У «Транснефти» появились свободные экспортные мощности
"
Государственная трубопроводная компания «Транснефть» стала очередным подтверждением неэффективности госрегулирования и госмонополии в каких бы то ни было сферах экономики. Президент компании Семен Вайншток сообщил вчера, что в настоящее время «Транснефть» обладает избыточными экспортными возможностями в объеме более 13 млн. тонн в год. Постоянно увеличивая мощность трубопроводов на уже существующих маршрутах, компания не открывает новые – в результате при нехватке транспортных возможностей на восточном и северном направлениях образуется «профицит» на юге и западе.
Семен Вайншток сообщил, что в следующем году «Транснефть» сможет увеличить экспортные возможности с 240 до 255 млн. тонн в год, «если нефтяные компании обеспечат такие поставки нефти». Пока, по его словам, темпы роста добычи замедляются, и по итогам 9 месяцев этого года фактический прием нефти в трубопроводную систему оказался ниже заявленного нефтяными компаниями на 14 млн. тонн. В числе компаний, недопоставивших сырье в систему «Транснефти», оказались «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», ЮКОС и «Славнефть». Главу «Транснефти» такая ситуация удивляет, поскольку сдерживающего фактора, связанного с развитием инфраструктуры, по его словам, уже нет.
Однако нефтяников, похоже, интересуют не столько количественные, сколько географические показатели возможностей «Транснефти» – а в этом направлении никакого развития пока не происходит. Проект восточного нефтепровода Тайшет–Находка с возможным ответвлением на китайский Дацин застрял в недрах Минприроды, которое проводит его экологическую экспертизу. Северный нефтепровод, который соединил бы месторождения Западной Сибири и Баренцево море, вообще существует пока только на словах. Впрочем, Семен Вайншток ожидает от правительства решений по этим проектам уже до конца года.
Если Минприроды согласует ТЭО нефтепровода Тайшет–Находка, его строительство может начаться уже через четыре месяца после этого. При этом, по словам главы «Транснефти», ввод трубы в эксплуатацию будет осуществляться поэтапно. Сначала будет построен участок нефтепровода от Тайшета до Сковородина с возможным ответвлением на Дацин, а также нефтеналивной терминал в Находке. В этом случае уже через 3,5 года после начала строительства нефть между этими пунктами будет перевозиться по железной дороге. При этом сырье для загрузки трубы в объеме около 24 млн. тонн в год на первом этапе предполагается поставлять с уже освоенных месторождений Западной Сибири. Это, по мнению Семена Вайнштока, активизирует геологоразведку и разработку месторождений в Восточной Сибири, что позволит впоследствии довести мощность трубопровода до 80 млн. тонн в год.
Кроме того, правительство должно определить источники финансирования строительства – по расчетам, восточный нефтепровод обойдется «Транснефти» более чем в 16 млрд. долл. До сих пор высказывались самые различные предложения – от привлечения частных российских и государственных зарубежных инвестиций до использования средств Стабилизационного фонда. По словам Семена Вайнштока, будет принят некий «симбиоз решений».
О конкретных сроках ввода в эксплуатацию северного нефтепровода, а тем более его стоимости и источниках финансирования, пока говорить не приходится – по словам главы «Транснефти», ТЭО проекта будет готово только через 10 месяцев. Предполагается, что «труба», рассчитанная на Западную Сибирь и Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию, начнется в районе Сургута и закончится около мыса Святой Нос или мыса Б. Румяничный в Баренцевом море. Пропускная способность системы может составить до 50 млн. тонн в год.
Глава «Транснефти» пообещал, что не остановит транспортировку нефти опальной компании ЮКОС, которая сейчас не в состоянии оплачивать услуги трубопроводной компании денежными средствами. По словам Семена Вайнштока, за октябрь ЮКОС рассчитался с «Транснефтью» 400 тыс. тонн нефти. «Сколько нефти ЮКОС отдаст за транспортировку в последующие месяцы, пока неясно и будет зависеть от конъюнктуры цен», – сказал он. В настоящее время «Транснефть» ищет возможности реализовывать полученную от ЮКОСа нефть на внутреннем рынке. Для этого Семен Вайншток обратился в Федеральное агентство по энергетике с просьбой выбрать компанию, которая будет заниматься реализацией черного золота «Транснефти».