Если бы не расстрел депутата Расула Богатырева и шести его товарищей на даче зятя президента КЧР, об этой северокавказской республике в центре вспоминали бы не часто. Карачаево-Черкесия так и считалась одним из островков стабильности на неспокойном российской горском юге. А между тем сразу с избранием Мустафы Батдыева его крепкий семейный клан захотел заполучить в республике все, что еще принадлежало другим. Чем это закончилось, уже известно всей стране. А президент в свой собственный кабинет вернулся только с помощью кремлевского наместника Дмитрия Козака.
"
Личная экономика на "отлично"
На тех самых выборах Мустафа Батдыев потеснил от республиканского штурвала генерала армии Владимира Семенова, которого активно поддерживал тогдашний глава кремлевской администрации Александр Волошин. Победу председателя республиканского Национального банка с минимальным перевесом голосов (2,5%) все наблюдатели связывали исключительно с победой огромных денег. С ними, впрочем, связывали и будущее Карачая. Но за то время, что Батдыев пробыл на послу главы КЧР, экономические показатели Карачаево-Черкесии так и остались одними из самых низких в РФ. А вот с экономикой внутрисемейной, похоже, все складывалось для господина президента наилучшим образом.
Во всяком случае, СМИ, анализируя недавние события в Черкесске, довольно откровенно называли главную их причину: президентский клан подмял под себя все прибыльные места Карачая. Так, один из племянников президента Хаджи-Мурат Батдыев рекомендован своим дядей начальником таможенного управления КЧР. Другой племянник возглавляет управление налоговых проверок. Брат президента Батдыева стоит во главе крупного ремонтно-дорожного управления республиканского значения. Двоюродный брат, Елизар Аппаков, руководит Домбайским горнолыжным туркомплексом. Сын президента Марат Батдыев до недавнего времени был начальником инвестиционного департамента правительства КЧР, но в чем-то провинился перед родителем и потому был освобожден от должности.
Отдельная ветвь в генеалогическом дереве Батдыева - это семья Каитовых, чей отпрыск Алий до недавнего времени был мужем президентской дочери Людмилы. Клан Каитовых тоже отличается и финансовым, и административным могуществом. Отец Алия, Заур, главный лесничий республики, а дядя, Магомед, директор ОАО "Кавказская энергетическая управляющая компания". Сам Алий, как известно, генеральный директор ОАО "Кавказцемент".
История его попадания на это предприятие до сих пор покрыта мраком. Передел собственности был совершен настолько молниеносно, что прежний бессменный руководитель "Кавказцемента" Виктор Платонов в такой спешке покидал республику, что не попрощался даже с родным коллективом. В 2000 году никому тогда неизвестный Алий Каитов стал гендиректором ОАО, не имея даже за плечами высшего образования. В том, что за его карьерой стоит тесть, никто в республике не сомневается. Более того, по неофициальным данным, именно Мустафа Батдыев через подконтрольные ему структуры и является истинным хозяином цементного производства.
Бездействие силы
В предвыборной программе "20 шагов к возрождению Карачаево- Черкесии" Мустафа Батдыев обещал избирателям: "Мы наведем порядок в правоохранительных органах республики. Прежде всего, необходимо укрепить кадровый состав, материально - техническую базу оперативных и следственных работников всех уровней. Значительные сдвиги в этой сфере будут видны в первый же год"…
Подводя итоги 2003 года, даже сами руководители силовых ведомств вынуждены были признать неэффективность свой работы. "Никогда удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в структуре преступности не был так устойчиво высок. Никогда мы не имели такого наглого посягательства на личность и собственность, такой корыстной мотивации преступного поведения. Здесь и умышленные убийства, и рост грабежей, и серьезные нарушения в организации оперативно-розыскной работы, и незаконный оборот огнестрельного оружия, и рост наркомании, и тревожное состояние в сфере экономики. Серьезную угрозу стабильности в республике представляет ваххабизм", - отмечал на совещании у президента прокурор КЧР Владимир Ганночка.
Но в этом году ситуация не изменилась. За время правления Мустафы Батдыева, по словам известного на Карачае политика и парламентария Ислама Крымшамхалова, ни одно громкое преступление раскрыто не было. Несостоятельность правоохранительных органов Карачаево-Черкесии особенно показательно в связи с последним криминальном скандалом, в котором в грязи перепачкались все руководители силовых ведомств, но прежде всего сам Мустафа Батдыев. Расследование убийства семерых жителей республики во главе с депутатом Народного собрания Расулом Богатыревым началось только после того, как сюда прибыли представители управления Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе и бунта народа. Выяснилось, что соучастниками этой трагедии стали сами сотрудники милиции. Сейчас они находятся под арестом.
12 ноября состоялось заседание временной комиссии Совета Федерации по анализу ситуации на Северном Кавказе. Действия правоохранительных органов Карачаево-Черкесии были названы "несостоятельными". Заместитель председателя этой комиссии Владимир Кулаков отметил, что "местные силовые органы, задача которых поддерживать поддерживать правопорядок и устой власти на территории республики, этого не делали".
Очень некрасиво показал себя президент Карачая и как глава большой семьи. Как только всплыла грязная история об убийстве семерых предпринимателей, Батдыев сразу же - 18 октября - поспешил заявить, что дочь его Людмила подала на развод. И вскоре информационно-аналитическое управление главы КЧР заявляет, что развод уже получен.
Продается зять за 5 миллионов
После объявления Каитова в розыск президент, чисто по-предпринимательстки, поспешил откупиться от зятя, пообещав за информацию о его местонахождении пять миллионов рублей. Между тем знающие люди говорят, что незадолго до своей смерти вице-премьер правительства КЧР Ансар Тебуев требовал от президента выдачи Алия Каитова прокуратуре. Мол, один из влиятельнейших членов семьи убитых семерых молодых людей, отчаявшись найти правды в правоохранительных органах, обратился к Тебуеву (бывшему главе республиканского МВД, а потом в правительстве курировавшему правоохранительные органы) с просьбой провести собственное расследование. Шила в мешке не утаишь, и бывший опер сразу понял, откуда ноги растут. Но довести дело до конца не успел: 18 октября он был убит в своей машине.
Тогда в неформальной обстановке с вице-премьером тесть за зятя стоял горой. Но с первой публичной волной скандала попытался спасти честь семьи откупом. Алий Каитов в этой мизансцене выглядел более достойно - сам пришел в ФСБ, поняв, что теперь уж, после подключения к делу Генпрокуратуры, все равно найдут.
Но самый большой скандал Мустафу Батдыева ожидал на политическом поприще, да и на чисто человеческом. Его бегство из кабинета от доведенных до грани отчаяния женщин еще долго будут вспоминать далеко за пределами Карачаево-Черкесии. В первый раз это произошло 21 октября, во второй 9 ноября. Оба сценария "погрома" практически копируют друг друга. В октябре это случилось сразу же после того, как выяснилось, что главный фигурант в деле об убийстве семерых парней Алий Каитов, зять президента, скрылся и объявлен в розыск. Собрался митинг протеста, где выдвигались требования об отставке руководителей МВД, ФСБ и прокуратуры. Затем толпа во главе с женщинами-родственницами тех семерых ворвалась в Дом правительства, негодуя уже против самого президента Батдыева.
Он же через запасной выход вышел из здания... В Черкесск срочно прилетел полпред президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Митингующие его послушали, поверили и разошлись.
В ноябре все тоже самое, но дольше, дальше и больнее. Накануне митинга в 25-й горной шахте поселка Кумыш были найдены наконец-то тела пропавших - расчлененные и обгоревшие. На центральной площади Черкеска собрались родственники погибших с требованием отставки президента. К ним никто не вышел, тогда они пошли сами - в кабинет к Батдыеву, покалечив на своем пути сотрудников вневедомственной охраны, не говоря уже об интерьере главного здания республики. Уже по привычке президент еще до прихода недовольствующих скрылся через черный ход.
Конституционный переворот
Два дня женщины буквально жили в его креслах, ожидая, когда Батдыев найдет в себе силы выйти к ним. Снова пришел Козак. Пришли руководители силовых ведомств, представители Генеральной прокуратуры. Много было говорящих. Полпред четыре часа успокаивал негодующих женщин. Дал личные гарантии того, что расследование убийства будет доведено до конца, а вся информация о ходе следствия останется прозрачной. В итоге уговорил выйти к народу и самого Батдыева, который, в свою очередь, заверил людей, что уйдет в отставку, если следствие придет к выводу о его причастности в беспределе на даче бывшего зятя Каитова. На том к двум часам ночи 11 ноября и порешили.
Вот так и получилось, что как бизнесмен Мустафа Батдыев был на коне, а как политик все больше напоминает неумелого всадника, которого постоянно сбрасывает строптивая кляча. Сегодня кризис в Карачаево-Черкесии разруливает кто угодно, но ни президент республики. Доверие к нему падает даже у самых ярых приверженцев, что дает возможность созревать достаточно устойчивой оппозиции. И уже ясно: на Карачае, так как было, уже не будет. Передел продолжится, а вот судьба беспредела уже, надеемся, туманна. Но, увы, это не заслуга банкира Батдыева.
"