Наконец, об услугах ЖКХ. Подорожали чудовищно. Платим за них в 20 раз больше, чем в 1987 году. Вот, собственно, и все новости.
"Большинство - в помещениях, выделенных советской властью. Потом она ушла. И начались перемены.
Две трети квартир отошли населению. После бесплатной приватизации. Что, безусловно, отрадно. Семьи обзавелись настоящими активами. Ценными. Ликвидными. Для многих - единственными. Можешь продавать. Сдавать. Закладывать.
Жилье в новостройках - на 40% наше. Куплено гражданами. Тоже хорошо. Значит, у кого-то денежки завелись. И слава богу.
Наконец, об услугах ЖКХ. Подорожали чудовищно. Платим за них в 20 раз больше, чем в 1987 году. Вот, собственно, и все новости.
Дерут три шкуры. А за что? Жилой фонд ветшает. Десятки тысяч домов не подлежат никакому ремонту. Только под снос. Но их не трогают. Поскольку там живут. Пять миллионов человек.
"Удобства во дворе"... В Европе, наверное, даже не понимают, что это такое. У нас знают хорошо. Потому что пользуются. Сорок миллионов человек.
Коммунальное хозяйство в упадке. Четверть сетей изношена полностью. Трубы прохудились. Потери тепла - 60% (при норме 16%). На обогрев одного квадратного метра тратим около 80 литров топлива (в Германии - 3 литра).
Короче, жилье частное, плохое и дорогое. Не у всех, конечно. Но у многих. Нужна реальная реформа.
Кто только ею не занимался... Молодые реформаторы. Энтузиасты среднего возраста. Пожилые рыночники. Недавно подключились даже олигархи. А толку никакого.
В чем же дело? Коммунальщики жалуются на нехватку денег. Мол, нищие мы. Иначе все бы блестело и сверкало. Что ж, давайте разберемся.
В 2002-2003 годах ЖКХ нарастило свои доходы на 250 млрд руб. Ибо сначала подняли тарифы на 49%. Потом - еще на 29%. Впечатляющая динамика. Так задрать цены - мечта любой отрасли. Шанс развернуться. Проинвестировать. Снизить затраты. Расширить продажи. Везде пошли бы вверх. Коммуналка идет в обратную сторону. Вниз.
А ведь кормится не только тарифами. Еще получает немалые дотации из бюджетов. Куда поступают налоги. Выходит, что люди платят дважды. Получая взамен грязные подъезды. Разбитые лампочки. Остановившиеся лифты. Замусоренные дворы. Вопрос: куда девают наши деньги?
Ответ известен: на покупку электроэнергии. Газа. Угля. Мазута. Дескать, все дорожает. Да так, что на жилой фонд уже ничего не остается.
Цены на ресурсы действительно растут. Но гораздо медленнее тарифов. Значит, ЖКХ почему-то переплачивает. Поставщики, понятно, довольны. Набивают карманы. А еще кто? Но эта тема уже не экономическая...
Ситуация, как видно, аховая. Что доносится из глубин ЖКХ? То же самое: хотим повышения тарифов. Народ, мол, еще не расплатился. Лишь частично покрывает стоимость услуг. Резервы есть. Надо выжимать. До последнего рубля. Иначе замерзнем, останемся без воды и т.п. Шантаж становится крепче. Отрасль - слабее.
Обидно, знаете ли. Спрос-то устойчивый. Человек всегда будет зажигать свет. Умываться. Греться у батареи. Ходить, пардон, в туалет. Подниматься на свой этаж. И готов за все это платить.
Получается, что сектор привлекательный. Для бизнеса. Он действительно туда идет. С удовольствием. Правда, в других странах. Потому коммуналка везде процветает. У нас же такая разруха...
Российский частник пока выжидает. Не спешит вкладывать в ЖКХ. Ведь активы государственные. Можно взять лишь в аренду. Да и то в краткосрочную. Плюс - куча долгов. Брать на себя? Накладно. И полная неясность по тарифам. Словом, одни хлопоты. Деньги отдашь, а отбить не удастся.
В регионах тоже не торопятся. Почему? Можно только догадываться. Наверное, потому, что годовой объем доходов ЖКХ превысил 800 млрд руб. Ничего себе бедность... Уйма денег. Неохота, видимо, выпускать из рук.
Власти толкуют о внедрении рыночных отношений. К 2008 году. Когда появятся необходимые законы. Поживее бы. А то не успеем выполнить. Поскольку все сгниет.
Надо скостить долги ЖКХ. Перед бюджетами. Иначе инвестиции не придут. После чего разворачивать приватизацию.
Беседовал со специалистами. Страшновато, говорят, оставлять народ наедине с предпринимателями. Они ведь разные. Как бы чего не натворили... Но берем же у частников макароны. Джинсы. Даже квартиры. И ничего. Живы.
Думаю, другого пути нет. Пора решаться. Дело зашло слишком далеко. Хуже не будет.