В минувшую пятницу вице-премьер правительства Чечни и советник полпреда президента России в ЮФО Рамзан Кадыров стал автором сенсации, сообщив журналистам, что лидер сепаратистов Аслан Масхадов ищет возможность для сдачи федеральным властям. Это заявление было сделано в присутствии президента Чечни Алу Алханова и главы МВД Руслана Алханова. Рамзан Кадыров пообещал, что может помочь Масхадову в поиске каналов для капитуляции. Посредником для переговоров, по версии Кадырова, может стать один среди лидеров республик Северного Кавказа. Подходящих людей не так много; например, это может быть глава Северной Осетии Александр Дзасохов или бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. Если же добровольной сдачи не получится, то Масхадов будет уничтожен. Информацию о возможной сдаче Масхадова, поступившую от Кадырова, не стали комментировать в РОШе; его представитель генерал Илья Шабалкин лишь отметил, что эти сведения проверяются. А начальник УФСБ Чечни Александр Потапов сообщил, что это только слухи.
"Как можно рассматривать возможность того, что Масхадов сложит оружие? Я думаю, что она невысока – скажем, процентов 20, не больше, – сообщил "Yтру" источник в российских спецслужбах. – Масхадову никто не даст никаких гарантий. Он давно стал заложником ситуации, не имея сил, средств. Возможностей скрываться становится все меньше. Сегодня его малочисленное окружение гордится тем, что мы никак не можем Масхадова поймать. Но скоро поводов для радости не будет. Он будет задержан или уничтожен... Масхадов стал зависим от Басаева хотя бы потому, что у того больше людей и связей вне Чечни. Басаев, в отличие от него, имеет деньги от зарубежных "спонсоров". Теракт в Беслане стал компрометацией Масхадова. В этом году это уже не первое событие на Северном Кавказе, которое выявило связь Масхадова с Басаевым – первая "подстава" произошла после нападения на Ингушетию. Тогда Басаев и его боевики вывезли с милицейских складов оружие и боеприпасы, разложили их в лесу и показали довольному Масхадову".
Сейчас действительно имеется информация о серьезном конфликте между главарями экстремистов, который возник после теракта в Беслане. Масхадову просто необходимо как-то продемонстрировать свое отторжение и неприятие Басаева, который в последнее время активно работает в эпистолярном жанре. Так, незадолго до "бесланского письма" он разродился посланием в адрес "западных негодяев-колонизаторов", в котором обещает, что "пламя джихада испепелит дотла ваш отвратительный мир, мир неверных. Мы взорвем ваши дома, корабли, самолеты, мы будем убивать вас на улицах ваших нечестивых городов". Чувствуется, что Басаев копирует послания исламских террористов, связанных с "Аль-Каэдой" и действующих в Ираке, Афганистане и других странах.
Все это ставит в положение террориста в глазах западного мира и "лидера повстанцев" Масхадова. Это и признают сами масхадовцы. Например, бывший министр здравоохранения Ичкерии Умар Ханбиев, чей брат – Магомед Ханбиев, который долгое время был масхадовским "министром обороны", считает действия басаевцев в Беслане "ужасным преступлением", говорит: "Такие ужасные методы не могут вызывать симпатии международной общественности, и мы очень это чувствуем".
* * *
...Перед нынешней кампанией в Чечне Масхадов говорил: "Я стремлюсь не к сохранению своего кресла или, там, своей славы. Я хочу подойти к общему выигрышу. Рядом со мной сегодня практичные люди, которые могут делать дело. Самое ценное, что я узнал их не понаслышке. Каждому могу дать оценку". Находясь в сложных условиях, отсиживаясь в подвалах и шалашах в горах, Масхадов дотянул до конца октября 2004 года. У него практически не осталось "практичных людей", на которых он мог опереться в прошлом. Один из немногих, кто был с Масхадовым до последнего времени, – начальник его охраны Ахмед Авдорханов получил ранение в живот во время боевых действий в так называемом "Треугольнике" – горном участке на стыке районов в юго-восточной части Чечни.
О том, что произошло в чеченских горах, "Yтру" рассказал командир чеченского ОМОНа Артур Ахмадов: "Мы действительно располагаем сведениями о том, что Авдорханов был ранен, причем, это тяжелое ранение в живот. По всей видимости, это произошло в один из первых дней операции. В той банде, которую мы блокировали, Авдорханов самый известный боевик.
Бандиты несут серьезные потери, мы выбиваем масхадовскую "гвардию". Поначалу боевики признались, что у них было убито восемь человек. Но они потеряли больше – и радиоперехваты, и показания задержанных говорят о том, что убито и ранено, как минимум, 14 человек. В операции участвуют подразделения чеченского ОМОНа, СБ президента республики и милицейский спецназ – полк имени Кадырова. К выполнению задач привлекаются также чеченские батальоны "Запад" и "Восток". Сейчас география наших действий расширена – операции проводятся сразу в нескольких районах Чечни".