Похоже, расследование недавнего покушения на сотрудницу городского наркологического диспансера может привести к реанимации закрытых уголовных дел. Тех самых, по которым проходили начальник петербургского управления фармацевтическими предприятиями Татьяна Богданова и президент ООО «Балтик секьюрити сервис» Эльчин Рзахан-оглы Захрабеков, которого с недавних пор зовут Эдуардом. Учитывая, что «БСС» неоднократно упоминалась в связи с покойным авторитетным петербургским предпринимателем Константином Карольевичем Яковлевым, которого в определенных кругах иначе как Костей-Могилой и не именовали, следователи могут встретить на своем пути самые неожиданные фигуры.
Подорву тебя, а потом себя
История с адскими машинками в подъездах петербургских наркологов описывалась уже неоднократно. Взрывом, прогремевшим 27 августа в доме 58 по улице Замшина, была смертельно ранена заместитель начальника медицинской части городского наркологического диспансера Лариса Артюховская. Начиненная шариками от подшипника безоболочная бомба мощностью в 500 граммов в тротиловом эквиваленте оторвала женщине обе ступни, и пострадавшая скончалась от потери крови по дороге в больницу.
В тот же день аналогичное устройство, но на 200 граммов «тяжелее», было обнаружено у подъезда дома 48, корпус 4, по улице Тельмана, где проживал главный врач ГНД, одновременно главный нарколог по СЗФО 53-летний Сергей Тихомиров. Следует, наверное, напомнить, что немногим ранее после нескольких покушений, в том числе и с взрывами, был вынужден уйти со своего поста предшественник Тихомирова - Леонид Шпиленя. Вроде бы налицо был факт двойной попытки покушения... Но учитывая, что в день гибели Артюховской главврач обнаружил устройство сам, а уход Шпилени был ему явно на руку, опера заподозрили неладное.
Вскоре их догадки подтвердились. Уже 5 октября Тихомиров и еще несколько человек были сначала задержаны, а потом и арестованы по подозрению в убийстве Артюховской. 13 октября им было предъявлено обвинение. Самым же интересным во всей этой взрывчатой истории оказалось наличие среди обвиняемых генерального директора ООО «Кредо-Мед» Марата Дрейзина. Пару лет назад его фамилия, наряду с Захрабековым, упоминалась в связи со скандальной историей по поводу лицензирования деятельности на лекарственном рынке. И что характерно, закончилось тогда все взрывом одной и обнаружением другой (!) самопальной адской машинки. Причем пострадавший тогда Вадим Стожаров прямо обвинял в покушении на него именно Дрейзина!
Согласитесь, совпадения почти невероятные. В любом приличном издательстве детектив с подобной интригой наверняка приняли бы на ура. Однако жизнь зачастую оказывается загадочнее любых боевиков, что на примере тесно переплетающихся дел Стожарова - Дрейзина и возникшего чуть позже Захрабекова - Богдановой видно чрезвычайно наглядно.
Призрачная взятка
Согласно версии обвинения, господин Дрейзин был замучен постоянными проверками Лицензионной палаты, которые закончились приостановлением лицензии «Кредо-Мед» и обращением в Арбитражный суд по поводу ее аннулирования. Помочь решить эту проблему якобы вызвался директор загадочного «Северо-Западного качества и управления медицины» Анатолий Гоманович. От его имени в фирму прибыл некто Алексей Дмитриев и попросил 12 тысяч долларов в качестве взятки для Стожарова, являвшегося, кстати, бывшим преподавателем Дрейзина.
После конфиденциальной беседы со Стожаровым Дрейзен передал Дмитриеву 5 тысяч баксов. Тут же Дмитриева, Гомановича, а потом и Стожарова взял УБЭП. Тем не менее дело быстро развалилось. Поскольку Стожаров никаких денег напрямую не получал, а остальные задержанные не являлись госслужащими, факт получения взятки как таковой отсутствовал. Хотя институт Гомановича являлся официальным экспертом Лицензионной палаты, о чем, как сообщали СМИ, был подписан соответствующий договор. Но без факта передачи денег Стожарову доказать ничего не удалось.
Соответственно, вышли сухими из воды и все остальные. Хотя следователи попытались привлечь их за мошенничество, это дело также развалилось. Ведь с точки зрения действующего законодательства, бизнесмен Дрейзин имеет полное право подарить 5 тысяч баксов любому понравившемуся ему молодому человеку.
Тем не менее скандал заставил некоторых повнимательнее приглядеться к персоне господина Дмитриева. Как удалось выяснить нашим коллегам, сей приятный, по словам очевидцев, молодой человек предпочитал выезжать на дело на «Тойоте», которую ему доверил сотрудник БСС Вагиф Имамов. По слухам, еще одну доверенность, на сей раз на трехсотый «Лексус», выдала Дмитриеву супруга президента той же компании.
Далее события начали раскручиваться в неожиданном направлении. Ни с того ни с сего сразу у нескольких медицинских фирм начались проблемы с лицензиями, и несколько из них перестали существовать. По слухам, опасность нависла и над «Кредо-Мед» с «БСС» (которое вопреки названию занималось не охранным, а лечебно-аптечным бизнесом). Однако их дела, напротив, шли в гору. Зато брата господина Стожарова неизвестный застрелил из пистолета, а сам он, как уже упоминалось выше, был ранен бомбой, установленной у его подъезда.
Сыграли ли эти трагические события какую-либо роль в потере интереса лицензионщиков к некоторым компаниям - понять трудно. Зато, напомним, уцелевшая жертва открыто обвиняла в своих несчастьях бывшего ученика. Что же касается похожего устройства, обнаруженного двумя неделями раньше у квартиры и.о. председателя петербургского комитета по здравоохранению Владимира Жолобова, учитывая, что, по слухам, мнения обоих заминированных по ряду вопросов, связанных с лицензированием, отличались весьма кардинально, возникло предположение: нет ли инсценировки. Типа, Стожарова решили всерьез предупредить, чтобы не болтал лишнего, а Жолобова просто припугнули для напускания тумана. Почерк, согласитесь, характерный и встречающийся нечасто.
Верни миллион!
Что же касается господина Захрабекова, то он, не проходя по делу о взрывах, оказался на скамье подсудимых по обвинению в «причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Проходящая по тому же делу Татьяна Богданова обвинялась в злоупотреблении должностными полномочиями, поскольку подготовила для «БСС» документ, незаконно дающий право на получение льгот по арендной плате.
Речь шла о льготах для фирм, занимающихся розничной торговлей льготными лекарствами, чем «БСС» тогда не занималась. В результате Комитет по управлению городским имуществом льготы предоставил, а город якобы недополучил 1 582 242 рубля 00 копеек за аренду помещений на Невском, 82, Большом, 8/4, Малом, 12 и улице Жуковского, 11.
Правда, в итоге суд честную компанию оправдал. Похоже, петербургская Фемида решила, что, выдавая документы Захрабекову, госпожа Богданова ни сном ни духом не предполагала возможности их использования для получения льгот. Более того, явно несущественным богине правосудия показалась и проблема наличия либо отсутствия лицензий на розничную торговлю. Тем не менее очень хочется спросить уважаемых судей: как все-таки обстоит дело с полутора миллионами? Они вообще в природе не существовали? Если были, то куда делись? А коли достопочтенный суд признает за отельными бизнесменами право класть в свой карман сотни тысяч казенных рублей, то пусть, по крайней мере, признает это официально.
Жизнь после Могилы
До сих пор многочисленные скандалы вокруг «БСС» совершенно не мешали процветанию компании, которой, судя по всему, прежняя городская администрация обеспечила всяческие привилегии в торговле льготными лекарствами. Более того, последние выборы в Законодательное собрание позволили говорить об изрядном усилении ее политического лобби. Ведь партнеры Захрабекова по «Балтик секьюрити сервис» Станислав Васильев и Валерий Линецкий еще в 1995 году учредили ООО «Бриз» совместно с авторитетнейшими бизнесменами Константином Яковлевым и Денисом Волчеком. А последний, как известно, с триумфом прошел в Мариинский дворец, став там лидером фракции жириновцев.
И жить бы теперь непотопляемым фармацевтам да радоваться, однако с середины прошлого года ситуация изменилась. Сначала неизвестные киллеры отправили в мир иной Константина Яковлева, а пять месяцев спустя сменился караул в Смольном. Пришедшая туда команда заявила о необходимости избавить Петербург от имиджа криминальной столицы. И кое-где даже перешла от слов к делу.
Новый порядок сразу отразился на работе правоохранительных органов. Если дела о покушении на Вадима Стожарова и убийстве его брата так и канули в ведомственных сейфах, то взрыв Ларисы Артюховской расследуется, напротив, очень быстро. Пока из наших героев по нему предъявлено обвинение лишь Дрейзину. Однако есть все основания предполагать, что им дело не ограничится. Уж больно непростые отношения связывают петербургских фармацевтов и слишком похож стиль убийц Артюховской на работу покушавшихся на Стожарова. Да и прикрытие в виде «параллельных» бомб перед подъездами Жолобова и Тихомирова, казалось, организовывал один и тот же специалист.
Похоже, кое-кто почувствовал грядущие перемены и стремится побыстрее спрыгнуть с накренившегося корабля фармацевтических либералов. Иначе с чего бы это большинству депутатов мариинской фракции ЛДПР хором выходить оттуда, всячески открещиваясь от господина Волчека, но при этом демонстрируя полную лояльность к Жириновскому?