Корпоративная этика в понимании некоторых компаний часто не совпадает с этикой вообще.
"Вначале о нефтяной трубе. Многие, из «прислонившихся» к ней на заре «дикого» рынка 90-х годов, составили себе неплохой финансовый капиталец. Пока государство определялось с правилами игры, бизнес вовсе не дремал. Торгово-промышленная хроника тех дней свидетельствовала о пустом бюджете, несуразной инфляции и массе обездоленных граждан. Основное достояние страны – нефть, - уходила направо и налево, без особого наполнения государственных закромов. Как водится, «фирмачи» работали через конторы-однодневки, оффшоры и прочие варианты налоговой «оптимизации». С «чудесными» превращениями нефти в скважинную жидкость и обратно, и со съемом «дивидендов» с каждого такого этапа. И они богатели стремительно. Оффшорить по карманам у государства – это всегда так прибыльно и приятно! Однако времена меняются иногда очень быстро и на недавней конференции, посвященной иностранным инвестициям в экономику России, помощник Президента РФ Игорь Шувалов сделал одно важное заявление: «Преследование нефтяной компании ЮКОС является всего лишь началом борьбы с неплательщиками налогов. Другие нефтяные компании также вынуждены будут доплатить «сэкономленные» путем оптимизации налоги». Вот так! Если кто-то рассчитывал, что дело ЮКОС – это некий политический изыск, и им все ограничится, то он здорово просчитался. Государство все активней отстаивает свои интересы, свидетельством чему сегодняшняя превосходная наполняемость бюджета и рост его социальной составляющей. Перетряс «испачканного» «левой» нефтью корпоративного белья начнут с наиболее «активных», и засветившихся в чем-либо неблаговидном. Тюменскую нефтяную компанию также потрясали разного рода скандалы, и не исключено, что она подвергнется массированной проверке одной из первых. Следует напомнить, что это одна из системообразующих структурных единиц Альфа-групп.
Вообще, проблемы у Альфа-групп возникают в последнее время все чаще и чаще. Для них это уже печальная статистика. Так, выиграв в начале этого года конкурс на управление аэропортом «Шереметьево», компания «Альфа-Шереметьево» до сих пор не может приступить к реализации этого проекта. Более того, вполне возможно, что итоги того январского конкурса будут пересмотрены, или значительно скорректированы, причем явно не в пользу Альфы. Планируется допустить к управлению аэропортом компанию «Аэрофлот». Логика властей вполне понятна – делом должны рулить профессионалы. Для Альфы это означает только одно – что ее влияние на власть значительно сократилось. С уходом со своего поста Касьянова ее административный ресурс значительно потерял в весе. Еще одним неприятным звоночком, прозвучавшим в августе этого года, было решение Женевского арбитражного суда, который вынес решение в пользу конкурента Альфы в деле покупки последней блокирующего пакета акций компании «Мегафон». Судебный трибунал постановил, что Альфа не является в этом случае добросовестным покупателем.
Не все понятно и в широко рекламируемых взаимоотношениях Альфы с «Бритиш Петролиум». Как ранее утверждали авторитетные западные издания, российские совладельцы ТНК-ВР желали изменить условия сделки,чтобы свою часть активов совместного предприятия получить не акциями,а деньгами. Причем, как можно быстрее. Но тогда это стоит называть не СП, а откровенной распродажей бизнеса. У их партнеров – англичан,такая постановка вопроса вызвало крайне большое недоумение.В части банковского бизнеса доверие клиентов изрядно подорвано самим банком, в дни июльского кризиса неплохо поживившимся за их счет незаконно взимаемыми комиссионными. Не утихают слухи о возможной продаже сети универсамов «Перекресток». В довесок ко всему, проект по развитию розничного банкинга «Альфа-банк экспресс», явно не оправдал возложенных на не ожиданий и финансовых трат. В связи с всеми этими неудачами в прессе активно муссируются слухи об отъезде руководства корпорации за рубеж.
Если проанализировать все последние «альфа» - проколы, то вполне можно предположить наличие системного кризиса в корпоративном управлении.Что, в общем-то легко объяснимо. Та модель поведения, которая была свойственна зарождающемуся бизнесу в начале 90-х, сейчас становится совершенно неуспешной. Где вы, о «благословленные» времена «семибанкирщины», когда любой самозахват чужой собственности был в почете, и на эту тему можно было без проблем заручиться поддержкой даже в Кремле?! Давно канули в Лету. А те формы бизнеса, которые и дальше пытались диктовать государству его модель поведения, - где они? Иных уж нет, а те далече.
«Захват, управление, эксплуатация» - всегда было фирменным стилем этой корпорации, который сейчас не очень-то вписывается в современность.Хотя можно назвать это, как бы, проявлением свободного рынка.Апологетам подобного поведения необходимо хоть немного разбираться в сегодняшних политических реалиях и знать, что рынку свойственны не только агрессивное ведение бизнеса, но и другие общественные институты. В том числе и такие, как свободные СМИ. Но вот это они не принимают напрочь! Как не вспомнить в этой связи известного сатирика Аркадия Райкина с его незабвенным выражением: «Хорошо, чтобы все было, но чего-нибудь обязательно не было». Корпоративная логика вполне допускает наличие внутренних проблем, могущих вызвать большой общественный резонанс, но отрицает право прессы на их обнародование.Сейчас вполне очевидно, что вереницы скандалов, как вериги опутавшие репутацию «Альфы», изрядно затормозили в развитии ее поступательное движение.
«Кто виноват?» В общероссийском классификаторе проблем эта – всегда занимает значимое место. Но технология поиска крайнего в исполнении Альфа-групп отличается некой новизной и разнообразием. По их мнению - во всем виноваты газеты, с которыми необходимо беспрерывно судиться.И здесь есть, где развернуться! Арбитражные суды – это «конек» «Альфа-Групп». В их исполнении – это достаточно лихой и необузданный зверь, и основа слагаемого их «успеха». Они уже столько всего выиграли… И жертвами здесь становились весьма уважаемые издания, такие как: «Московская правда» и газета «Версия». «Московская правда» пострадала в связи со статьей «Пуля и перо», в которой допускалась причастность руководства «Альфа-Банка» к убийству главного редактора российского Forbes Пола Хлебникова. По версии газеты - в связи с проводимым им журналистским расследованием в части попытки приобретения банком блокирующего пакета акций компании «Мегафон». По итогам судебного разбирательства газета и автор статьи должны выплатить господину Фридману и «Альфа-банку» шесть миллионов рублей. В свою очередь газета «Версия» опубликовала две статьи: «Альфа. Групповой портрет» и «Криминальное чтиво по-русски» в которых обвинила Авена и Фридмана в организации наркотрафика в «хороших» объемах в Россию и через Россию, а также в тесных связях с международной преступностью. Компании «Альфа-Банк» и «Альфа-Эко» также подозревались в отмывании денег от наркобизнеса. В этом случае у газеты отсудили семь с половиной миллионов рублей. И, наконец, «Коммерсант», который «наказан» аж, на 320 миллионов рублей!
Все их победы в суде не являются следствием какой-то божественно-кристальной честности и непорочной репутации. Так в марте этого года, как пишет газета «Деловой Петербург», в петербургском филиале Альфа-банка были проведены обыски и аресты сотрудников. По словам сотрудников УФСБ по Санкт-Петербургу, на которых ссылается издание, расследование, идущее с прошлого года позволило установить, что в местном филиале были открыты счета множественные фирм-однодневок, через которые осуществлялись хищения бюджетных средств через лже-экспорт. Так, используя, известную мошенникам еще с начала 90-х годов схему возврата НДС через фиктивные экспортные контракты и многократное завышение цены экспортируемого товара, можно было долго и безнаказанно «доить» государство. В итоге было похищено шесть миллиардов бюджетных рублей – два в Питере и четыре в Москве . Выемки документов проводились и в Санкт-Петербурге, и в Москве. В результате следственных действий из депозитарного хранилища филиала банка было изъято более пятидесяти паспортов, принадлежавших гражданам, либо их потерявшим, либо умершим, или находившимся на излечении в клиниках для душевнобольных. Все они были зарегистрированы генеральными директорами экспортных фирм. Возможно – это тоже «свободный» рынок. И здесь вполне уместна параллель с ЮКОСом, который проворачивал аналогичные схемы со лже-учредителями и «липовыми» документами. Следует напомнить, что филиал – это не обособленное юридическое лицо, а полностью подчиненное подразделение головной структуры, в нашем случае – Альфа-банка. И самостоятельно вырабатывать, в том числе и такую «финансовую политику» он просто не имел права.
Не радует Альфа-групп и длящийся уже несколько лет скандал и судебное разбирательство с канадской фирмой «Норекс Петролиум». Как заявил один из ее руководителей, Альфа и ТНК попросту «захватили» бизнес в России. В разрешении этого конфликта пришлось участвовать даже канадскому премьеру. В этом же ряду стоит захват металлургического комбината ОАО «Носта» посредством фиктивной процедуры банкротства и с многочисленными фактами нарушений арбитражного судопроизводства, шантажом и насилием. Об этой истории подробно написано в «Новых Известиях» за 2001 год. Есть и другие примеры агрессивного общения Альфы с такими предприятиями, как: «Черногорнефть», оренбургская нефтяная компания ОНАКО, Московский шинный завод, Ачинский глиноземный комбинат.
Возвращаясь к истории с «Коммерсантом». Хотя мы во многом не разделяем политическую и гражданскую позиции этого издания, однако должны заявить, что решение суда по своей сути беспрецедентно, если учесть что сумма всех исков ко всем «провинившимся», в последнее время СМИ составила чуть больше сорока миллионов рублей. В публикации этого издания, посвященному банковскому кризису в июле этого года, альфовцы углядели для себя оттенок некой виртуальной угрозы. И раздули этот мыльный пузырь до вселенских размеров. Если обратить внимание на слова самого господина Фридмана в интервью газете «Ведомости», где он говорит буквально следующее, отвечая на вопрос журналиста издания: — Вопрос: Признайтесь, вы погорячились с иском к "Коммерсанту", приписав ему проблемы банка. Потерь для имиджа у вас будет больше, чем возможных приобретений на $10 млн. — Я не согласен с вами. Дело не в исковой сумме. Авторитетные издания должны знать цену слову. Безответственно писать о крупнейшем частном банке недостоверную информацию, которая вызывает паническое поведение вкладчиков. Я считаю, что мы живем в прозрачном и хрупком мире и ни в чьих интересах его расшатывать — ни журналистов, ни бизнесменов, ни политиков. Я не знаю, сознательно или по недосмотру, но статья в "Коммерсанте" была абсолютно тенденциозной, направленной на усугубление паники.» То есть признает, что паника уже была. «Коммерсант» ее только усугубил. Значит не газета, все-таки, была первопричиной оттока вкладчиков. Можно было обвинить газеты в не вовремя пролившемся дожде, в приходе осени или проколе колеса у машины. С точки зрения иных «экспертов-философов» все в нашей жизни все имеет вполне опосредованное влияние. Хотя беда подобных «специалистов» не в том, что они вообще ничего не знают, а в том, что знают много такого, что совершенно не соответствует действительности.
Мы не беремся комментировать сверхжесткое судебное решение в отношении «Коммерсанта». но оно почему-то не кажется объективным. При «грамотной работе» с судьями, можно продавить любое решение в суде. Дорогостоящие юристы, привлечение неких экспертов для подсчета убытков, копеечная калькуляция собственной деловой репутации – это, безусловно, «грамотный» подход. Правда, почему-то мир от этого не делается более законопослушным. Более того, наглые формы бизнеса это даже развращает. Провоцируя их на подобные эскапады и в дальнейшем. Хотя думается, что с массированной «приватизацией» правосудия у нас в стране скоро будет покончено. Не то сейчас время, да и власть уже научилась гармонизировать отношения в обществе. Один из сегодняшних сидельцев «Матросской тишины» Михаил Ходорковский в свое время пытался неудачно «приватизировать» то же кое-что из государственных институтов. В частности, Государственную Думу. Того, кто хочет попробовать этот вариант на судейском поприще, постигнет та же судьба. Агрессивная политика в части попытки скупить как можно больше депутатских мандатов, невзирая на логику и право, подавалось обществу как забота о неких корпоративных интересах. Разумеется, что интересы самого общества были как бы не в счет. И на эту цель ЮКОСом были потрачены очень большие деньги. На первых порах там тоже были некоторые «успехи», но продолжение этой истории происходит сейчас, исключительно, под диктовку государства и в рамках закона. По решению Европейского суда по правам человека объем финансовых претензий к СМИ не должен быть чрезмерным и ведущим к банкротству издания. Ну да, Европа нам не указ. Следуя подобной логике, очень скоро можно будет бюджеты обиженных на СМИ компаний формировать целиком из судебных исков. Главное найти «экспертов», которые докажут, что именно эти строчки из газеты навлекли на компанию неисчислимые беды, ужасный репутационный вред и полное банкротство.
Весьма интересное заявление, которое объясняет очень многое, сделал совсем недавно Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин: «Исследования показывают, что суды весьма уязвимы для коррупционной атаки со стороны бизнеса. Судебная коррупция встроена в различные коррупционные сети, действующие на самых различных уровнях. В сети по развалу уголовных дел, по перехвату чужого бизнеса… Я убежден, что если не форсировать в стране правовую реформу, то все остальные реформы очень скоро начнут буксовать». Финансовая зачистка всех СМИ, что либо нелицеприятное говорящих в адрес компании, - это конечно «ноу-хау». Арифметика этого проекта в случае «успешной» реализации дает неплохой прирост богатству и хороший повод повторить. К примеру, селекция новостей «сарафанного» радио, где-нибудь в селе Кукуево, если там, не дай Бог, не к ночи упомянут «Альфу», тоже может дать для корпорации приличный довесок в бухгалтерский баланс. По Чарльзу Дарвину максимальный фактор выживаемости в природе – это маскировка и приспособляемость к другим формам жизни, но отнюдь не постоянно разинутая зубастая пасть.» Александр Садовников Фатима Полысалова
Васильев: "Альфа-банк" пытается разорить "Коммерсант", но ему это не удастся
Генеральный директор
издательского дома "Коммерсант"
Андрей Васильев. Кадр НТВ
Генеральный директор издательского дома "Коммерсант" Андрей Васильев сказал в интервью радиостанции «Эхо Москвы», что иск "Альфа-банка" против издательского дома связан с его намерением разорить "Коммерсант". Мы считаем решение суда несправедливым и будем подавать апелляцию, - сказал Васильев. - Насколько это решение справедливое, можно поинтересоваться у тех, кто 6 июля стоял в безумных очередях в отделениях "Альфа-банка", не мог получить деньги в банкоматах и не мог вообще снять свои деньги. Вообще не понятно, с чем мы судимся. "Коммерсант" просто описал эти страшные события, не более того". Васильев убежден, что в следующей судебной инстанции издательский дом "Коммерсант" процесс выиграет. Он подчеркнул, что этим процессом "Альфа-банк" лишь нанес ущерб собственной репутации. "Мне передавали – не знаю, насколько это точно, - что Михаил Фридман (глава консорциума "Альфа-Групп") просто дал четкое указание разорить или купить "Коммерсант". Это очень своевременно со стороны прогрессивного бизнесмена", - заявил Васильев, подчеркнув, что разорить их все равно не удастся. "