Несмотря на пиковые цены на нефть, “Транснефть” в III квартале столкнулась с проблемой загрузки своих трубопроводов. По версии монополии, нефтяные компании просто не смогли наращивать добычу так же быстро, как “Транснефть” строит нефтепроводы. Но нефтяники не хотят резко наращивать добычу, пока нет новых экспортных маршрутов
"
Государству принадлежит 75% “Транснефти” (100% голосов). В 2003 г. компания транспортировала около 400 млн т нефти, из них на экспорт – 207,5 млн т, в том числе в дальнее зарубежье – 169,5 млн т. Ее выручка по международным стандартам за 2003 г. составила 114,16 млрд руб., чистая прибыль – 30,56 млрд руб. Добыча нефти в России в 2003 г. составила 421 млн т.
Уже несколько лет нефтяники жалуются, что их планы по увеличению добычи сдерживает лишь недостаток экспортных мощностей. “Транснефть” на это отвечает, что строит новые трубопроводы ускоренными темпами. За последний год она увеличила мощность экспортных нефтепроводов почти на 30 млн т, в основном за счет направлений “Дружба” и Балтийской трубопроводной системы. В декабре 2004 г. монополия планирует расширить “Дружбу” еще на 6,9 млн т, а в 2005 г. — увеличить свои пропускные способности еще на 16%.
Но оказалось, что транспортная монополия перестаралась, и теперь ее экспортные трубопроводы стоят недозагруженными. Как рассказал “Ведомостям” вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев, в III квартале у компании появились свободные экспортные мощности в размере 270 000 баррелей в сутки (13,3 млн т в пересчете на год). По его словам, не был полностью загружен трубопровод “Дружба” (на отрезке Унеча — Мозырь избыток мощности в пересчете на год — 2 млн т), по которому нефть поступает в Германию, Польшу, Чехию, Венгрию и Словакию. Избыток мощностей также наблюдался на участке Самара — Лисичанск, откуда нефть поступает в Одессу и украинский порт Пивденный (4,5 млн т), а также в трубопроводе Омск — Павлодар (6,8 млн т). Аналитик Brunswick UBS Максим Мошков оценивает упущенную выгоду “Транснефти” от недозагрузки экспортных направлений примерно в $10 млн за квартал.
Сергей Григорьев говорит, что “Транснефть” до сих пор никогда не сталкивалась со столь существенным избытком экспортных мощностей. По его словам, глава монополии Семен Вайншток уже доложил об этой проблеме президенту Владимиру Путину на совещании в начале октября. По версии “Транснефти”, виновниками сложившейся ситуации являются нефтяные компании, которые наращивают добычу более низкими темпами, чем компания строит свои трубы. “В итоге эти трубы пустуют, так что все обвинения в наш адрес о сдерживании экспорта необоснованны”, — заверяет Григорьев.
Большинство чиновников с доводами “Транснефти” согласны. “Профицит экспортных направлений — лучший аргумент против тех, кто говорит о том, что добыча сдерживается инфраструктурой. А также против желающих передать магистральные трубопроводы в частные руки”, — убежден представитель Минпромэнерго Станислав Наумов. Нефтяникам же он советует “лучше выстраивать логистику”. А сотрудник Минэкономразвития отмечает, что нефтяники постепенно снижают темпы роста добычи. По прогнозу министерства, в этом году производство нефти в России увеличится на 7,5-8% по сравнению с 11% в 2003 г. Но президент Института энергетической политики Владимир Милов полагает, что в этом виновато государство, изымающее в бюджет более “90 центов с каждого доллара, заработанного нефтяниками”.
Многие эксперты отмечают плохое взаимодействие чиновников, “Транснефти” и нефтяников при формировании экспортных графиков. Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров напоминает, что летом “Транснефть” уже сталкивалась с недозагрузкой БТС после ее расширения, говорит Нестеров. Тогда новые объемы заранее не были внесены в экспортный график, а потом нефтяники отказывались от дополнительных квот в этом направлении.
А нефтяники уверяют, что избыток экспортных мощностей, на который жалуется “Транснефть”, скоро исчезнет. “Нефти хватает, просто чтобы перестроиться на новый маршрут, нужно время, — говорит представитель "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский. — Со временем нефтяники перекинут объемы на "Дружбу" и Лисичанск, ведь это в любом случае дешевле железнодорожных перевозок”. В то же время Красовский напоминает, что нефтяные компании больше всего нуждаются в новых экспортных маршрутах, которые позволят им выйти на рынки азиатских стран и в США. А представитель другой крупной нефтяной компании добавляет, что “без новых направлений не будут разрабатываться новые месторождения, в частности в Восточной Сибири”.
Чиновники же пока не могут принять окончательного решения о том, стоит ли прокладывать новые экспортные маршруты и в каком направлении. Так, Минпромэнерго предложило направить часть средств стабилизационного фонда на строительство Восточного нефтепровода мощностью 80 млн т, по которому нефть предполагается поставлять из Тайшета в тихоокеанскую бухту Перевозная, а далее — в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагаемая стоимость проекта — от $15,4 млрд до $16,4 млрд. Но в Минэкономразвития сомневаются, найдется ли для этой трубы нефть в необходимых объемах, ведь месторождения в Восточной Сибири почти не разработаны. Гораздо более реалистичным чиновники считают проект Западная Сибирь — Баренцево море мощностью 50 млн т в год, откуда нефть сможет уходить в США. “Транснефть” оценивает этот проект в $5,6-6,2 млрд и считает его более удачным, чем ранее предложенный нефтяниками маршрут в Мурманск.