каналы - такой же товар, как и все остальное. Право собственника добиваться большей отдачи от своих денег - свято. Читать, слушать и смотреть в результате почти нечего. Любой журналист, в том числе главный редактор, пытающийся своей работой оспорить сложившийся порядок, оказывается в зоне риска. В ноябре 2004-го в этой зоне оказался Виктор Лошак.
Восемнадцать лет назад он уходил из благополучных "Известий" в "Московские новости", где слово "рынок" было программным. Вот он настал, рынок, и уходить пришлось теперь уже не из газеты ЦК КПСС, а от вполне частных владельцев. Круг замкнулся? Да, если это круг. Нет, если верить в то, что история развивается по спирали.
Но это выбор, который каждый делает персонально, и возраст здесь ни при чем. Пятьдесят шесть было Егору Владимировичу Яковлеву, когда он стал главным редактором "Московских новостей". И он многое успел, например, заметить Виктора Лошака, которому сейчас всего-то пятьдесят два, как будущего главного редактора. В нашей стране, в нашей профессии - если к обеим относиться серьезно - бывших главных редакторов не бывает. Как не бывает бывших сотрудников у ГБ. Мы в этом смысле их не слабее.
"
24.11.2004
Михаил ШЕВЕЛЕВ, заместитель главного редактора "МН" Московские новости