В первую чеченскую с Владимиром Шамановым - еще не генералом и далеко не губернатором - был случай: брали очередной аул, Шаманова зацепило, прилетел вертолет с военврачом. Офицер, однако, лететь в госпиталь отказался - мол, бой еще идет. Когда врач стал настаивать (далее - цитата по листовке кандидата в губернаторы Ульяновской области Шаманова В. А., 2000 г.), "Шаманов достал пистолет:
- Вы меня не поняли, доктор. Эвакуации не будет. И - спасибо вам".
"То ли оружия под рукой в 2004-м не оказалось, то ли еще почему - но на этот раз эвакуация произошла. За три недели до выборов главы Ульяновской области Владимир Шаманов переведен на другую работу - в аппарат Михаила Фрадкова, помощником премьера.
Перевод в правительство незадолго до голосования - давняя номенклатурная выдумка. Она помогает нелюбезным Кремлю губернаторам покинуть свой пост без особой потери лица, да еще оставаясь в федеральной обойме. Правда, эта милость оказывалась крайне редко, за путинские годы - лишь дважды: с Приморья Евгений Наздратенко был перемещен на рыболовный Госкомитет, а из Питера вывезли Владимира Яковлева, сделав его вице-премьером по ЖКХ.
Шаманов, таким образом, стал третьим. Министерской должности при этом экс-губернатор не получил. Однако и без того в случае с ним вольно или невольно создан любопытный прецедент. До сих пор генералы, потерявшие главное региональное кресло, представляли тупиковую ветвь номенклатурной эволюции. Во власть им дальнейшего хода не было - не важно, сами ли они на месте не усидели либо Центру не приглянулись. Александр Руцкой, руководивший Курской областью; Владимир Семенов из Карачаево-Черкесии; Руслан Аушев, бывший президент Ингушетии - все они сегодня без постов. А Шаманов - пожалуйста, при должности; прецедент.
С другой стороны, Владимиру Шаманову прецеденты создавать - привычное дело. С особой жестокостью он усмирял Чечню: на его счету - бойня под Алхан-Юртом и уничтожение села Комсомольского, да и полковника Буданова Шаманов с гордостью называет другом. С особым же блеском он выиграл выборы у Юрия Горячева - губернатора, правившего Ульяновской областью14 лет, - начав процесс смены власти в красном поясе. К зависти коллег-губернаторов, получил неслыханный кредит доверия Центра: Москва на 15 лет отложила Ульяновской области уплату огромных энергетических долгов...
Дальше на первый взгляд все шло штатно: Шаманов, набрав в свою команду людей из окружения Никиты Михалкова (вице-губернаторами стали Дмитрий Пиорунский, правая рука Михалкова в Союзе кинематографистов, и зять режиссера Альберт Баков), стал делать новые долги, при этом не решая старых проблем. Попутно в области провели приватизацию госимущества, доставшегося от Горячева. Полномасштабную и незаконную в прямом смысле слова: необходимые законы - со списком предприятий, условиями их продажи и т.д. - местным парламентом приняты не были. Однако, к удивлению Счетной палаты и прочих органов, собственность в частные руки ушла.
Ближе к концу губернаторского срока команду Михалкова Шаманов выгнал, а с новой как-то не сложилось. Местные бизнесмены - от УАЗа и ниже - стали вежливо, но настойчиво выпроваживать шамановских назначенцев из своих советов директоров; для новой России при живом губернаторе - дело невиданное. Закончилось все и вовсе скверно: несколько месяцев назад Шаманов и его телохранители избили Хамзю Ямбаева, главу одной из организаций ульяновских предпринимателей. История стараниями пострадавшего ушла в прессу. Начался скандал - опять-таки беспрецедентный для России, привыкшей к региональному самодурству. Вскоре ситуация улеглась: Ямбаев забрал из милиции заявление. Однако после этого даже сторонникам Шаманова стало ясно: второго срока не будет.
Сам губернатор не верил в это довольно долго. Несколько раз руководство партии "Единая Россия" рекомендовало Шаманову - члену политсовета ЕР - не участвовать в ульяновских выборах-2004. Шаманов только отмахивался: мол, это не истинные партийцы, а чиновники, и самоотвода не подавал.
Теперь же он будет работать по специальности. Массовые зачистки и прочий контртеррор на этот раз ни при чем: Шаманов, если кто не знает, - социолог. Причем со степенью, полученной лет семь назад. "Тема диссертации - влияние военной среды на гражданское общество, и наоборот. Взаимовлияние, то есть через уволенных солдат и офицеров, через жен и детей военных. У меня уже и докторская процентов на пятьдесят готова, на ту же тему", - говорил генерал в конце 2000 года, прямо перед победными для него выборами.
Докторскую, насколько известно, он за это время не защитил: видимо, губернаторская деятельность не способствовала. Но с нынешней недели в ведение к.с.н. Шаманова В.А. Правительство РФ передало социальную защиту военнослужащих вкупе со всеми ветеранскими организациями страны. Для науки - добрый знак: хоть у одного российского ученого-гуманитария не будет никаких проблем с лабораторной базой. И конечно, с государственным финансированием.
"