В Калининградской области - война между местным бизнесом и властью. Победителей, скорее всего, не будет
"
Популярный ныне конфликт между бизнесом и властью не обошел стороной Калининградскую область. Главной местной новостью стала публичная схватка губернатора Владимира Егорова и главы холдинга «Автотор» Владимира Щербакова, чье предприятие занимается сборкой автомобилей BMW, KIA и General Motors в Калининградской области. Эта ссора представляется знаковой для новейшей истории западного региона России: в ней отразились противоречия и проблемы, которые раздирают область на протяжении последних десяти лет.
О простоте нравов
Гром грянул в Калининграде в середине октября на заседании Международного клуба директоров под руководством академика Абела Аганбегяна. Руководители крупных предприятий СНГ поинтересовались, почему Калининградская область с ее режимом особой экономической зоны не поднимается выше 50 - 60-го места в рейтинге регионов России. Бывший зампред правительства CCCP, а ныне крупный бизнесмен Владимир Щербаков высказался с предельной прямотой: заместители губернатора проворовались и дискредитировали региональную власть, у администрации области нет не только внятной экономической политики, но и мозгов, регион развращен и с такой властью скоро может пойти на дно.
В ответ прорвало губернатора. На следующий день в «Калининградской правде» появилась его гневная отповедь: Егоров заявил о том, что вносит в областную Думу законопроект о лишении «Автотора» региональных льгот. Кроме того, он обещал, что потребует от компании через суд компенсацию морального ущерба, нанесенного калининградцам, в размере 10 млн. евро (по 10 евро каждому жителю), а также будет настаивать на лишении Щербакова должности почетного консула Греции в Калининградской области и исключении его из состава межведомственной рабочей группы по развитию области.
Вскоре на страницах той же газеты появилась большая статья под названием «Чемодан на колесах». Автор - Михаил Цикель, руководитель администрации Особой экономической зоны и один из замов губернатора. Именно на Цикеля и были направлены самые резкие высказывания Щербакова. В попытке утопить главу «Автотора» и его холдинг Цикель обозвал бизнес Щербакова «чемоданным»: по его словам, завод в считанные дни может быть разобран и собран в другом месте. Вице-губернатору стало обидно, что компания, так и «не пустившая калининградских корней», не платит в местный бюджет практически никаких налогов, зато с радостью пользуется региональными привилегиями. Цикель припомнил Щербакову обещанные им и несостоявшиеся масштабные проекты строительства агрохолдинга и крупнейшего в России крахмального завода, обещания возродить Кенигсбергский замок и наладить совместно с поляками выпуск автобусов...
Таких публичных скандалов область еще не видела. Неудобно было за всех. И можно было бы ограничиться рассказом о том, как поссорились Владимир Иванович и Владимир Григорьевич, если бы ссора не влияла на инвестиционный климат в регионе. Даже противники «Автотора» признают, что компания стала для области визитной карточкой: без поездки на это предприятие до сих пор не обходился ни один прием официальных делегаций. И действительно, где еще в России собирают, пусть и «отверточно», американские «Хаммеры», корейские «КИА» и немецкие «БМВ»?
Ездят не на примусах
Первое, что поражает новичка, приехавшего на «Автотор», - это семейство фазанов, разгуливающее в вольере. Говорят, что птички появились тут по личному распоряжению Щербакова, любителя экзотики. Правда, главный технолог Герман Жойдь и председатель профкома Александр Шебалин с гораздо большей гордостью демонстрируют просторные цеха, отлаженные конвейеры и сходящие с них блестящие автомобили. Особая достопримечательность - местная столовая с небьющейся посудой: здесь комплексный обед за 40 рублей обходится сотруднику в 14 рублей 70 копеек, остальное доплачивает предприятие.
Средняя зарплата на «Автоторе» - 300 долларов. По местным меркам, сумма приличная. Но за нее еще нужно побороться: зарплата рабочего напрямую зависит от качества сборки, которую контролируют не только местные аудиторы, но и наблюдатели от зарубежных компаний-партнеров - KIA, BMW и General Motors (GM). С этого года по соглашению с GM на «Автоторе» стали выпускать «Хаммеры» - американские внедорожники. У «серых» дилеров эта модель стоит порядка 110 тысяч долларов, цена собранного «Автотором» 86,5 тысячи.
Для остроты ощущений меня сажают в грозного вида «Хаммер» цвета «лесной перламутр» и отправляют по испытательному треку. Это 117-й по счету «Хаммер», выпущенный «Автотором». За рулем 22-летний Виктор Горяинов, автосборщик. Огромным джипом он управляет легко и нежно, запросто ориентируясь в напичканной электроникой машине. Единственный повод для Витиной грусти - не попал на стажировку в Мичиган, в центр обучения General Motors: не дали визу.
Таких молодых и перспективных, как он, в компании работает много. И ссору в верхах здесь воспринимают болезненно потому, что «Автотор» - это сотни рабочих мест для калининградцев. «Что бы про нас ни говорили в связи с конфликтом, а мы своим производством гордимся, - говорит один из руководителей компании. - Мы же не примусы выпускаем, а автомобили мирового уровня». А на угрозы губернатора отнять льготы ответил: «Без них будет труднее - но мы проживем».
Правдолюб Рудников
Однако есть в Калининграде человек, для которого борьба со льготами «Автотору» стала делом принципа. Депутат облдумы Игорь Рудников издает газету «Калининградские новые колёса», которую калининградцы морщась, но читают: отчаянный правдолюб выливает огромное количество компромата и на власть, и на бизнес. На его счету - десятки судебных исков, многие из которых главный редактор проиграл. Судится Рудников и с Щербаковым: «мочить» «Автотор» так, как это делают в «Колесах», не позволяет себе ни одно местное СМИ.
- Когда говорят о Калининградской области как о «черной дыре», у меня в первую очередь возникает образ Щербакова и его холдинга «Автотор», - говорит депутат Рудников. - Владимир Иванович выстроил новую схему, по которой он провозит, минуя таможенные платежи, абсолютно новые и очень дорогие автомобили. Я считаю, что это контрабанда. Льготы у нас предоставляются под продукцию, произведенную в Калининградской области. А она подпадает под этот статус, если приращенная стоимость на территории области составляет не менее 30 процентов от стоимости товара. Но на «Автоторе» она едва доходит до 7 процентов. Легко подсчитать, что за 8 лет Щербаков недоплатил в местный бюджет около полумиллиарда рублей.
С Рудниковым можно поспорить, вооружившись статистикой самого «Автотора»: за время существования предприятия инвестиции в него составили около 300 млн. долларов, а общая сумма налогов от проекта - около 1,65 млрд. рублей. По подсчетам самого Владимира Щербакова, на один рубль предоставленных льгот областной бюджет получил 23 рубля доходов. Именно этих льгот и пытается лишить «Автотор» Игорь Рудников, а теперь и Владимир Егоров. Первые результаты уже есть: в облдуме создана комиссия по пересмотру региональных льгот.
Спецнаказ
По словам Владимира Никитина, председателя областной Думы, все громкие производства, появившиеся в Калининградской области последнее время, развились благодаря предоставлению налоговых льгот. Это компания «ТелеБалт», выпускающая бытовую технику, завод холодильников «Снайге», предприятие «Калининградский деликатес»: при условии инвестиций область освобождает такие компании от уплаты налогов в областной бюджет на срок окупаемости - как правило, это 5 - 7 лет. «Таких производств, как «Автотор», у нас немного, - говорит Никитин. - Это один из «флажков» области. Поэтому очень бы не хотелось, чтобы оно перестало существовать в регионе. Однако не думаю, что без льгот «Автотор» прекратит свою деятельность - это довольно самодостаточное предприятие».
Юрий Маточкин, председатель комитета по экономической политике областной Думы, говорит, что налоговыми льготами сегодня пользуются около 40 местных предприятий, но не все делают это эффективно.
- Часто льготы давались по принципу личных отношений и не работали, - объясняет он. - Но есть и положительные примеры. Например, мебельная фабрика Макса Ибрагимова, который благодаря льготам сумел развить производство и поднял долю маленькой Калининградской области до 6 процентов в общероссийском объеме мебельного производства. Что касается «Автотора», то налоговые льготы дали практически всем предприятиям холдинга. Думаю, это не совсем правильно. И этот вопрос скоро будет рассмотрен в рамках комиссии. Но у меня нет сомнений, что основному производству - автомобильному - льготы надо оставить.
Пока депутаты занимаются инвентаризацией льгот, конфликт Егорова и Щербакова находится в режиме дремлющего вулкана. Помощник президента Ястржембский, совершая «разведтур» по Калининградской области, посоветовал местной власти решать такие вопросы «в тиши кабинетов». Его наказ администрация прилежно выполняет: ссору в «красном доме» (так в народе называют здание обладминистрации) больше не комментируют и отсылают к газетным публикациям.
Однако тишины не получится. Административный ресурс, направленный против бизнеса, да еще накануне губернаторских выборов, может сослужить региону плохую службу. Антигубернаторские настроения и без того уже давно витают в туманном воздухе Калининграда. За восемь лет существования Особой экономической зоны в область так и не пришел ни один крупный западный инвестор. А региональные льготы, эффективные лет 10 назад, теперь служат не рычагом для привлечения инвестиций, а скорее дубиной для усмирения непокорных. Хорош в этом конфликте и бизнес, который за 8 лет существования так и не вышел на прибыли, позволяющие ему существовать без сомнительных льгот.
Досье МН
ЗАО «Автотор» действует в Калининградской области с 1996 г. С начала производства здесь собрано более 30 тысяч автомобилей. «Автотор» выпускает 12 моделей, среди которых BMW 3-й и 5-й серий, Kia Rio, Kia Sportage, Kia Magentis, Kia Carnival. C 2004 г. начато производство внедорожных автомобилей Hummer, Chevrolet TrailerBlazer и Chevrolet Taho. На автосборочных производствах «Автотора» работают 930 человек. На начало 2004 г. общий объем инвестиций в проект составил 283 млн. долларов. Общая сумма налогов - около 1, 65 млрд. руб. Комплектующие для сборки и готовая продукция завода освобождены от таможенных пошлин, а также не облагаются рядом региональных налогов. Сумма предоставленных «Автотору» льгот составила около 170 млн. рублей.