Планы "Газпрома" создать на своей базе топливно-энергетическую мегакорпорацию впервые получили отпор. Вчера замглавы Федеральный антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заявил, что ФАС собирается изучить, насколько предпринятая "Газпромом" скупка акций РАО "ЕЭС" и "Мосэнерго" соотносится с действующим антимонопольным законодательством. "Газпром" на атаку чиновника отреагировал спокойно, заявив, что проводить проверки - "законное право" ФАС. Впрочем, такая реакция "Газпрома" вполне понятна. По информации ГАЗЕТЫ, решение о вхождении газовой монополии в энергетику принималось в Кремле
"
'Газпром' с начала этого года приступил к консолидации активов в электроэнергетике, и, по официальной информации, на сегодня он контролирует около 10% акций РАО 'ЕЭС'. Кроме того, по информации ГАЗЕТЫ, в результате масштабной скупки акций 'Мосэнерго', шедшей в последние месяцы, 'Газпром' близок к консолидации блокирующего пакета акций 'Мосэнерго' - крупнейшей энергокомпании страны. В начале октября глава 'Газпрома' Алексей Миллер рассказал о планах своей компании в энергетике. 'Мы строим многопрофильную энергетическую компанию. После создания компании 'Газпромнефть' мы будем двигаться в направлении диверсификации нашего бизнеса в электроэнергетику... Наша стратегия заключается в том, чтобы работать по всей цепочке - от добычи газа до конечного потребителя. Поскольку крупнейшими нашими потребителями и в России, и за рубежом являются энергетики, мы заинтересованы в том, чтобы быть акционерами этих крупнейших электроэнергетических компаний', - заявил Миллер.
Суть планов Миллера в следующем. Идущая сейчас реформа электроэнергетики предполагает разделение РАО 'ЕЭС' и его 'дочек' - региональных энергокомпаний - по видам бизнеса на генерирующие, транспортные, диспетчерские и сбытовые компании. При этом на базе крупнейших электростанций РАО должны быть созданы оптовые генкомпании (ОГК), а на базе электростанций региональных АО-энерго - территориальные генкомпании (ТГК). На доли в ОГК, а также в крупнейшей ТГК - московской - и будет претендовать 'Газпром'. До сих пор намерение 'Газпрома' построить на своей базе энергетическую мегакорпорацию не встречало отпора у чиновников. И вот вчера неожиданный отпор планам 'Газпрома' дали сразу два ведомства: Минпромэнерго и Федеральная антимонопольная служба.
Как заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, служба намерена изучить участие топливоснабжающих организаций в акционерном капитале электроэнергетических компаний с точки зрения соблюдения ими антимонопольного законодательства. В первую очередь речь идет о 'Газпроме' - крупнейшем поставщике топлива для российских теплоэлектростанций. Инициативу ФАС поддержали и в Минпромэнерго. Замглавы профильного энергетического департамента ведомства Вячеслав Кравченко заявил, что для 'Газпрома' электроэнергетика - 'непрофильный бизнес', и выразил сомнение в целесообразности участия в нем. 'В таких вещах надо в первую очередь смотреть на эффективность. У меня есть большие сомнения в отношении того, как всем этим будет управлять 'Газпром', - сказал Кравченко.
Кроме того, чиновники заподозрили, что планы 'Газпрома' противоречат самой сути реформы. 'По сути вопрос стоит так: меняем ли мы одну вертикальную интеграцию на другую?' - сказал Голомолзин, имея в виду тот факт, что разделение по видам бизнеса, которое должно пережить РАО 'ЕЭС' и его 'дочки', как раз и ведется с целью ликвидации вертикальной интеграции в отрасли. А в случае если 'Газпром' получит контроль над электростанциями, получится новая вертикальная интеграция - энерготопливная.
Сам 'Газпром' с удивлением отнесся к высказываниям чиновников о том, что его участие в акционерном капитале РАО 'ЕЭС' противоречит духу реформы. 'Наше участие в энергореформе - поддержка РАО 'ЕЭС'. Реформа энергетики спланирована таким образом, чтобы в отрасль пришли крупные игроки, готовые инвестировать деньги в инфраструктуру и создавать конкуренцию на рынке. Мы готовы это делать', - заявил ГАЗЕТЕ пресс-секретарь Миллера Сергей Куприянов. При этом он спокойно отнесся к планам ФАС изучить предпринятую 'Газпромом' скупку акций энергокомпаний на предмет ее соответствия антимонопольному законодательству. 'Это законное право ФАС', - сказал Куприянов.
Впрочем, вряд ли 'Газпрому' стоит всерьез волноваться по поводу этой проверки. Как рассказал ГАЗЕТЕ источник в совете директоров РАО 'ЕЭС', решение о покупке газовой монополией пакетов акций энергокомпаний было принято прошлым летом в Кремле. Тогда стало ясно, что многие крупные отечественные ФПГ (например, Группа МДМ, 'Базэл', 'Ренова', 'Интеррос', 'ЕвразХолдинг') стали или собираются стать акционерами РАО 'ЕЭС' с тем, чтобы претендовать на его генерирующие активы в ходе реформы. Крайне сомнительно, чтобы проверка ФАС могла помешать плану 'Газпрома' по вхождению в энергетику, который был заблаговременно одобрен Кремлем. Зато она затронет другого акционера РАО 'ЕЭС'. Угольная компания 'СУЭК' (наследница промышленной Группы МДМ) владеет порядка 6% акций РАО 'ЕЭС' и крупными пакетами акций ряда дальневосточных и сибирских энергокомпаний, чьи электростанции работают на угле. А значит, СУЭК, как и 'Газпром', 'по топливному признаку' будет проверена в ФАС. Но в отличие от 'Газпрома' у СУЭК нет такой поддержки для вхождения в энергетику.
Фрадков слил все ГЭС воедино Вчера стало известно, что премьер Михаил Фрадков принял решение о создании в ходе энергореформы единой оптово-гидрогенерирующей компании (гидро-ОГК) на базе всех ГЭС холдинга РАО 'ЕЭС России'. Ранее их планировалось 'раскидать' на четыре генкомпании. Предложение 'слить' всю гидрогенерацию в одну компанию сделало само РАО 'ЕЭС', и еще летом оно было одобрено вице-премьером Александром Жуковым. Логика такого решения такова: раз государство намерено не уменьшать, а наращивать долю в гидрогенерации, то есть смысл концентрировать ее в одной компании. К тому же в условиях конкурентного энергорынка ГЭС будут получать огромную прибыль: себестоимость их производства чрезвычайно низка по сравнению с тепловыми и даже атомными станциями. Эти средства 'из общего кармана' одной гидро-ОГК планируется направлять на строительство новых гидроэлектростанций в стране.
Таким образом, на либерализованном рынке, создание которого должно стать венцом энергореформы, появится настоящий гигант. Установленная мощность гидро-ОГК превысит 20 тыс. МВт. Для сравнения, мощность всех атомных станций России составляет 22 тыс. МВт.