В четверг правительство рассматривало ход административной реформы. И пришло к неутешительным выводам – хода нет. Чиновников становится все больше, а министерства и ведомства не хотят расставаться с подведомственным им и зачастую убыточным хозяйством
"
Хаос, царящий в реализации административной реформы, метко охарактеризовал министр сельского хозяйства и рыболовства Алексей Гордеев. «Перемены к лучшему следуют так часто, что ничего не успевает прижиться», – заявил он на заседании в четверг, посвященном этому вопросу.
Вообще-то правительство решало, что делать с государственными унитарными учреждениями и предприятиями. Вице-премьер Александр Жуков представил правительству материалы по итогам оптимизации сети этих объектов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Согласно духу административной реформы, большую часть из них необходимо передать в регионы, ликвидировать или реорганизовать в частные предприятия. Но оказалось, что министерства и ведомства не готовы с ними расстаться.
На сегодня проведена инвентаризация 18 975 госучреждений и 6485 ГУПов (в их число не входят предприятия сферы обороны и безопасности). Комиссия по административной реформе предложила достаточно радикальные меры: оставить в федеральной собственности только половину госучреждений – 9519 и меньше одной шестой от всех ГУПов – 1019 ГУПов. На уровень субъектов предлагается передать 202 ГУПа и 3768 госучреждений. Все остальные объекты (их больше 6 тыс.) должны быть либо ликвидированы, либо реорганизованы, либо отчуждены. Дочерние предприятия ГУПов должны быть ликвидированы автоматически.
В федеральной собственности будут сохранены 94% объектов здравоохранения и социального развития – это центры санэпиднадзора, санатории, больницы, клиники. Помимо этого около двух третей госучреждений в сфере культуры – музеи, библиотеки и архивы, включенные в список особо ценных объектов культурного наследия, а также театры, филармонии и фильмофонды – тоже избегнут ликвидации или передачи в регионы или в частные руки.
Наиболее мягко комиссия обошлась с учреждениями социальной сферы. Наверное, в качестве компенсации за монетизацию льгот.
Как выяснилось, государство также не намерено выпускать из своих рук рычаги, формирующие информационное поле страны. В федеральной собственности останутся ВГТРК и Российская телерадиосеть, «а также другие организации и СМИ, обеспечивающие единство информационного пространства страны». «Мосфильм» тоже не отдадут в частные руки, но за это он должен будет служить стратегическим интересам государства.
Самыми «ненужными» государству оказались предприятия в области лесного хозяйства и недропользования. Комиссия предложила ликвидировать 45% от их общего числа. Приватизированы в этой области будут лесостроительные и геологоразведочные предприятия. Помимо этого предполагается ликвидировать более трети госучреждений, связанных с транспортом и ЖКХ, а также различные надзорные службы.
Будут ликвидированы около 242 служб защиты растений, порядка 1681 ветеринарных учреждений, а также около 85 региональных управлений по охране численности животных. В федеральной собственности останутся только 130 заповедников и порядка 1759 лесхозов.
Против этого решения резко выступили глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. По его мнению, нельзя спешить с включением стратегических предприятий в перечень на ликвидацию и приватизацию. «Только президент должен принимать такие решения, правительство должно их исполнять», – поддержал его министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.
По словам Жукова, зачастую деятельность госпредприятий и учреждений не имеет отношения к выполнению федеральных функций, а имущество, закрепленное за ними, используется в коммерческих целях. Проверка показала, сообщил вице-премьер, что многие госучреждения, неправомерно используя закрепленное в федеральной собственности имущество, а также административный ресурс занимают монопольное положение в соответствующих их профилю деятельности областях на рынке.
Функции ликвидированных учреждений и ГУПов будут переданы в территориальные органы исполнительной власти. Минэкономразвития до 15 декабря 2004 года должно представить в правительство соответствующие предложения. По мнению Жукова, время преобразований на региональном уровне уже пришло. Согласно всем срокам реализации административной реформы федеральные органы власти уже должны отлаженно и эффективно работать, а реформа – двигаться на региональный уровень.
Но оказалось, что оптимизм вице-премьера не разделяют ни на региональном, ни на федеральном уровнях.
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко обратила внимание Жукова на то, что после начала административной реформы число федеральных госчиновников в регионах только увеличивается: «Если до реформы в Петербурге было 13 тысяч федеральных чиновников, то сейчас их количество больше».
Губернатор подвергла сомнению целесообразность предложения вице-премьера в этой ситуации ставить вопрос об образовании новых территориальных органов исполнительной власти без согласования с субъектами федерации. Она даже попросила премьера Михаила Фрадкова наложить мораторий на такие действия со стороны федеральных властей.
Матвиенко поддержал московский мэр Юрий Лужков, который тоже отметил рост числа госчиновников в Москве за последний год. Лужков также наотрез отказался передавать на федеральный уровень некоторые функции. В частности, регулирование земельных отношений и формирование земельного кадастра.
«Это же не привилегия, это большая ответственность», – пояснил свою позицию столичный мэр.
А затем премьеру пожаловались уже федеральные чиновники. Министр экономического развития Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин попросили «укрепить» их министерства, подарив им если уж не по одному заместителю, то хотя бы по статс-секретарю, потому что нагрузка на ведомства слишком большая.
Но премьер-министр Фрадков решил, что ходу назад федеральной реформе давать нельзя. Он сказал, что у него вообще один заместитель, и то он не жалуется, и пообещал, что должность статс-секретаря введет только после того, «как мы все плашмя будем здесь лежать».