Арбитражный суд Москвы обязал в среду издательский дом «Коммерсантъ» выплатить «Альфа-Банку» 11 млн. долларов. Это самый крупный иск в истории России к средствам массовой информации. Предмет иска - статья «Банковский кризис вышел на улицу», появившаяся в газете 7 июля. Содержащиеся в ней сведения «Альфа», а затем и суд сочли не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию банка. Гендиректор ИД «Коммерсантъ» Андрей Васильев не исключает, что глава консорциума «Альфа-Групп» Михаил Фридман дал четкое указание разорить или купить «Коммерсантъ». "Альфа" говорит, что иск чисто экономический: "За каждое слово надо отвечать"
"«Мы с теми, кто нам доверяет» - так звучал рекламный лозунг «Альфа-Банка», запущенный в телеэфир сразу после летнего банковского кризиса. Подтекст был очевиден - кто не с нами, тот против нас. «Против» оказался ИД «Коммерсантъ», который в среду проиграл суд банкирам.
По данным самого банка, во время кризиса «недоверчивые» вкладчики сняли со своих счетов в «Альфа-Банке» около 250 млн. долларов. Банк решил поделиться убытками с клиентами, введя 10-процентную комиссию за досрочное снятие денег, и со СМИ, которые освещали происходящее. В начале июля на страницах «Коммерсанта» появилась статья «Банковский кризис вышел на улицу» - о штурме отделений «Альфа-Банка» перепуганными клиентами.
Ущерб от появления этой публикации юристы Альфа-Банка оценили в 11 млн. долларов (320,7 млн. рублей, из них 20,7 - непосредственные убытки, а 300 - репутационный вред). В среду суд обязал "Коммерсантъ" опубликовать опровержение материала и выплатить банку компенсацию - 320,5 млн. рублей. Это самый крупный в истории России иск к СМИ. Хотя для Альфа-Банка он не первый. В июле 2003 года банк выиграл судебный процесс у издателя газеты «Версия» - ЗАО «МАПТ-Медиа» и журналиста Олега Лурье. Суд обязал ЗАО «МАПТ-Медиа» и журналиста Лурье опубликовать опровержение данных сведений и возместить моральный ущерб истцам. Сумма иска составила 7,5 млн. рублей.
Иск был подан в связи с публикациями о совершении Петром Авеном и Михаилом Фридманом тяжких преступлений (об их участии в организации транзита наркотиков из Юго-Восточной Азии через Россию в Европу).
"Статья написана не по-товарищески" "Я доволен тем, что наша судебная система осознает груз ответственности, который ложится на СМИ», - так прокомментировал ГАЗЕТЕ решение суда член совета директоров Альфа-Банка Александр Гафин. Гендиректор ИД "Коммерсантъ" Андрей Васильев пообещал, что решение суда будет опротестовано. Ранее Васильев рассказывал ГАЗЕТЕ: "После выхода статьи в печать мне позвонил Петр Авен (президент Альфа-Банка. - ГАЗЕТА) и сказал, что она написана не по-товарищески. При этом фактуру не оспаривал. Иногда мне кажется, что они сами хотят использовать этот иск, чтобы набрать очков в Кремле».
Политическую версию подачи иска не исключают и эксперты. Как заявил ГАЗЕТЕ замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, она вписывается в контекст отношений владельца «Коммерсанта» Бориса Березовского с Кремлем. По его мнению, речь может идти о смене собственника издания. Хотя экономическую версию (желание вернуть потерянные деньги) он тоже не исключает.
Александр Гафин категорически отрицает, что иск был подан для последующей покупки «Коммерсанта»: «Лет пять назад мы много кредитовали газету, в залоге у нас находился пакет ее акций. Мы не заинтересованы в ее покупке, просто за каждое слово надо отвечать».
"С рогами, так с рогами" У главного акционера «Коммерсанта» Бориса Березовского - другая версия происходящего. По его мнению, подоплекой иска стала, с одной стороны, обида Фридмана на фотографов «Коммерсанта», с другой - оказание услуги Кремлю, не заинтересованному в независимости издания. Как заявил ГАЗЕТЕ Березовский, полтора года назад «Коммерсантъ» опубликовал фотографию Михаила Фридмана, где он выглядел не лучшим образом. Банкира, по версии Березовского, это очень задело, и он прислал в редакцию несколько респектабельных фотографий, попросив публиковать его в таком виде. «Меня тоже рисуют чертом с рогами, но я же не звоню в редакции и не прошу публиковать меня в шляпе, чтобы скрыть рога. С рогами, так с рогами, - говорит Березовский. - Этот иск показывает представления господина Фридмана о СМИ». Говоря о возможной политической подоплеке судебного разбирательства, Березовский не уточнил, была ли это инициатива самого Фридмана или банкира об этом попросили.
Сами справятся Березовскому не раз поступали предложения о продаже акций «Коммерсанта». По словам предпринимателя, они исходили от посредников Кремля и некоторых предпринимателей. Предложения остаются в силе, но отказываться от акций Березовский пока не собирается. В то же время предприниматель отказался отвечать на вопрос, готов ли он оказать «Коммерсанту» финансовую помощь, если в этом возникнет необходимость: «Имеющиеся у меня данные по финансовой отчетности «Коммерсанта» позволяют говорить о том, что он в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно». Но в "Коммерсанте" на финансовую поддержку Березовского рассчитывают. По словам Андрея Васильева, "у "Коммерсанта" довольно много средств, и акционеры у нас - не бедные люди". Поэтому он уверен, что конфликт с Альфа-Банком не приведет к разорению ИД "Коммерсантъ".
СПРАВКА
В исковом заявлении Альфа-Банк привел фрагменты текста, которые, по мнению истцов, не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию банка: "Отделения Альфа-Банка осаждали сотни вкладчиков".
"Вчера (6.07.2004 года. – ГАЗЕТА) впервые с начала кризиса на межбанке серьезные проблемы открыто появились у двух крупных ритейловых банков - Альфа-Банка и Гута-Банка". «Как сообщил вчера "Ъ" источник в банке, там "работал только расчетный центр".