В воскресенье стало известно, что президент Чечни Алу Алханов подписал указ, которым вновь назначил Зияда Сабсаби представителем Чеченской Республики при президенте РФ. Кроме того, г-н Сабсаби стал пятым вице-премьером правительства ЧР. Это совмещение постов означает, что при новом президенте должность полпреда приобретает особый статус – Зияд Сабсаби становится единственным официальным лоббистом Чеченской Республики в Москве. Впрочем, из всякого правила существуют исключения – например, Рамзан Кадыров
"Назначению г-на Сабсаби на прошлой неделе предшествовало распоряжение Алу Алханова, согласно которому члены высшего руководства республики фактически стали «невыездными». «Если кто-либо выезжает за пределы Чечни, то он в письменной форме должен обосновать цель такой поездки, а по прибытии в той же письменной или устной форме отчитаться за проделанную работу», – пояснил президент ЧР чиновникам правительства республики.
Столь неожиданное решение «НИ» прокомментировал вновь назначенный полпред и вице-премьер ЧР Зияд Сабсаби. «Это решение принято исключительно для усиления дисциплины и для координации действий республиканских и федеральных министерств и ведомств», – рассказал он. По его словам, в настоящее время на полпредство возложены дополнительные функции по обеспечению такой координации. Отныне оно будет в полном объеме выполнять функции промежуточного звена между республикой и федеральным центром. «Президент хочет, чтобы министры чеченского правительства в первую очередь занимались решением вопросов в республике», – сообщил «НИ» новый вице-премьер. Полпред пояснил также «НИ», что это означает на практике: «Приезд республиканского министра или его зама в Москву будет необходим только в случае, если наш сотрудник не сможет решить вопрос в федеральных министерствах».
То есть новый президент Чечни воплотил мечту любого российского начальника, запретив своим подчиненным общаться с вышестоящими уровнями власти через его голову. Таким образом, Алу Алханов обезопасил себя от интриг своих чиновников. Съездил в Москву, побывал на Старой площади – изволь отчитаться. Все гениальное просто. Фактически генерал МВД Алханов легко перенес на чеченскую почву принцип военной субординации, согласно которой подчиненные не могут подать рапорт наверх, минуя своего непосредственного начальника. А новый вице-премьер чеченского правительства Зияд Сабсаби отныне становится официальным, а главное единственным лоббистом Чечни в Москве.
Однако, как известно, из любого правила всегда существуют исключения. В данном случае «невыездной» режим явно не распространяется на первого вице-премьера правительства Чечни Рамзана Кадырова. И не только потому, что запретить что-либо сыну покойного Ахмат-хаджи Кадырова мог только сам отец. Кадыров-младший занимает особое положение в системе чеченской власти – то ли наследный принц, то ли серый кардинал. Хотя последнее определение к нему не очень подходит. Серый кардинал обычно пребывает в тени, а Рамзан Кадыров молчать не любит и славится своей прямолинейностью, чем не раз уже шокировал как своих коллег по кабинету министров Чечни, так и Кремль. В минувшую пятницу он, например, заявил, что террорист номер один Аслан Масхадов «ищет выход на федеральный центр для того, чтобы сложить оружие и сдаться властям». Руководству ФСБ и администрации полпреда в Южном округе пришлось называть эти его заявления «всего лишь слухами» и «личным мнением».
Рамзан Кадыров на прошлой неделе был назначен советником полпреда в ЮФО Дмитрия Козака. И в этом своем качестве он уже вряд ли будет подчиняться президенту Алу Алханову. Вот как прокомментировал «НИ» это назначение член научного совета Центра Карнеги Алексей Малашенко: «У Кремля было два варианта: цивилизовать его или каким-то образом вывести из системы власти Чечни». В данном случае, по словам г-на Малашенко, принято наиболее оптимальное решение. «Рамзан Кадыров, как мне кажется, парень неглупый и должен понять игру, которую с ним ведут. Если он оценит открывшуюся перед ним возможность карьерного роста, то наверняка произойдут и изменения в его характере, – считает Алексей Малашенко. – По крайней мере он наверняка расстанется с некоторыми своими повадками». Ведь одно дело быть хотя бы первым, но заместителем председателя правительства республики. И другое дело выйти на федеральный уровень, который открылся перед ним. К тому же, по мнению эксперта, Рамзан Кадыров теперь окажется под более жестким контролем федерального центра. И если первый шаг будет удачным, то вполне вероятно, что мы увидим дальнейший карьерный рост молодого лидера в системе российской власти. Ведь и раньше одним из действенных способов остудить горячие головы на Северном Кавказе было приближение конкретных людей к Государю Императору."