Недавний арест казначея футбольной премьер-лиги и в то же время известного российского бизнесмена Татевоса Суринова испортил настроение немалому числу российских чиновников. А теперь пришел черед волноваться чиновникам от авиации, поскольку именно здесь развивался основной бизнес Суринова.
"Один из знатоков отечественной бюрократии заметил, что чиновник, даже когда он работает на государство, работает на себя. Устранить это противоречие и призвана административная реформа, которая, к сожалению, продвигается с большим скрипом. Этой актуальной проблеме как раз и посвящена публикация, появившаяся на днях в интернет-издании “Дни Ru”. Полагаем, она заинтересует и читателей “Труда”.
Недавний арест казначея футбольной премьер-лиги и в то же время известного российского бизнесмена Татевоса Суринова испортил настроение немалому числу российских чиновников. И вот почему. Как стало известно, подследственному пока были предъявлены обвинения в мошенничестве в особо крупных размерах, связанном с навигационным оборудованием для аэропорта Казани. Сначала разволновались коммерсанты и бюрократы от футбола, но потом несколько успокоились. Зато пришел черед волноваться уже чиновникам от авиации, поскольку именно здесь развивался основной бизнес Суринова.
Среди этих чиновников и по совместительству бизнесменов или бизнесменов и по совместительству чиновников, несомненно, оказался и некто Владимир Тасун. Его проблема состоит в том, что ему приходится в течение вот уже ряда лет совмещать государственный пост в качестве руководителя Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления федеральной службы воздушного транспорта с “личным бизнесом”, занимая различные высокие должности в авиакомпании “Сибирь”. Такое совмещение давно уже стало обычным явлением в нашей жизни, когда невозможно понять, где кончается одно и начинается другое. Этому способствует законодательная невнятица, позволяющая отдельным чиновникам выступать одновременно в двух лицах и представлять оба интереса - государственный и частный, которые сплошь и рядом вступают в острый конфликт. Исход его, как правило, заканчивается не в пользу первого. История Владимира Тасуна - яркий тому пример.
Пять лет назад, в конце 1999 года, авиакомпания, в которой он являлся в то время членом совета директоров, стала инициатором арбитражной тяжбы с новосибирским аэропортом “Толмачево”. Вопрос касался бесследной пропажи 16,6 тысячи тонн авиационного топлива - ни много ни мало. Топливо, как известно, материал летучий и имеет свойство испаряться. Так и случилось. Адвокаты истца утверждали, что это топливо было оставлено в аэропорту “Толмачево” на хранение, а затем куда-то пропало. И немаловажно, что это удалось доказать в судах различных инстанций.
Таким образом, на “Толмачево” повис долг в размере 103 миллионов рублей, а сам Владимир Тасун попал в неловкое положение. Дело в том, что владелец контрольного пакета акций аэропорта - Росимущество РФ - стал предпринимать решительные действия по защите интересов государства. В частности, руководство тогдашнего Минтранса направило письмо в Генпрокуратуру с просьбой вмешаться в ситуацию. “Этот долг носит криминальный характер, и мы считаем, что нарушаются имущественные права государства”, - говорилось в письме. Как руководитель госструктуры В.Тасун тоже должен был встать на защиту интересов государства. Но, будучи в тот момент в совете директоров авиакомпании, он, видимо, не мог поступиться частными интересами.
Преодолеть этот конфликт, как считают, помог Татевос Суринов. Авиакомпания переуступила право требования долга ФПГ “Росавиаконсорциум”, которую он возглавлял. Это позволило главному авиатору Западной Сибири как-то примирить государственные интересы с коммерческими амбициями. В определенных кругах очень хорошо известно, как в 2001 году Тасун успешно пролоббировал на должность гендиректора “Толмачево” своего родственника В. Шаталина, который для отстаивания упомянутых 103 миллионов рублей “истратил на адвокатов” более 22 миллионов. В дальнейшем это стало одной из главных причин его досрочной отставки. А многомиллионный долг “Толмачево” все-таки выплатило. И вообще государственным аэропортам Западной Сибири не очень-то везет, когда Владимир Тасун встает на защиту этих самых государственных интересов. Достаточно сказать, что через процедуру банкротства из федеральной собственности были выведены аэропорты Кемерова и Барнаула.
Чтобы вернуть деньги, руководство аэропорта “Толмачево” взяло банковский кредит. По этой причине в первом полугодии 2004 года его прибыль оказалась почти в три раза ниже по сравнению с тем же периодом прошлого года - упала до 15 миллионов рублей. Авиационные власти сразу же высказали “обеспокоенность финансовым положением аэропорта”. Владимир Тасун неожиданно заявил, что “кредиты, привлеченные “Толмачево”, значительно превышают его реальные финансовые возможности, и если руководство аэропорта не справится с выплатой кредитных обязательств, “Толмачево” может попасть в сложное финансовое положение”.
Речь в данном случае шла и о кредите в 7 млн. долларов, привлеченном аэропортом под реконструкцию аэровокзального комплекса.
В “Толмачево” не замедлила прибыть комиссия по проверке финансового положения. В итоге она пришла к выводу о нецелесообразности начатых работ. Реконструкция, на которую администрация Новосибирской области очень рассчитывала, поскольку собиралась увеличить доходы государства за счет развития предприятия, была свернута. Кредит досрочно возвратили в банк. Сложность с получением кредита была связана с планами держателя контрольного пакета - Росимущества по реализации этого пакета. Банкиры опасались, что новый собственник может отказаться принимать на себя долги аэропорта, который собирались приватизировать. Теперь благодаря такому обороту дела получить новый кредит предприятию будет большой проблемой.
По мнению ряда наблюдателей, в этом замешан коммерческий интерес чиновника. Дело в том, что “Толмачево” имело неосторожность не допустить к реконструкции аэропорта некую фирму “Вираж”, которой покровительствует В.Тасун. Причина - сомнительная деловая репутация и несколько уголовных дел в ее послужном списке. В частности, в 90-х годах при строительстве международного терминала, которое вел “Вираж”, “исчезло” порядка 20 млн. рублей.
И все же можно считать, что “Толмачево” еще повезло в отличие от другого новосибирского аэропорта - “Северный”. На территории последнего создано нефтехранилище. Кстати, финансовые проблемы ФГУП “Новосибирск Авиа”, контролировавшего “Северный”, почему-то не вызывали вопросов у “чиновника-бизнесмена”, который на протяжении нескольких лет спокойно взирал на разорение авиапредприятия. Между прочим, проведенная в свое время контролерами-ревизорами областного КРУ Минфина проверка “Новосибирск Авиа” выявила факты распродажи имущества компании ее менеджментом, многочисленные нарушения при проведении взаимозачетов с партнерами. Словом, сделки предприятия заключались с заведомым убытком для него.
Со временем на маршруты “Новосибирск Авиа” до Нижневартовска, Сургута, Стрежевого стало внедрять свои рейсы томское авиапредприятие. Казалось бы, кто как ни В.Тасун должен был устранить конкуренцию государственных компаний, однако он молчаливо наблюдал за происходящим. Дальше - больше. Томские авиаторы стали удерживать выручку от реализации билетов на рейсы “Новосибирск Авиа”, а руководство самой компании активно распродавать технику и недвижимость. В частности, были проданы шесть вертолетов и около 50 авиадвигателей по заведомо низким ценам. Любопытно, что в то же время руководство ФГУП нашло 1,8 млн. рублей на покупку квартиры в центре Новосибирска для одного из топ-менеджеров предприятия, но не смогло выкупить отремонтированные в Иркутске самолеты за такую же сумму. Да и сам В.Тасун может гордиться трехэтажным коттеджем в престижном поселке. Заметим, кстати, что оклад руководителя территориального органа не превышает четырех тысяч рублей.
Работники предприятия не раз обращались с письмами к своему авиационному начальству, в том числе и к Тасуну. Но главный авиатор Западной Сибири отвечал им таким образом, что люди поняли: судьба аэропорта “Северный” его не волнует.
Газета “Новосибирские новости” писала, что представитель государства В.Тасун никак не отреагировал на явно ущербные сделки, совершенные руководством “Новосибирск Авиа”. По ним одному из местных “авторитетных” бизнесменов отошли склады топливно-заправочного комплекса аэропорта, гостиница и клуб “Полет”. И здесь государственные интересы столкнулись с коммерческими. Государственные, как легко догадаться, опять проиграли.
На днях состоялось представление Владимира Тасуна на должность руководителя Сибирского окружного территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта. Думается, если его деятельность на почве согласования государственных и коммерческих интересов будет столь же продуктивна и впредь, то можно предположить, что государственных интересов явно поубавится.
"