Планы госмонополии “Транснефть” по строительству новых трубопроводов обойдутся слишком дорого по сравнению с аналогичными западными проектами. Такой вывод содержится в докладе Центра стратегических разработок для Минэкономразвития. ЦСР предлагает привлекать к строительству нефтепроводов частные компании и возродить идею трубы на Мурманск
"
В распоряжении “Ведомостей” оказался доклад ЦСР “О возможных направлениях развития инфраструктуры по транспортировке российской нефти”, подготовленный для Минэкономразвития. Его авторы подвергают сомнению эффективность “Транснефти”. “Подконтрольная государству трубопроводная монополия не в состоянии адекватно реагировать на перспективные сигналы рынка”, — пишут эксперты центра.
Больше всего “Транснефти” досталось за дороговизну проектов. По данным ЦСР, в течение ближайших шести лет монополия планирует потратить $24 млрд на прокладку трубопроводов протяженностью 6500 км. Директор Института стратегических исследований в ТЭК и эксперт ЦСР Владимир Милов поясняет, что использовал цену пяти проектов, озвученных самой “Транснефтью”. Это Трансфракийский трубопровод стоимостью $900 млн, проект “Восточная Сибирь — Тихий океан” ($14,4 млрд — $14,9 млрд в ценах II квартала 2004 г.), “Сургут-Индига” ($5,8 млрд), расширение Балтийской трубопроводной системы с 50 млн т до 62 млн т нефти ($2,8 млрд) и проект “Дружба — Адрия” ($320 млн).
Исходя из этих цифр 1 км трубы обойдется “Транснефти” в среднем в $3,4 млн за 1 км. Затраты на строительство нефтепровода Баку — Джейхан составили $1,6 млн за 1 км (или $2,9 млрд на 1743 км трубы), при том что частично он проходит по горной местности. Каспийскому трубопроводному консорциуму строительство нефтепровода обошлось в $1,7 млн за 1 км. “В мировой практике нормальными считаются затраты на уровне $1-2 млн за 1 км трубы”, — уверяет Милов. Поэтому ЦСР рекомендует применить к “Транснефти” “жесткие меры по демонополизации” и возобновить проект по строительству экспортной трубы на Мурманск, реализовать который хотят нефтяники. Как отмечается в докладе, законодательство не запрещает частным компаниям владеть экспортной трубой, а построить мурманский нефтепровод компании были готовы за $1,2-1,3 млн за 1 км. “Транснефть” же хочет провести трубу в северном направлении за $3,2-3,8 млн за 1 км, заключают эксперты центра.
Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев утверждает, что эксперты взяли максимальную оценку стоимости проектов, в действительности они могут стать в полтора раза дешевле. “Наши удельные затраты на строительство БТС оказались вдвое ниже, чем у КТК”, — отмечает вице-президент “Транснефти”. По его данным, строительство 730 км трубы и порта Приморск обошлось госкомпании в $540 млн ($740 000 за 1 км), тогда как Каспийский консорциум потратил $2,6 млрд только на прокладку 1500 км трубы ($1,53 млн за 1 км).
Однако чиновник Минэкономразвития, который называет доклад небесспорным, соглашается с выводом о дороговизне проектов. “Компания может удешевить строительство, улучшив систему отбора проектов и компаний-исполнителей”, — считает чиновник. Частный капитал, по его мнению, может быть допущен к строительству магистральных нефтепроводов, но с “ограничениями”. Впрочем, сами нефтяники не верят в реализацию мурманского проекта без поддержки госмонополии. “Мы сделали все, что могли, — дали свои предложения по Мурманску правительству, а оно поручило разбираться с этим "Транснефти". Так что теперь мяч на ее поле”, — напоминает менеджер “ЛУКОЙЛа”. “В любом случае без политического решения никто [из нефтяников] строить эту трубу не будет”, — добавляет его коллега из крупной НК. Но нефтяники согласны, что траты “Транснефти” не всегда рациональны. Например, по мнению менеджера “ЛУКОЙЛа”, монополия напрасно продолжает расширять Балтийскую трубопроводную систему вместо того, чтобы открыть выход на рынок США. “Скидки в цене Urals по сравнению с Brent уже достигают $8 на баррель — ясно, что Европа перенасыщается российской нефтью и дальнейший рост поставок туда бессмыслен”, — говорит собеседник “Ведомостей”.
“Достойных конкурентов "Транснефти" [в отношении строительства и проектирования трубопроводов] сегодня нет”, — не согласен с ним бывший начальник экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян, входивший в совет директоров компании в 1999-2004 гг. Он добавляет, что сравнивал расчеты “Транснефти” с альтернативными предложениями и проекты монополии оказывались самыми дешевыми. Аналитик “УралСиба” Лев Сныков думает, что “Транснефть” намеренно набавляет стоимость проектов из-за того, что они долгосрочные