Ныне действующие депутаты Законодательного собрания всерьез озаботились своим будущим. То есть тем, как бы остаться народными избранниками и дальше - после выборов 2006 года. Для этого все депутаты, кому не лень, уже сейчас принялись устраиваться в различные фракции, соответствующие по названиям федеральным партиям, входящим в Госдуму.
Выбор сделан
За последние две с половиной недели существования ЗакСа в его политической структуре произошли очень серьезные изменения. Конечно, готовились они заранее, но официально оформились в результат только сейчас. Итак, во фракцию «Единая Россия» в полном составе перешла фракция «Мариинская», распалась фракция ЛДПР, на месте «Народно-патриотической» образовалась фракция «Родина», случились и отдельные межфракционные перебежчики. Все «переселенцы» обосновались под вывесками общероссийских думских партий и обосновали свой очередной новый выбор очередной новой фракции идеологическими соображениями. Мол, они долго думали о платформах, искали свои убеждения и в итоге пришли к выводу о необходимости своего партийного перевоплощения и самовыражения. На новом этапе политической истории России и Петербурга.
Новизна данного этапа российской демократии, напомним, состоит в том, что в скором времени Государственная дума окончательно утвердит в законе предложения президента Владимира Путина о новой системе выявления губернаторов и о выборах Госдумы целиком по партийным спискам. Несогласных с тем, чтобы утверждать глав регионов «по представлению» главы государства, среди местечковых парламентов пока не оказалось. На это не осмелилось даже псевдодемократичное петербургское Законодательное собрание, видимо памятуя, что враг не дремлет и город, где оно делает законы, является родиной Путина. Порядок формирования Госдумы вообще вне региональной компетенции - можно лишь рекомендации в Москву отправить. Без малейшей возможности достичь успеха в условиях объявленной России войны со стороны международного терроризма. А вот как проводить свои собственные выборы, региональные депутаты могут решать сами.
Минимум 50 процентов по партийным спискам - это понятно: так велено из Кремля и Федерального собрания и закреплено соответствующим российским законом. Вот и думают сейчас питерские парламентарии. По крайней мере, еще недавно думали: «Что делать? То ли оставить существующие одномандатные округа и добавить еще 50 депутатов, выбираемых партийно? То ли разделиться напополам, и тогда 25 человек будут избираться лично, а другие - по спискам? То ли остаться впятидесятером и избираться целиком по партиям?»
Теперь нелегкие раздумья, похоже, позади. Судя по массовым фракционно-партийным переливам, избираться они будут именно по последнему способу. То есть останутся в данном количестве (50) и в следующий состав пойдут полностью по спискам. Кстати, и законопроект по этому поводу уже разработан.
Ничто человеческое им не чуждо
Каждому человеку, в том числе и депутату, свойственно бояться перемен в личной и производственной жизни и всеми силами, руками и другими возможностями держаться за свое насиженное место. Поэтому, хотя до новых выборов в ЗакС еще два года, нынешние законодатели Петербурга задумываются о своем будущем трудоустройстве (вернее, о сохранении своих мест) уже сейчас. То есть резко меняют политические окрасы, прилипая к тем названиям партий, которые, по их мнению, имеют шансы получить поддержку населения на грядущих через два года «партийных» выборах городского парламента.
Первыми из не приставших к «фракции власти» о своем будущем озаботились члены фракции «Спортивная Россия», которые создались в январе прошлого года и назвались так в честь одноименной всероссийской партии под руководством Вячеслава Фетисова, двукратного олимпийского чемпиона, ныне председателя Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Питерские «спортсмены» во главе с известным городским фармацевтическим магнатом Денисом Волчеком отказались от своих спортивно-политических амбиций в июне этого года - еще до впечатляющих успехов россиян на Олимпиаде в Афинах и сенсационного выступления наших футболистов в Португалии. Зато после того, как стало ясно, что под знаменами партии Фетисова выступать на гонках за депутатство любого уровня не имеет смысла: федеральное законодательство однозначно призвало всех к партийной системе выборов. И бывшие «спортсмены» вдруг и однозначно осознали ценность идей самого известного либерального демократа и думского драчуна Владимира Жириновского и скопом, то есть в полном составе, обозвались фракцией ЛДПР. Тем самым подав остальным неопределившимся и мечущимся депутатам знак: пора бы и вам подумать о будущих партийных выборах.
Многолетние электоральные успехи Жириновского на общероссийском поприще, впрочем, никак не помогли существованию его местных законодательных приспешников. Фракция ЛДПР с успехом развалилась буквально за три последние недели. Денис Волчек, по слухам, возжелал для себя вакантный стул второго вице-спикера, получил отпор от «Единой России», попытался раздуть вотум недоверия спикеру ЗакСа, и в итоге из его либерально-демократической фракции вышли три человека, несогласные с политикой своего координатора. Двое из них в минувшую среду вступили во фракцию «Родина».
С чего начинается Родина...
У Дениса Волчека в принципе еще оставалась надежда на сохранение хотя бы статуса лидера местных жириновцев. А для прекращения внутрипартийных интриг в минувшую среду в Петербург прибыл глава думской фракции ЛДПР Игорь Лебедев (если кто-то не знает, то бабушка у него - русская, а дедушка - юрист, следовательно: папа - сам Владимир Жириновский). Однако переговоры Игоря Владимировича с городским политическим бомондом не привели ни к чему. В эту среду в Петербург собирается приехать уже самая тяжелая артиллерия либеральных демократов - Владимир Вольфович лично. Но, как сказано выше, в городском парламенте двух человек Денис Геннадьевич уже потерял - на благо «Родины».
«Родина» появилась у петербургских законодателей только в прошлую среду и. вызвала большое недоумение даже среди коллег-депутатов. В том, что именно так нарекут себя все, теперь уже бывшие, «народные патриоты» (КПРФ-НПСР), никто не сомневался - дело было только в том, когда именно они переименуются. Про двух перебежчиков из ЛДПР можно сказать лишь одно - не впервой им менять ориентацию. Алексей Тимофеев (1971 года рождения) сообщил, что ранее его исключили из Партии пенсионеров, а в ЛДПР он «оказался вынужденно». Вадим Войтановский отметил, что у него «большая и длинная судьба, связанная с Родиной», не уточнив - Родина это или «Родина».
Зато удивил один из самых активных и «старейших» питерских «яблочников» Игорь Артемьев, внезапно осознавший, что ему ближе идеи Рогозина, чем Явлинского. Для журналистов он пояснил, что ему, в частности, стала в тягость «необоснованная критика финансово-экономического и инвестиционного блоков» городского правительства со стороны так называемых демократов - СПС и «Яблока». Хотя больше верится в то, что господин Артемьев, как и многие другие депутаты, наконец-то определился с той партией, которая в нашем городе авось поможет ему продлить свой мандат.
Координатор питерской «Родины» Олег Корякин между тем подчеркнул, что никто из восьми депутатов его новой фракции в общероссийской «Родине» не состоит. Да и вообще название фракции типа условное обозначение того, что ее члены не поддерживают экономическое строительство и национальную политику федерального правительства. К Смольному, по словам Корякина, это не относится - там все хорошо и с местной властью они готовы сотрудничать. А связи с партией «Родина» в конце концов появятся.
Куда пойти, куда податься
По большому счету, политические перестановки в ЗакСе петербуржцам должны быть абсолютно неинтересны. Когда придет время, горожане превратятся в избирателей, затем в электорат, а потому будут судить о партиях (бывших депутатах) по тем же скамейкам и помойкам во дворах, по лифтам в подъездах да по бесплатным раздачам каких-либо продуктов. Но это будет еще через два года. А вот самим депутатам политическая ориентация нужна уже сейчас: чтобы в 2006 году попасть в партийные списки, нужно успеть себя, любимых, в этих партиях как-то зарекомендовать.
Можно, конечно, быть самоуверенными, как «яблочники», и верить в свою избирательную нишу. Но потихоньку кадры разбегаются и от них. Можно метаться из стороны в сторону - судя по всему, еще есть время для того, чтобы понять, придешься ли ты к партийному двору или нет. Можно вообще пока сидеть на кресле ровно и надеяться на высоких покровителей - как, к примеру, поступают члены фракции «Партия жизни», одноименной со структурой, созданной и возглавляемой спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым.
Но волнения начались. На предпоследнем заседании ЗакСа те же мироновцы лишились одного из своих членов. Виктор Евтухов сделал свой нелегкий выбор - в сторону «Единой России». Помимо него в тот же день в ряды этой фракции поголовно вступили пять депутатов из «Мариинской». Таким образом, питерских «медведей» в ЗакСе теперь насчитывается аж 19 штук плюс лидер местного «ЕдРа» спикер Вадим Тюльпанов, которому по статусу во фракции быть не положено. И вот этих депутатов можно с уверенностью назвать самыми прозорливыми, поскольку уж кто-кто, а «партия власти» любые проценты преодолеет, даже если народ кандидатов в лицо никогда не видел.
Что же из этого следует?
Жаль граждан России. Скоро мы неумолимо получим Госдуму, созданную по партийному принципу, и в довесок губернаторов, по сути назначаемых президентом. Недавнее революционное предложение Сергея Миронова избирать Совет Федерации всеми жителями регионов осталось неуслышанным и затерялось в суете антитеррористических мероприятий.
Жаль нынешних депутатов. Похоже, что питерские законодатели не отстанут от своих высоких коллег и также решат избираться списками. Однако никто из них не застрахован от того, что его просто не включат в список внезапно полюбившейся ему партии, руководство которой он будет всячески обхаживать два оставшихся года.