Бесславно губернатор Шаманов покидает региональную политическую авансцену. Из него не получилось ни твердой руки, ни крепкого хозяйственника, ни лоббиста-тяжеловеса. Генерал Шаманов – великолепный служака, полезность которого российская властная вертикаль почему-то категорически отказалась сегодня признавать.
Шаманову указали на дверь. Генсовет “Единой России”, в которой ульяновский губернатор состоит с января 2003 года, порекомендовал генералу снять свою кандидатуру с губернаторских выборов, назначенных на 5 декабря. Нет никаких сомнений в том, что Шаманов не пойдет против партии – можно биться об заклад, что и в этом случае он предпочтет вновь придерживаться генеральной линии. Тем более, как сообщается, Шаманову уже подыскали высокую должность в Москве.
Вообще, это по-нашему: неудачников с некоторых пор принято не выставлять далеко за ворота большой политики, а давать им вполне приличные посты. Например, ссылать президентскими полпредами в Сибирь или ставить у штурвала какого-нибудь загадочного министерства.
Губернатору Шаманову, по некоторым данным, приготовили место то ли в Министерстве чрезвычайных ситуаций, то ли в Совете Безопасности РФ. В любом случае, надо полагать, боевого генерала, которому довелось выручать страну на разных фронтах, в обиду не дадут…
Можно с полной уверенностью констатировать: губернаторская эпоха одиозного генерала завершилась. После себя он оставил разрушенную область – с долгами, разоренными предприятиями, развалившейся по швам энергетикой и проворовавшимися чиновниками. Ему не удалось обессмертить себя в глазах электората. Разве прославленный генерал не оказался типичным чиновником, откровенно заискивающим перед президентом Путиным и кремлевской челядью, которая по статусу оказалась выше его, Шаманова, в этой многоступенчатой системе? Разве не он браво козырял своей принадлежностью к “единороссам”? Разве не Шаманов направо и налево раздавал обещания, которые вскоре же поспешил забыть?..
Помнится, в ночь на 25 декабря 2000 года, когда еще шел подсчет голосов, но было уже ясно, что новым губернатором Ульяновской области станет Владимир Шаманов, генерал заявил следующее: “С местной прессой, прямо и откровенно скажу, предстоит детально разобраться”. Журналисты – это конек генерала. На протяжении всех четырех лет он настойчиво затаскивал пишущую братию в суды, а одну из наших коллег руками послушной Фемиды едва не отправил на лесоповал…
У генеральской эпохи в Ульяновске есть одна отличительная особенность. Это неприкрытый цинизм. Цинизм во всем – как в обещаниях, так и в поступках. “Принцип честной игры” – это не про него. Шаманов по сути никогда не был до конца честен с электоратом. Даже считанные дни назад, когда кремлевская машина “зажевала” его кандидатуру, губернатор все еще продолжал говорить о том, что прошедшие четыре года ушли на “расчистку завалов”, а лучшие времена – еще впереди. А на площади перед областной администрацией тем временем собирались пикеты, люди разворачивали транспаранты и призывали Шаманова уйти в отставку. В ответ он с телеэкрана заученно твердил – не уйду, не дождетесь, за мной - второй срок. По человеческим соображениям, это некрасиво, по политическим – нелепо.
Он не будет баллотироваться на второй срок, потому что Кремль глазами вышколенной “Единой России” уже успел косо посмотреть на него. Генерал обязательно отзовет (если еще не успел этого сделать) из избиркома свое уведомление о намерении участвовать в губернаторских выборах. Он сделает это потому, что привык, как ни банально звучит, быть элементом, частью, винтиком большой системы. Он служил этой системе в Чечне, он служил ей в Ульяновске. Служил системе, а не людям, вот он – камень преткновения…
Неужели Шаманов не понимал, что область зашла в тупик? Неужели не видел, что значительно подрастерял доверие людей, которые еще совсем недавно голосовали за него, искренне надеясь на обещанные порядок, перемены и надежность? Близорукость – не лучшее качество для политического функционера. Если же видел, то почему не принял решение добровольно, самостоятельно, а не по чьей-то рекомендации, покинуть занимаемый пост?
Принятие этого тяжелого, но смелого решения, наверное, не принесло бы Шаманову финансового капитала и не повлияло бы лучшим образом на дальнейший карьерный рост. Но это решение – из другой системы ценностей. Оно могло бы показать Шаманова в совсем ином ракурсе – ракурсе порядочного человека…