Едва “Роснефть” заявила о намерении построить нефтепровод до порта Диксон на берегу Карского моря, как чиновники стали искать желающих воспользоваться этим экспортным маршрутом среди иностранцев. Губернатор Таймырского округа Олег Бударгин вчера заявил, что франко-бельгийская Total, британская BP и ряд немецких компаний уже интересуются нефтяными месторождениями региона. Сами компании пока не спешат рассказывать о своих планах на Таймыре
"
“Дочкам” “Роснефти” принадлежат лицензии на Ванкорское и Северо-Ванкорское месторождения. Извлекаемые запасы первого составляют 125 млн т нефти и 79 млрд куб. м газа, стоимость его разработки — около $2,3 млрд. Запасы Северо-Ванкорского участка оцениваются в 37 млн т нефти. В 2008 г. “Роснефть” планирует начать промышленную добычу ванкорской нефти. К этому времени должны быть построены нефтеналивной терминал в порту Диксон и нефтепровод пропускной способностью около 18 млн т нефти в год. Его стоимость в “Роснефти” оценивают в $1,2–1,5 млрд.
В разговоре с журналистами Бударгин посетовал, что промышленная добыча нефти на Таймыре пока сдерживается отсутствием транспортной инфраструктуры. Однако чиновник тут же сообщил, что вскоре это упущение будет исправлено. Он напомнил, что “Роснефть” намерена построить трубопровод для транспортировки нефти с Ванкорского месторождения (расположено на севере Красноярского края) до порта Диксон.
“Вдоль маршрута этой трубы находятся многочисленные нефтяные месторождения, они, наверное, в перспективе будут в 2004-2005 гг. выставляться на конкурсы, там скорее всего появятся новые компании. Сейчас предложения прозвучали от Total. BP тоже заинтересована в строительстве трубы и терминала”, — цитирует слова Олега Бударгина агентство Reuters. Губернатор добавил, что среди претендентов есть и немецкие компании, но называть их не стал. По его оценке, потенциальные запасы таймырских месторождений, расположенных вдоль трубопровода, — около 400 млн т нефтегазового эквивалента. И ежегодно на них можно добывать около 10 млн т нефти.
В “Роснефти” утверждают, что компания еще не начала переговоры с потенциальными партнерами. “При благоприятных условиях мы трубу начнем строить только в 2006 г. Ее оператором скорее всего будем мы при участии "Транснефти". И по закону мы обязаны предоставить равный доступ к трубе всем другим компаниям”, — поясняет представитель “Роснефти”. Впрочем, уточняет собеседник “Ведомостей”, помимо Ванкора госкомпания хотела бы получить лицензии и на соседние месторождения, чтобы нефть с них поступала в один трубопровод. Проектная мощность Ванкорского месторождения — 14-15 млн т нефти в год, а трубы — около 18 млн т.
Представитель пресс-службы Total Поль Флорен заявил “Ведомостям”, что ему неизвестно о планах сотрудничества его компании с властями Таймырского округа. “В то же время компания заинтересована в реализации проектов в России, так что и работа на Таймыре не исключена”, — отметил он. Ранее французская нефтяная компания сама претендовала на разработку Ванкора, но “Роснефть” обошла конкурента, выкупив компанию — держателя лицензии. Сотрудник пресс-службы BP также сказал, что ему ничего не известно об этом проекте. Представители немецких компаний не были доступны.
Эксперты скептически расценивают прогнозы таймырского губернатора. “В этом регионе, возможно, есть перспективные запасы, и ими наверняка интересуются иностранцы. Но разведку там еще никто не проводил. Так что скорее всего реальная добыча на Таймыре может начаться лет через 10”, — прогнозирует директор по развитию бизнеса Argus Михаил Перфилов. Аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов обращает внимание еще на одну сложность — транспортировку нефти с Диксона, который находится на трассе Северного морского пути.
- генеральный директор Открытого акционерного общества «Российские сети», Председатель Правления, член Совета директоров ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» («ФСК ЕЭС»).