Газпром» не сможет обеспечивать растущие потребности стран Европы в природном газе. Такое мнение высказал в понедельник представитель Международного энергетического агентства
"ОАО «Газпром» не сможет в будущем обеспечить дополнительные поставки газа в европейские страны, заявил в понедельник глава департамента МЭА по диверсификации Ральф Диккель.
Он особо подчеркнул, что не подвергает сомнению способность российского газового монополиста выполнить уже взятые на себя в рамках долгосрочных контрактов обязательства.
«Опасения касаются новых поставок газа, которые потребуются Европе в будущем, – заявил Ральф Диккель. – Уже введенные в эксплуатацию месторождения «Газпрома» почти выработаны, а для разработки новых потребуются огромные инвестиции».
Диккель предложил несколько путей выхода из сложившейся ситуации. Прежде всего, «Газпрому» следует привлекать к освоению новых месторождений российских и зарубежных частных инвесторов. Кроме того, функционер МЭА советует газовому концерну «подумать над тем, насколько целесообразно экспортировать газ».
Возможно, считает Ральф Диккель, более рентабельным будет увеличение количества производимой из газа электроэнергии и экспорта ее в Европу.
«Сложно комментировать настолько неконкретное заявление, – сообщил «Газете.Ru» представитель «Газпрома». – Ральф Диккель не говорит о конкретных сроках и объемах, он просто заявляет, что когда-то нам не хватит газа».
«Нет никаких объективных оснований говорить о том, что «Газпром» не сможет выполнить свои контрактные обязательства», – заявил представитель компании.
Он пояснил, что в контрактах уже заложен рост потребления. Так, на 2008 год обязательства «Газпрома» по поставкам на европейский рынок составляют 170–205 млрд кубометров газа. Для сравнения, сейчас Европа получает от «Газпрома» около 140 млрд кубометров в год. При этом, как показывает многолетняя практика, максимальные заложенные в контракте объемы почти всегда превышают реальный спрос.
«Гарантией стабильных поставок российского газа в Европу служат его колоссальные запасы», – уверен источник. В качестве примера он привел объем уже заключенных контрактов. По ним в течение более чем 20 лет «Газпром» обязуется поставить на европейский рынок свыше 2,1 трлн кубометров газа, что составляет всего 7% от разведанных запасов «Газпрома».
При этом «Газпром» продолжает комплексно развивать все три составляющие отрасли – прирост запасов, добычу и газотранспортную систему, подчеркнул представитель компании.
Мнение Ральфа Диккеля о том, что «Газпрому» не хватает инвестиций для развития, источник считает неосновательным. «Гарантией достаточного объема инвестиций в компанию служат заключенные долгосрочные контракты на поставку газа», – заявил «Газете.Ru» представитель газового концерна.
Мнения аналитиков по поводу заявления Ральфа Диккеля расходятся. «Странное заявление со стороны уважаемого международного института, – считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Очень сомнительно, чтобы
у «Газпрома» в обозримом будущем возникли трудности с наращиванием добычи».
Во-первых, у концерна есть Заполярное и Штокмановское месторождения, суммарный объем добычи которых к 2010 году должен составить около 190 млрд кубометров газа в год. Во-вторых, «Газпром» может продолжать покупку уже действующих активов.
«Есть миллион способов для «Газпрома» справиться с этой проблемой», – заметил Дмитрий Мангилев.
«Заявление совершенно правильное, – возражает начальник аналитического отдела ИК «Файненшл Бридж» Станслав Клещев. – Заполярное, которое уже пущено, и Штокмановское, для пуска которого необходимо минимум $2 млрд, остаются последними месторождениями, за счет которых «Газпром» может снабжать газом страны Европы».
Для наращивания поставок газа с Заполярного месторождения необходимо достроить Северо-Европейский газопровод, на что требуется еще $6 млрд.
Нельзя забывать и о росте потребления газа внутри России. Из-за него достигнутый прирост добычи вовсе не означает аналогичного увеличения экспортного потенциала.
«Сейчас «Газпром» и государство стремятся к тому, чтобы максимально покрывать внутренний спрос за счет независимых производителей, – рассказал Станислав Клещев «Газете.Ru» – Независимых производителей такое положение, конечно, не устраивает, и насколько долго оно продлится, неизвестно».
Эту точку зрения поддерживает и президент Института стратегического развития ТЭК Владимир Милов. «Полностью согласен с Ральфом Диккелем, – заявил он «Газете.Ru». – Заполярное уже в следующем году выходит на плановый пик добычи в 100 млрд кубометров в год. Одновременно идет быстрое падение добычи на основных месторождениях «Газпрома» – в Уренгое и Ямбурге».
По мнению эксперта, уже в ближайшем будущем «Газпром» потеряет 45–50 млрд кубометров добычи в год. С учетом того, что Штокмановское месторождение, скорее всего, будет ориентировано на экспорт сжиженного природного газа (СПГ), можно утверждать, что увеличить поставки газа в Европу без дополнительных инвестиций «Газпрому» и впрямь будет затруднительно.
Собственных средств «Газпрома» для этого недостаточно, уверен Владимир Милов. В частности, нехватка инвестиций препятствует освоению месторождений Ямала. Есть и трудности с привлечением сторонних инвесторов.
Привлечь инвестиции «Газпрому» мешает непрозрачность структуры использования капитала. «Капитала на рынке полно, – заявил Владимир Милов «Газете.Ru», – но инвесторов сдерживает неуверенность в возможности контроля за своим вложением».
В чем аналитики сошлись, так это во мнении о предложенном Ральфом Диккелем переходе «Газпрома» с экспорта газа на экспорт электроэнергии.
«В России монопольным производителем электроэнергии выступает РАО «ЕЭС России», которому «Газпром» поставляет топливо по регулируемым внутренним ценам, – напоминает Дмирий Мангилев из «ИК «Проспект». – В то же время на экспорт газ идет по ценам рынка.
Поэтому сейчас поставки газа для российского концерна явно выгоднее, чем перепродажа электричества».
«Это сколько же газа нужно сжечь, чтобы обеспечить Европу электричеством? – вторит ему Станислав Клещев из ИК «Файненшл Брижд». – У нас и мощностей-то таких нет».
Скорее всего, считает Дмитрий Мангилев, заявление Диккеля продиктовано его желанием подтолкнуть европейские страны к диверсификации газового экспорта. Глава департамента МЭА по диверсификации по должности обязан предупреждать потребителей газа об опасности чрезмерной зависимости от одного источника поставок.
Кстати, Ральф Диккель – не единственный, кто обращает внимание на рост значения российских поставок для благосостояния Европы. Об этом говорил в понедельник и генсек ассоциации европейских газовых компаний Eurogas Жан-Мари Дево. По его прогнозу, в ближайшие пять лет страны региона сократят добычу газа примерно на 10%, в то время как потребление газа возрастет на те же 10%. Возникшая разница, считает Жан-Мари Дево, будет покрыта за счет поставок российского газа, доля которых в общем объеме потребляемого Европой топлива возрастет с 20 до 30%.
Это не только приведет к росту зависимости европейских стран от России, но и может вызвать рост цен на топливо. Чтобы избежать этого, руководство Евросоюза намерено расширять список поставщиков газа. В частности, конкурентом России на европейском рынке выступает Алжир, доля которого сейчас составляет около 12%.
Российский рынок никак не отреагировал на слова Ральфа Диккеля. Цена акции «Газпрома» в РТС в понедельник не изменилась и составила 59 рублей за штуку.
Зато заявление функционера МЭА услышали в Лондоне. На торгах Лондонской биржи (LSE) ADS «Газпрома» по состоянию на 17.00 по московскому времени подешевели почти на 3%,опустившись к уровню $33.