Визит Михаила Фрадкова в Финляндию, по мнению экспертов, важен прежде всего с точки зрения экономических проблем Северо-Западного экономического района России. А без их решения невозможно и развитие инфраструктуры, необходимой для развития всей отечественной экономики. Ведь именно Северо-Западный федеральный округ наиболее приближен к основному внешнеторговому партнеру России - Евросоюзу, а Балтийское море - основная водная транспортная артерия.
Премьер-министры России и Финляндии на протяжении нескольких лет встречаются друг с другом достаточно регулярно - 2-3 раза в год. Сегодняшняя встреча будет уже второй в этом году, а первая состоялась в мае. И экономическое сотрудничество между двумя странами, как считают и в Москве, и в Хельсинки, развивается достаточно успешно. Финляндия занимает 6-е место по объему товарооборота с нашей страной. В 2003 году он составил 7,8 млрд. долларов, а в первом полугодии этого года - 4,5 млрд. долларов. Финляндия практически полностью обеспечивается российским газом, нефтью и лесом для предприятий лесообработки. В свою очередь, Россия импортирует из этой страны картон, целлюлозу, бумагу, а так же металлообрабатывающие станки. «Этот перекос для нас является достаточно болезненной проблемой и мы хотели бы исправить ситуацию. Но сразу это решить невозможно. В первую очередь речь идет об общем увеличении товарооборота между двумя странами», - пояснил Стране.Ru источник в аппарате российского правительства.
Развитие экономического сотрудничества невозможно без решения экологических проблем Балтийского моря. Дело в том, что основными проектом, который интересует сейчас Россию на Балтике, является строительство газопровода по дну водоема до территории Германии. Это позволит диверсифицировать экспортные потоки газа и снизить зависимость страны от экономической политики других партнеров, таких, как Украина и Белоруссия. Соответствующая договоренность об этом была достигнута между РАО «Газпром» и Еврокомиссией еще в 2000-м году. По этому проекту магистральный газопровод должен быть проложен по дну Балтийского моря. Мощность газопровода в однониточном исполнении, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, составит 18,7 млрд. кубических метров газа в год. В двухниточном - более 30 млрд. кубометров. Вступление в строй первой очереди ожидается уже в 2007-2009 годах.
Однако, реализация этого проекта просто невозможна без учета интересов Финляндии, а также без соответствующей степени защиты экологии Балтийского моря. Два года назад правительство этой страны выступило с инициативой, которая носит условное название «Северное измерение Европейского союза» («European Union's Nordic Dimension»). Она направлена на предотвращение эвтрофикации Балтийского моря, то есть уменьшения прозрачности воды и разнообразия форм жизни в Балтийском море. «Предотвращение дальнейшей эвтрофикации - непростая задача, поскольку ее решение требует изменения нашего повседневного образа жизни. При этом жители Центральной Европы также должны нести ответственность за будущее Балтийского моря, так как загрязнение окружающей среды, вызываемое транспортом (включая выхлопные газы), промышленностью и сельским хозяйством в европейских странах, влияет на положение дел в Балтийском регионе», - считает главный редактор Балтийского бюллетеня Всемирного фонда защиты дикой природы Яри Луукконен. Соответственно, Финляндия требует согласовать проект строительства трубопровода по дну Балтийского моря с «Северным измерением Европейского союза».
«Это довольно болезненная тема», - считает источник в аппарате российского правительства. Позиция России состоит в том, что меры по защите экологии Балтии действительно необходимы, однако они не должны вступать в противоречие с экономическими интересами России. И именно в этом ключе будут проходить переговоры между премьер-министром России Михаилом Фрадковым и его финским коллегой Матти Ванханеном. Россия готова создать «полностью транспарентную среду в сфере перевозок грузов по Балтийскому морю и обеспечения их безопасности». Впрочем, особого прорыва от этих переговоров в Москве не ждут.