"В марте будущего года Украину ожидают парламентские выборы, к которым сейчас готовятся все политические партии Украины.
Из 450 депутатов Верховного совета 225 избираются в общегосударственном многомандатном округе по пропорциональной системе с 4-процентным барьером, а 225 — по территориальным одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства в один тур.
Партии номенклатурно-олигархического «центра»
Украина, как и Россия, — страна победившего административно-криминального капитализма с олигархической системой правления. Правящий класс на Украине — номенклатурно-бюрократическая олигархия, в персональном отношении на 90% состоящая из старой советской партийно-комсомольско-административно-хозяйственной бюрократии и на оставшиеся 10% — из «новых украинцев».
В отличие от России, где «центристские» номенклатурно-олигархические партии консолидировались вокруг президента и завершают процесс своего организационного слияния, на Украине номенклатурно-олигархический «центр» сейчас раздроблен. Главная причина — Леонид Кучма по конституции не имеет права баллотироваться на третий срок на предстоящих в 2003 г. президентских выборах, а его «преемник» пока не определен.
Такая же ситуация была в России в 1998-1999 гг., когда за наследие «Нашего дома — России» и звание будущей «партии власти» боролись «Отечество», «Вся Россия», «Голос России» и т.д., пока осенью 1999-го не появился фаворит олигархии — блок «Медведь».
На сегодня собственно номенклатурно-олигархический лагерь на Украине представляют:
1. Блок «За единую Украину», название которого журналисты сократили до «За еду». Другое журналистское название того же блока — «Тундра» (сокращение из слов «Трудовая Украина», «народные демократы», «Регионы», аграрии).
В этот блок, самый близкий к президенту Кучме, объединились две партии днепропетровского номенклатурно-олигархического клана — «Трудовая Украина» Сергея Тигипко и Леонида Деркача и НДП Валерия Пустовойтенко, основная партия донецкого клана — Партия регионов Украины (ПРУ) Николая Азарова, а также Аграрная партия Украины (АПУ) Михаила Гладия — партия сельскохозяйственной олигархии (в основном — бывшие директора колхозов, ставшие собственниками). На днях к блоку присоединилась Партия промышленников и предпринимателей премьер-министра Анатолия Кинаха. Блок пользуется поддержкой главы президентской администрации Владимира Литвина. Антикучмистская оппозиция подозревает, что именно В.Литвин (брат которого недавно возглавил госкомитет охраны границ) будет назначен в 2003 г. «преемником» Л.Кучмы. В.Литвин и А.Кинах, возможно, возглавят список кандидатов от блока «За еду».
На парламентских выборах 1998 г. НДП, тогдашняя официальная «партия власти», получила 5,01% по общегосударственному многомандатному округу, остальные ее нынешние союзники не преодолели 4-процентного барьера.
Социологи расходятся в определении электорального потенциала блока «твердых кучмистов», давая ему от провальных 3% до почетных восьми и от 20 до 60 мандатов в мажоритарной половине парламента.
2. Планируемый блок «Единство», который предполагается в составе партии «Единство» киевского мэра Александра Омельченко, партии «Демократический союз» Владимира Горбулина (давнего друга Кучмы; ранее эту партию возглавлял другой сподвижник президента — Александр Волков) и правого крыла Селянской партии Украины (СелПУ) Сергея Довганя (левое крыло той же партии во главе с экс-спикером Верховного совета Александром Ткаченко уходит к коммунистам).
Ни «Демсоюза», ни «Единства» в 1998 г. еще не существовало, а селяне выступали тогда в блоке с Соцпартией Александра Мороза.
Ныне политологи сулят «Единству» (блоку или отдельной партии А.Омельченко, если блок не состоится) от 3 до 5%.
3. Социал-демократическая партия Украины (объединенная) Григория Суркиса и Виктора Медведчука. Про СДПУ(о) кто-то справедливо сказал, что она «не социал-демократическая, не партия, не Украины и не объединенная». Реально это киевский финансово-промышленной клан, который называют еще «динамовской партией», так как Г.Суркису принадлежит киевский футбольный клуб «Динамо». СДПУ(о) поддерживает в настоящее время Кучму и Кинаха, но имеет собственные амбиции. На будущих президентских выборах СДПУ(о) готова поддержать главу Совета национальной безопасности Украины (СНБУ) Евгения Марчука — если Е.Марчук пообещает пост премьер-министра В.Медведчуку. Сам В.Медведчук, не будучи этническим украинцем, обычно не рассматривается как кандидат в президенты.
На парламентских выборах 1998 г. СДПУ(о) получила 4,01% голосов. Предполагается, что не меньше (или даже больше) будет и на этих выборах — в особенности если первое место в списке кандидатов займет известный футболист Андрей Шевченко, которого с этой целью собираются специально выписать из Италии, где он до недавнего времени играл за клуб «Милан».
4. Партия зеленых Украины (ПЗУ) Виталия Кононова, которая находится несколько на периферии «кучмистского» лагеря (но, впрочем, входит в кабинет Кинаха).
В отличие от российского «Кедра» (партии чиновников Санэпидемнадзора), ПЗУ начиналась действительно как партия настоящих экологистов-неформалов, но потом была оседлана «новыми украинцами» средней руки. Часть прежнего актива отделилась от ПЗУ и создала Зеленую партию Украины (ЗПУ), члены которой в парламенте входят во фракцию «Яблоко».
На парламентских выборах в 1998 г. ПЗУ собрала 5,43%, но на президентских выборах 1999-го В.Кононов получил только 0,29%. Однако эксперты считают электорат ПЗУ стабильным и дают ей от 5 до 8%.
5. «Блок Юлии Тимошенко» — опальное крыло олигархии (часть бывшего «большого» днепропетровского клана, некогда расколовшегося на сторонников и противников Кучмы). Блок создан вокруг партии «Батькивщина» экс-вице-премьера Ю.Тимошенко, а точнее — вокруг лично «леди Ю», которая слывет также «единственным мужчиной в украинской политике» и тем самым противопоставляется своему бывшему начальнику по кабинету министров — Виктору Ющенко.
Личное обаяние и одновременно политическая неопределенность взглядов «леди Ю» позволяет блоку расчитывать на часть традиционного электората как левых, так и правых, как русскоязычных восточных украинцев, так и западных националистов. Опросы населения и экспертизы политологов дают Ю.Тимошенко от 4 до 10%.
Национал-бюрократы и националисты
1. Национально-ориентированное крыло бюрократии представлено группой экс-премьера Виктора Ющенко, в основном беспартийной (сам В.Ющенко ранее состоял в НДП), а также «западенским» (галичанским) административно-экономическим кланом, имеющим позиции не только в Галичине, но и в Киеве.
В бытность премьер-министром В.Ющенко выплатил задолженности по пенсиям и зарплатам, что сделало его популярным политиком (в том числе в восточных областях) и потенциальным кандидатом в наследники Л.Кучмы. Благодаря его поддержке Юлии Тимошенко удалось сильно ограничить корыстный произвол днепропетровского, донецкого и киевского кланов (что и привело сначала к изгнанию из кабинета «леди Ю», а потом и к смещению самого В.Ющенко).
Помимо несомненных успехов в экономике, В.Ющенко известен также попыткой запретить русские вывески в русскоязычном Крыму и имеет устойчивую репутацию «подкаблучника», верно следующего руководящим указаниям своей второй жены-американки. В период недавнего противостояния президента Кучмы и лево-правой оппозиции, пытаясь удержаться на посту премьера В.Ющенко ронял свою популярность изъявлениями «сыновней» любви к «отцу нации» Л.Кучме при одновременной дружбе с опальной Ю.Тимошенко и лидерами право-националистического крыла оппозиции.
После смещения с поста главы кабинета (голосами президентских номенклатурно-олигархических фракций и коммунистов) В.Ющенко создал блок «Наша Украина», в который на правах младших партнеров вошли как многочисленные мелкие националистические партии, так и национал-демократы и национал-либералы — в общей сложности не менее 15 партий. Олигархия опомнилась и попыталась вновь переманить В.Ющенко к себе, посулив ему первое место в списке блока «Тундра», но тут экс-премьер проявил твердость (или злопамятность).
Блок ставит своей целью выйти на парламентских выборах на первое место — с тем, чтобы впоследствии выдвинуть В.Ющенко на пост президента. Однако популярность экс-премьера после отставки снижается, и скорее у его блока есть шансы завоевать второе место (после коммунистов). Эксперты предсказывают «Нашей Украине» от 15 до 25% голосов и почти все мажоритарные мандаты в пяти западных областях.
2. Умеренные украинские националисты представлены рядом партий, из которых наиболее известны Конгресс украинских националистов (КУН) Ярославы-Анны Стецко — прямой наследник «бандеровского» крыла Организации украинских националистов (ОУН), а также Украинская республиканская партия (УРП) Левко Лукьяненко и Украинская консервативная республиканская партия (УКРП) Степана Хмары.
В 1998 г. блок «Национальный фронт» (КУН, УРП и УКРП) получил непроходные 2,71%, но добыл себе пять мандатов в мажоритарных округах (3 из них — КУН). Ныне «куновцев» взяли в блок «Наша Украина», но номенклатурная верхушка блока третирует их как «маргиналов» и будет только рада, если они обидятся и уйдут из блока.
Не взятым к Ющенко УРП и УКРП ничего не оставалось, как примкнуть к блоку Юлии Тимошенко.
3. Радикальные украинские националисты — это «Державная самостийность Украины» (ДерСУ) Романа Коваля, Социал-националистическая партия Украины (СНПУ) Ярослава Андрушкива и УНА-УНСО Андрея Шкиля. Фактически это фашисты и полуфашисты.
На выборах 1998 г. ДерСУ и СНПУ, составившие блок «Меньше слов», вместе получили 0,17%, а выступавшая отдельно УНА-УНСО — 0,4%. Хотя национал-радикалы высказывали свою поддержку Виктору Ющенко, в блок «Наша Украина» их не взяли. Они не представляют серьезной электоральной силы, хотя и способны провести в Верховный совет 3-4 депутатов по мажоритарным округам в западных областях Украины.
Демократы и либералы
1. Ветеран украинской политики «Рух» начинался как широкое демократическое движение, включавшее в себя всех противников советского коммунизма на Украине — от львовских националистов до харьковско-днепропетровской «Демократической платформы в КПСС». С тех пор «чистые» (вненациональные) демократы и либералы «Рух» покинули, а сам он эволюционировал в сторону украинского национализма и раскололся на три части: «Рух-1» Геннадия Удовенко (все еще национал-демократы, более или менее независимые от «партии власти»), «Рух-2» Юрия Костенко (национал-демократы, вставшие на довольствие галичанской национально ориентированной бюрократии) и «Рух-3» Богдана Бойко (прагматики, всегда готовые поддержать центральную «партию власти»). Часть «Руха-1» во главе с Тарасом Чорновилом (сыном погибшего Вячеслава Черновила) перешла весной этого года в национал-либеральную партию «Реформы и порядок» (ПРП).
На парламентских выборах 1998 года тогда еще единый «Рух» В.Черновила получил 9,4%. На президентских выборах 1999 у Юрия Костенко было 2,17%, а у Геннадия Удовенко — 1,22%.
Ныне два первых «Руха» с большим трудом договорились о воссоединении и вошли вместе с украинскими националистами в блок «Наша Украина» В.Ющенко.
«Рух-3» Б.Бойко в союзе с парой карликовых партий выступает под названием блока «Народный Рух Украины», дезориентируя таким образом старого руховского избирателя и играя на руку номенклатрно-центристским партиям.
2. Партию «Реформы и порядок» (ПРП) возглавляет депутат Виктор Пынзеник. В бытность вице-премьером во времена президента Леонида Кравчука экономист В.Пынзеник провел «шок без терапии» и положил начало номенклатурной приватизации, за что получил славу украинского Гайдара и отчасти Чубайса.
На парламентских выборах 1998 г. ПРП набрала непроходные 3,13%, но провела троих депутатов по одномандатным округам (позже их число удвоилось за счет перебежчиков из «Руха-1»).
При Л.Кучме ПРП была некоторое время младшим партнером «партии власти» и поддерживала президента. В настоящее время ПРП находится в союзе с обоими главными «Рухами» и вместе с ними вошла в блок «Наша Украина».
3. Кроме национал-демократов и национал-либералов на Украине уже два года существует и не национальная либерально-демократическая партия — «Яблоко», возникшее как прямое подражание российскому «Яблоку» Григория Явлинского. Недавно «яблоки» стали выступать за предоставление избирательных прав всем выходцам с Украины и даже заявили, что «не видят ничего невозможного» в избрании бывшего львовянина Г.Явлинского украинским президентом (Явлинский, кстати, говорит по-украински лучше многих украинских политиков).
Предполагается союз с отколовшейся от ПЗУ Зеленой партией Украины (ЗПУ) Ореста Мельникова — но обязательно со словом «яблоко» в названии блока.
Партия имеет некоторую поддержку в городах Восточной Украины, но пока более 3% на парламентских выборах «Яблоку» никто не дает (ни отдельно, ни в блоке с зелеными раскольниками). Нынешняя «яблочная» фракция в ВС, однако, состоит в основом из депутутов-мажоритариев, которые надеются сохранить свои мандаты.
Украинские левые
1. Коммунистическая партия Украины (КПУ) Петра Симоненко.
Уже не коммунисты, но и не социал-демократы — партия провинциальных русскоязычных чиновников преимущественно восточных и южных областей, с опозданием вписавшихся в чиновно-олигархический капитализм. Умеренно левые, имперские националисты (не этнические украинские, а советские) — можно назвать их «украинскими зюгановцами».
На парламентских выборах 1998 г. КПУ получила 24,65% голосов. На президентских выборах 1999-го П.Симоненко получил, по официальным данным, 22,24% в первом туре и 37,7% — во втором.
Весной нынешнего года от КПУ откололась Коммунистическая партия рабочих и селян (КПРС) Александра Яковенко и Владимира Моисеенко (одновременно председателя Всеукраинского союза «За возрождение СССР»). КПРС/«За СССР» способна оторвать у КПУ 1-2%, но вряд ли пройдет в парламент.
Доля левого электората с 1998 г. не уменьшилась, но если и увеличилась — то незначительно. Значит, на грядущих парламентских выборах КПУ почти гарантировано первое место и столь же гарантировано поражение на будущих президентских выборах (скорее всего — опять во втором туре).
2. Прогрессивно-социалистическая партия Украины (ПСПУ) Натальи Витренко. Лево-популистская партия, выступающая за возрождение СССР. На парламентских выборах 1998 г. ПСПУ получила 4,05%, а лично Н.Витренко в 1999 г. на президентских — 10,97%.
На выборах выступает самостоятельно, преодоление 4-процентного барьера возможно, но не гарантировано.
3. Социалистическая партия Украины (СПУ) Александра Мороза.
По западным меркам, это лево-социал-демократическая партия.
На парламентских выборах 1998 г., выступая с прицепом в виде СелПУ, СПУ собрала 8,56% голосов. На президентских выборах 1999 г. А.Мороз получил, по официальным данным, 11,29% (3-е место после Л.Кучмы и П.Симоненко), а на самом деле, может быть, и значительно больше.
В блоке с СПУ, видимо, выступит ряд более мелких партий, в том числе существующая с 1990 г. Социал-демократическая партия Украины (СДПУ), возглавляемая ныне Юрием Буздуганом. На выборах 1998 г. СДПУ Ю.Буздугана получила 0,32%.
Блок А.Мороза проходит, видимо, в Верховный совет, но эксперты вроде бы отмечают падение популярности лидера СПУ.
В новом Верховном совете, как и в старом, скорее всего сложатся два ситуативных большинства: правоцентристское (в составе националистов, демократов разного толка и номенклатурных центристов) и левоцентристское (в составе коммунистов, социалистов и номенклатурно-олигархических фракций). При этом центристские номенклатурно-олигархические фракции, имеющие сейчас более трети мандатов, могут быть несколько потеснены и справа, и слева. "