"Смерть Романа Цепова породила вопросы. Список тех, кто пришел с ним проститься, эти вопросы множит
Романа Цепова называли живой легендой «бандитского Петербурга». Отныне он просто легенда. Экспертиза показала, что смерть директора охранного предприятия «Балтик-Эскорт», одного из самых влиятельных местных бизнесменов, наступила в результате отравления сильнодействующим лекарством, применяемым при лечении лейкемии. Роман Цепов лейкемией не страдал и от нее не лечился. Уголовное дело возбуждено по статье «умышленное убийство».
Внезапная кончина 42-летнего предпринимателя объявлена загадочной, расследование не обещает быть скорым и легким. Вероятно, мы никогда не узнаем, кто и за что убрал Романа Цепова. Но факты биографии, былые связи авторитетного охранника позволяют строить догадки.
До последнего времени Роман Цепов был известен лишь в петербургских кругах - деловых, политических и криминальных. Широкой общественной публике его открыли «Московские новости». В статье «Час мародера» корреспондент «МН» рассказывал об энтузиастах, взявшихся посредничать в торге ЮКОСа с государством. В их ряду фигурировал и некий персонаж, чьи имя и фамилия тогда мало кому были ведомы. Акционерам ЮКОСа он представился как «силовик из Питера». Сообщил о своей близости к начальнику путинской охраны Виктору Золотову и заместителю руководителя президентской администрации Игорю Сечину. Намекнул, что главным его доверителем выступает сам Путин. После наведения справок и погружения в биографию непрошеного посредника (а это был Роман Цепов) выяснилось: при определенных условиях он действительно может быть тем, за кого себя выдает. Но в рамки газетной статьи, посвященной грядущему дележу активов ЮКОСа, не вмещались подробности, позволявшие более обстоятельно рассказать о Романе Цепове и его связях. Теперь появился повод.
Роман Цепов родился в Ленинграде. По окончании школы работал слесарем на Ижорском заводе. Потом служил во внутренних войсках МВД. Никто точно не знает, какое образование он получил (по некоторым данным, диплом был куплен). Точно так же нельзя сказать, сам ли Цепов оставил службу в органах МВД (источники в петербургской милиции утверждают, что в конце 80-х его оттуда уволили за нарушения законности и злоупотребления).
В 1992 году Цепов создал частное охранное предприятие «Балтик-Эскорт», сотрудники которого охраняли в том числе жену тогдашнего петербургского мэра Людмилу Нарусову и его дочь Ксению. Охрану же самого Собчака обеспечивал командированный в Петербург из Москвы офицер ФСО Виктор Золотов. Он же, по некоторым данным, помогал Цепову (тот стал совладельцем уже нескольких предприятий) в его коммерческой деятельности. Покровительством мэра и его заместителей (одним из них, как известно, был Владимир Путин) Цепов тоже не пренебрегал: «Балтик-Эскорт» получил монопольные права на оказание охранных услуг приходившим в Петербург круизным судам и гастролировавшим в Северной столице звездам шоу-бизнеса.
У Цепова и Золотова в ту пору сложились доверительные отношения. Именно Золотов посоветовал Цепову открыть охранное предприятие, первоначальный капитал которого был сколочен из так называемых сахарных денег. Сотрудники «Балтик-Эскорта» обеспечивали получение, перевозки и сохранность черного нала при расчетах за якобы поставленный сахар. На самом же деле выручка шла от продажи «излишков» цветных и редкоземельных элементов петербургскими предприятиями оборонки.
По данным Северо-Западного РУБОП и оперативных подразделений ГУВД, Цепов и его партнеры были связаны взаимными сделками с ведущими криминальными структурами Санкт-Петербурга (в том числе с тамбовской, малышевской и казанской группировками). Сделки касались операций с недвижимостью, приватизацией промышленных и торговых предприятий, проводимой тогдашней администрацией города.
В 1994 году Цепов был задержан и помещен в СИЗО. Формально - за незаконное хранение и ношение оружия. Реальный же повод для заключения под стражу был иным: глава «Балтик-Эскорта» вместе с Михаилом Мирилашвили (он же - Миша Кутаисский) собирал дань с местного игорного бизнеса и за хороший откат обеспечивал организаторам казино выдачу лицензий. Находясь в СИЗО, Цепов получил с воли сигнал: будешь много болтать - живым не выйдешь. Он не назвал ни одного имени. В итоге был вызволен и вскоре на время исчез, уехав по фальшивому паспорту в Чехию.
Количество оперативных материалов, по которым Цепов проходил в качестве фигуранта, давало повод для возбуждения как минимум нескольких уголовных дел. Но, как сообщалось в одном из служебных рапортов, «наличие существенных связей у Цепова является непреодолимым препятствием». Впрочем, там же и отмечалось, что для некоторых лиц, с которыми Цепов находится в тесных отношениях, он «в любой момент может стать «отработанным материалом», если эти отношения приобретут явно компрометирующий характер». Возможно, именно так и случилось.
Когда Роман Цепов предлагал ЮКОСу свои посреднические услуги, козыряя именами, какие всуе не поминаются, до конца ему верить, казалось, нельзя. Хотя, как утверждали осведомленные люди, Цепов никогда не терял контакт с «силовиками из Питера». По крайней мере, с теми из них, кто сейчас составляет влиятельную кремлевскую группировку. Но об уровне и качестве его связей с Золотовым, Сечиным, а возможно, и с Путиным еще три месяца назад приходилось писать, тщательно выбирая выражения. То была область догадок. Теперь же весь Петербург увидел, с какими почестями провожали в последний путь директора охранного предприятия. Его похоронили как героя. С автоматным салютом. На Серафимовском мемориальном кладбище, где покоятся защитники блокадного Ленинграда. Рядом с могилами погибших моряков «Курска». Довелось увидеть и тех, кто присутствовал при отпевании. Там, в Князь-Владимирском соборе, были начальник службы президентской охраны Виктор Золотов, начальник Главного управления собственной безопасности МВД Константин Ромодановский, начальник Главного управления МВД по Северо-Западному федеральному округу Андрей Новиков и все высшие чины петербургской милиции.
А на кладбище были приглашены только родные и самые близкие. Горсть земли на крышку гроба бросил и Виктор Золотов. "