Вопрос соотношения цены и качества в российском футболе не менее любопытен сегодня, чем предполагаемая отставка Колоскова, чемпионство “Локомотива” и иные заинтриговавшие события. Насколько же вложения в наши клубы адекватны отдаче с их стороны? По этому поводу мы и решили поразмыслить на финише футбольного сезона.
"
Любое предприятие характеризуется финансовой успешностью. Но только не футбольное. Наша Премьер-лига еще далека от того, когда ее клубы станут полноценными участниками европейского футбольного бизнеса. Уровень российской жизни и прочие банальные причины не позволяют рассматривать успешность ЦСКА, “Локомотива” или “Спартака” через призму экономического благополучия. Доходность наших футбольных предприятий неосязаема, что не особенно беспокоит тех, кто ходит на стадионы или болеет у экранов телевизоров. Более того, это не тревожит и вкладчиков, которые сознательно идут на “пожертвования” в миллионных масштабах.
И в этом нет ничего удивительного и уж тем более предосудительного. Футбол в конце концов игра. И должна в первую очередь приносить удовольствие, а не денежную выгоду. Существуют же с долгами в сотни миллионов европейские суперклубы, даже такие, как “Реал”! И ничего в глазах собственных болельщиков и мировой общественности не теряют... С другой стороны, не говорить о футболе как о бизнесе — значит, просто морочить голову. Только я бы на данном этапе развития российских клубов ставил вопрос о финансовой успешности несколько в иной плоскости. Не в плане “вложил-получил”, а в плане “вложил-добился”. Этим критерием, надо заметить, руководствуются и на Западе, и здесь — особенно те, кто платит.
По данным “МК”, в минувшем сезоне совокупный бюджет клубов Премьер-лиги составил порядка 235 миллионов долларов. Разумеется, разделен он неравномерно, и нет ничего удивительного в том, что возможности лидеров в пять-семь раз превышали возможности аутсайдеров. Но прямой пропорциональной зависимости вложений и достижений не наблюдается. Погрешность, как водится, заложена в кадровом ресурсе. Кто-то с этими деньгами поработал лучше, кто-то хуже. Спартаковец Кавенаги ценой в 11 миллионов забил 1 гол, а стоящий один миллион Бракамонте из ФК “Москва” — 11 этих самых голов. Любопытная, не правда ли, диспропорция? Деньги, как в очередной раз было доказано, решают в футболе далеко не все...
Наши итальянские коллеги любят оценивать коэффициент полезного действия своих тренеров весьма примитивным образом. Делят количество набранных очков на цифру клубного бюджета и после этого приходят к выводу о состоятельности того или иного специалиста. Если расставить в таком соответствии тренеров наших клубов, то безоговорочное первенство держит Сергей Петренко из “Торпедо” — его балл 6,75. Из 8 миллионов выжал 54 очка и 5-е место. Дальше Олег Долматов (в первую очередь) и его предшественник Александр Побегалов из “Шинника” — с условным коэффициентом 5,5, потом — Сергей Оборин из “Амкара” с твердой “пятеркой”. В арьергарде — и высокобюджетные “Спартак” с “Динамо”, и запутавшаяся в своих тренерах “Кубань”, и не жалевшие средств руководители ЦСКА. Поверхностно, но весьма любопытно.
Так или иначе, открытым остается вопрос, когда наши футбольные предприятия начнут приносить прибыль. Инвесторы запаслись терпением и готовы, видимо, ждать не один год. Есть долгосрочные программы, есть рычаги для получения этой самой прибыли, но до того момента, пока люди не смогут платить хотя бы по 25 долларов за билет, окупить себя кому-то вряд ли удастся. Но, несмотря на весьма скромные возможности россиян, наш футбол по своим бюджетным показателям уже приближается к большой европейской пятерке. Мы уже обошли Бельгию и Голландию, почти догнали Францию. А Станислав Черчесов, возглавивший недавно клуб австрийской бундеслиги “Тироль”, не стал распространяться о бюджете, чтобы “избежать соболезнований”.
Средняя зарплата в России в 10-12 раз уступает итальянской, а футбольная — в 2,5—3. Очевидно, что вечно так продолжаться не может. Но всем предстоит запастись терпением: платить по счетам наши клубы начнут не сегодня и не завтра.
СПРАВКА “МК”
Чем футбольные клубы зарабатывают на жизнь?
В Европе давно налажена индустрия: бюджет клуба пополняется за счет поступлений от спонсоров, продажи атрибутики, премиальных в еврокубках, продажи прав на трансляции, трансферных сделок по купле-продаже игроков.
У нас реальные деньги можно получить только от спонсоров. Да еще с недавних пор — с организацией канала “Спорт” — и отечественное ТВ стало нормально платить за показ матчей. При купле-продаже сейчас наши клубы куда больше тратят, чем получают. Представительство в еврокубках пока более чем скромное, да и далеко пройти не получается. А атрибутику и сувениры болельщики берут не так охотно, как пиво...
ИЗ ДОСЬЕ “МК”
• “Алания” (Владикавказ), бюджет — 7 миллионов долларов
Группа компаний “Исток” (ликеро-водочная продукция плюс шесть самостоятельных направлений — вплоть до нефти и типографии, годовая выручка за 2003 год — свыше 100 млн. долларов) перестала спонсировать “Аланию” во второй половине сентября. Что будет дальше — сказать сложно.
• “Амкар” (Пермь) — 6 миллионов долларов
Название клуба сложено из первых слогов продукции спонсоров — “аммиака” и “карбамида”. Прошлогодняя выручка компании, производящей минеральные удобрения, составила 36 млн. долларов.
• “Динамо” (Москва) — 20 миллионов долларов
Появление в качестве главного спонсора Алексея Федорычева сняло многие вопросы. Его “Федкоминвест” является крупнейшим экспортером серы. А с недавних пор еще и минеральных удобрений, и зерна... Новый хозяин намерен потратить на клуб, по его словам, “столько, сколько будет нужно”.
• “Зенит” (Санкт-Петербург) — 17 миллионов долларов
Хотя договор у питерцев заключен с “Лентрансгазом”, это одна из “дочек” крупнейшего российского естественного монополиста — концерна “Газпром”. Только в прошлом году его выручка составила больше 27 млрд. баксов, а чистая прибыль перевалила за 5 млрд. “зеленых”. Кроме того, команда наладила партнерские отношения еще с целым рядом компаний и предприятий, работающих в Северо-Западном регионе России.
• “Крылья Советов” (Самара) — 15 миллионов долларов
“Крылышки” начинали сезон с “Сибирским алюминием”, входившим в империю Дерипаски. Но олигарха с Поволжья потянуло в более теплые края, на Кубань. Вот, наверное, локти сейчас кусает... Словом, не имея генерального спонсора (основные деньги подкидывает Самарская область и частные “благотворители”), к концу сезона самарцы взяли первые в своей истории медали.
• “Кубань” (Краснодар) — 15 миллионов долларов
Главного денежного мешка кубанцев традиционно считают ведущим российским производителем алюминия. Хотя сам по себе “Базовый элемент” — всего лишь управляющая компания частных инвестиционных фондов (пусть и крупнейшая в России). На самом деле его интересы простираются гораздо шире. У Олега Дерипаски мощные позиции в угледобыче, автопроме, лесопромышленном комплексе, энергетике, финансах и страховании, авиапроме, сельском хозяйстве. Посчитать, сколько стоит холдинг, невозможно: компания частная и предпочитает не раскрывать своих финансовых секретов.
• “Локомотив” (Москва) — 25 миллионов долларов
РЖД — это тот же Газпром, только по транспортной части. Выручка компании в прошлом году перевалила за 20 млрд. долларов. И потому у “Локо” из всех команд, наверное, самая стабильная ситуация. Тем более Лига чемпионов может существенно пополнить копилку команды Семина.
• “Москва” — 10 миллионов долларов
Когда в команду пришел нынешний спонсор-инвестор (“Норильский никель”) в околофутбольных кругах всерьез говорили, что “Торпедо-Металлург”, как тогда назывался клуб, может сменить московскую прописку на красноярскую. Этого, правда, не произошло... Выручка компании в прошлом году составила около 5 млрд. долларов.
• “Ростов” (Ростов-на-Дону) — 7 миллионов долларов
Спонсор — “Донской табак-ХХI век” — представляет собой многопрофильную структуру. Выручка в 2003 году — чуть больше 100 млн. долларов. А прибыли вообще нет: судя по документам, компания закончила год с убытками в 72 млн. рублей.
• “Ротор” (Волгоград) — 5 миллионов долларов
Частная команда президента клуба Владимира Горюнова: волгоградцы уже несколько лет живут без всяких спонсоров. И потому на их форме нет никаких пометок и логотипов, кроме названия команды.
• “Рубин” (Казань) — 10 миллионов долларов
Хотя казанцы относятся к немногочисленной группе команд, которые финансируются из бюджетов субъектов Федерации, спонсоры есть и у них. Впрочем, эти компании являются партнерами и всего российского футбола.
• “Сатурн” (Московская область) — 12 миллионов долларов
Помимо средств Московской области “Сатурну” были подысканы вполне состоятельные спонсоры — ОАО “ГНК Нафта Москва” (прошлогодняя прибыль около 35 млн. долларов) и ООО “Сфера”, которые должны вложить в клуб в течение ближайших шести лет не менее 60 млн. долларов. Будущее сатурновцев видится вполне безоблачным.
• “Спартак” (Москва) — 35 миллионов долларов
По официальным данным, 20 процентов акций “Спартака” принадлежит инвестиционно-финансовому дому “Капитал” (председатель совета директоров — Леонид Федун, вице-президент ЛУКОЙЛа). Остальное — частным лицам. По неофициальным — все тому же Федуну. Генеральный спонсор — ЛУКОЙЛ (выручка компании в прошлом году — 23 млрд. долларов, чистая прибыль — около 4 млрд. баксов).
• “Торпедо” (Москва) — 8 миллионов долларов
Спонсор — ОАО “Лужники”. Уникальный случай в мировом футболе, когда не клуб владеет стадионом, а наоборот. “Лужники” вовремя сумели перестроиться — теперь торговля там, когда-то дикая, имеет вполне цивилизованный вид.
• ЦСКА (Москва) — 35 миллионов долларов
До прихода “Сибнефти” (прошлогодняя выручка — около 7 млрд. долларов) основным спонсором ЦСКА была крупная строительная компания КОНТИ. Но нефтяная компания, предложив 54 миллиона долларов в течение 3 лет, изрядно потрясла российский футбол. Благодаря спонсорским вливаниям ЦСКА сумел встать на один уровень с крепкими европейскими клубами, доведя свой годовой бюджет до уровня испанской “Сельты” (38 млн. долларов в год).
• “Шинник” (Ярославль) — 8 миллионов долларов
Ярославцы нашли благодетеля в собственном доме — управляющая компания “НТМ-холдинг” большую часть деловых интересов имеет в области. Холдинг был создан всего 2 года назад и ворочает уже двумя заводами, другими компаниями, а также замечен в строительном и транспортном бизнесах. Является хозяином общероссийской дилерской сети, торгующей обычными и спецшинами, с годовым объемом продаж свыше 100 млн. долларов.