Спустя два месяца после своего избрания президент Чечни Алу Алханов заявил о готовности вести переговоры с чеченскими полевыми командирами. По сути это означает намерение создать личную военную дружину, чтобы стать фактическим, а не поминальным руководителем республики. Так в свое время поступил и покойный Ахмад-хаджи Кадыров, который из сдавшихся со своими отрядами полевых командиров сформировал личную дружину, унаследованную нынешним фактическим руководителем республики Рамзаном Кадыровым.
Что же заставляет Алханова, который в отличие от всех своих предшественников (Дудаева, Масхадова и Кадырова) имеет в силу объективных причин поддержку большинства чеченского общества, привлекать на свою сторону полевых командиров?
Во-первых, патологическая неспособность чеченца выполнять номинальную (марионеточную) роль в любом деле, за которое взялся. Если какие-то обстоятельства заставляют чеченца взвалить на себя роль марионетки или ставленника, то он обязательно лишится авторитета среди соплеменников. Поэтому при первой возможности старается освободиться от позорной роли, как это сделал Руслан Хасбулатов и пытался сделать Ахмад-хаджи Кадыров.
Во-вторых, чеченское «пушечное мясо» давно поделено между масхадовцами (сепаратистами), басаевцами (ваххабитами) и кадыровцами. Новых желающих участвовать в братоубийственной войне в республике сегодня нет, а чеченские милиционеры убивать и умирать ни за Алханова, ни за кого-либо другого не будут, сколько бы ни клялись в этом. Кадыровцам же, получившим республику на откуп, предавать своего хозяина нет необходимости.
Поэтому, не знающий как воспользоваться свалившейся на него беспрецедентной за последние 150 лет (после смерти шейха Кунта-хаджи) поддержкой большинства чеченского общества, Алханов вынужден обратиться к услугам полевых командиров. Соответственно к их главнокомандующему Масхадову, который наверняка не откажет в создании легальной антикадыровской дружины и пошлет Алханову несколько своих отрядов. При этом постарается опередить басаевцев, которые также не упустят возможность легализоваться.
В результате Чечня обретет новую официальную военную дружину, которая естественно начнет конкурировать с кадыровской в «крышевании» рынков, предпринимателей, чиновников и в выколачивании 30-процентного «отката» с компенсаций. По мере возрастания этой кровавой конкуренции число сторонников Алханова в чеченском обществе несомненно будет уменьшаться. Кремль же, как всегда, будет «разруливать ситуацию», не приступая к решению внутринациональной чеченской проблемы.