"Многолетнее наблюдение за Управлением делами президента России привело меня к любопытному выводу: если в этой конторе что-то меняется, то только в сторону глобального увеличения. Растут на глазах масштабы, планы, проекты и, соответственно, суммы — как в рублях, так и в зеленых условных единицах. И неудивительно, что вся эта завхозовская гигантомания магнитом притягивает к себе, мягко говоря, весьма странную публику.
Вокруг П. П. Бородина вертелись такие сомнительные фигуры, как глава «Мабетекса» Паколли, хозяин «Меркаты» Столповских, банкир Пугачев и многие другие. Они были его правыми и левыми руками, и именно эти деятели и довели Бородина до нью-йоркских нар.
Но бог с ними, что было, то прошло, и на смену пришла новая команда. Пришел новый завхоз Кремля, и с ним на Старую площадь вновь хлынула мутная волна мегапрожектов и загадочных помощников, готовых их осуществлять. Но за очень большие деньги.
Из бюджета, естественно.
Who is господин Кожин?
Новый управляющий делами президента Владимир Игоревич Кожин родился в 1959 году в Челябинской области. По окончании школы перебрался в Ленинград, где закончил Электротехнический институт. Защитив диссертацию на тему «Импульсные характеристики высоковольтных транзисторов», Кожин подался на работу в районный комитет ВЛКСМ на должность заведующего отделом. После развала комсомола Владимир Игоревич трудоустроился в НПО «Азимут» и был направлен на стажировку в ФРГ. Вернувшись в Питер, Кожин «увлекся» внешнеэкономическими связями и длительное время подвизался на ниве всевозможных СП, созданных при госпредприятиях. В 1993 году Владимиру Кожину было предложено возглавить Ассоциацию совместных предприятий, а впоследствии и провести съезд предпринимателей, который совпал по времени с расстрелом Белого дома и, соответственно, никакого существенного влияния на российский и зарубежный бизнес не оказал. Но именно тогда Владимир Игоревич понял, что настоящие деньги ему сможет принести лоббирование в России интересов крупных западных фирм и предприятий.
Так, американская компания «Отис Элевейтор» наладила в Питере сборочное производство своих лифтов, но российское правительство обложило американцев невероятными налогами. Чтобы избежать выплаты двух с половиной миллионов долларов НДС «Отису», было необходимо специальное постановление правительства РФ. И вот его-то и пробивал активный Владимир Кожин. А лоббировал он это постановление совместно с заместителем мэра, руководителем комиссии по делам предприятий с иностранными инвестициями Владимиром Путиным. Им сопутствовал успех, и вскоре «Отис» благополучно избавился от налогового бремени. Заметим: может быть, это было и правильно — эффективность в обмен на льготы, но знакомство состоялось.
Следующей компанией, интересы которой «продавливал» Кожин, была небезызвестная «Ротманс Табакко», которую благодаря стараниям той же команды освободили от уплаты налогов на ввоз оборудования. Причем освободили «почему-то» в индивидуальном порядке, в виде исключения.
В 1994 году по рекомендации Путина Владимир Кожин становится руководителем Северо-западного центра управления валютного и экспортного контроля. С этой должности Кожин перебрался в Москву и получил пост в федеральном управлении валютного контроля, а уже оттуда переместился в одно из самых главных кресел страны, возглавив Управление делами президента, став самым главным завхозом страны.
Однако даже на столь высоком посту Кожина нет-нет да и достают отголоски его питерской деятельности периода работы руководителем Северо-западного регионального центра по валютному и экспортному контролю. Так, в начале года стало известно, что до сих пор прокуратурой Санкт-Петербурга расследуется уголовное дело в отношении Кожина и его бывшего главбуха Федоровой, обвиняемых по статьям 170 и 293 УК РФ.
По версии следствия, в июле 1995 года Кожин приобрел в турфирме «Санкт-Петербург-Холидейз» турпутевки в Болгарию для себя и своей жены. Оплата в сумме 3 млн 975 тысяч неденоминированных рублей была произведена за счет Северо-западного регионального центра, которым руководил Кожин. Аналогичной схемой воспользовалась и главбух Федорова. В период пребывания на отдыхе Кожину и Федоровой была начислена зарплата в размере 710 210 рублей. Кроме этого, Владимир Кожин как руководитель Северо-западного регионального центра по валютному и экспортному контролю необоснованно и незаконно получил еще 12 миллионов 710 тысяч рублей в виде премий. По моим сведениям, уголовное дело против Кожина до сих пор не закрыто. Это мелочи, конечно. В «старых деньгах». Но стиль — просматривается.
Ваш выход, маэстро!
У Владимира Кожина, как и у каждого высокопоставленного чиновника, имеются «правые руки» – это его многочисленные официальные замы, но управделами имеет и «левую руку». Этой левой рукой Кожина является весьма странная личность — глава государственного унитарного предприятия «Кремль» Владимир Владимирович Киселев. В узкой среде сотрудников Управления делами Киселева величают не иначе, как «Наш Паколли», проводя аналогию с главой «Мабетекса» — албанским швейцарцем, благодаря действиям которого экс-управделами Бородин попал под следствие.
Биография Владимира Киселева представляет собой бурный поток событий, изобилующий загадочными водоворотами и мутными заводями. Появился в Санкт-Петербурге Киселев еще в начале 80-х, приехав с Западной Украины. А в 1978 году он уже стал художественным руководителем ВИА «Земляне», до этого Владимир Владимирович работал барабанщиком в нескольких ресторанных ансамблях и во всевозможных сельских клубах, пригородных танцплощадках. Десять лет Киселев трудился в «Землянах», но, когда в 88-м году их популярность пошла на нет, Владимир Владимирович покинул группу.
До этого грустного момента Киселев, занимаясь гастрольной деятельностью, плотно сошелся с петербургским авторитетным человеком Александром Малышевым, отсидевшим два срока за убийства.
Александр Иванович Малышев, будучи другом нашего героя, возглавлял одну из крупнейших питерских преступных группировок, именуемую «Малышевской», в которую входили более сотни тех, кого глупые газеты называли боевиками. Существует версия, что Малышев имел самое прямое отношение к «Музыкальному центру Владимира Киселева», который тот создал после ухода из «Землян», и именно на деньги «малышевцев» центр занимался раскруткой таких групп, как «Русские», «Санкт-Петербург», «Пассажиры», и других. По той же версии, предполагается, что именно для легализации «малышевских» денег Владимир Киселев проводил всевозможные фестивали, такие, как «Виват, Санкт-Петербург» и «Белые ночи рок-н-ролла».
В 1995 году Александр Малышев в срочном порядке убыл в солнечную Испанию на постоянное место жительства, а Владимир Киселев начал самостоятельное плавание в мире шоу-бизнеса и политического пиара. Теперь давайте остановимся на основных вехах постмалышевского периода деятельности Владимира Киселева.
Осенью того же 95-го года Киселев и его команда приняли активное участие в «освоении» газпромовских и бюджетных денег, выделенных на предвыборную кампанию в Госдуму черномырдинского блока «Наш дом – Россия».
Официально Владимир Киселев числился руководителем странной организации под названием «Культурная инициатива НДР» и организовывал приезд и агитацию за ЧВСа западных суперзвезд, среди которых были Клаудиа Шиффер, Ева Герцигова, Эм-Си Хаммер, а также целой команды российской попсы.
Самое интересное заключалось в том, что практически никто из участников не имел ни малейшего понятия, за кого они агитировали. Большинство были уверены, что принимают участие в обычных концертах и шоу. На проведение «Культурной инициативы НДР» было потрачено более двух миллионов долларов, проведенных через коммерческие структуры Киселева. Несмотря на значительные финансовые вливания, «Наш дом – Россия» с треском на выборах провалился.
В 1996 году Киселев отметился и в выборах мэра Санкт-Петербурга. Предвыборный штаб Анатолия Собчака возглавлял Владимир Путин. Путин искренне надеялся на финансовую поддержку Конгресса малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, но тут случился неожиданный «облом». Оказывается, за несколько дней до обращения Путина к бизнесменам их уже обошел некто Владимир Владимирович Киселев и, представившись руководителем мифического «Фонда поддержки Собчака», собрал с коммерсантов по две тысячи долларов на предвыборную кампанию популярного мэра. Куда делись эти деньги, остается загадкой до сих пор, а в результате Путин не нашел необходимого финансирования и Собчак проиграл выборы Яковлеву. Хотя, может быть, причина не только в этом.
Как я уже говорил, по устоявшейся российской традиции, каждый кремлевский завхоз должен иметь своего Беджета Паколли. У Владимира Кожина таким Беджетом стал Владимир Киселев, возглавивший при Управлении делами загадочную и всемогущую организацию с пафосным названием «Государственное унитарное предприятие «Кремль».
Эту парочку в администрации президента, учитывая музыкальное прошлое Киселева и первые буквы обеих фамилий, уже окрестили «Дуэт Ки-Ко». И теперь давайте остановимся на некоторых уже осуществленных и только планируемых мегапроектах тандема Кожин – Киселев. Рядом с этими суперхитами новоявленного дуэта действия Пал Палыча Бородина и его команды кажутся скромными детскими шалостями.
Суперхит № 1 «Каток за миллион». Перед Новым 2001 годом на Красной площади усилиями ГУП «Кремль» был залит небольшой по мировым меркам ледовый каток. Москвичи и гости столицы с благодарностью катались на коньках, не подозревая, что ездят они аж по миллиону североамериканских долларов. Такова сметная стоимость этого детища Киселева и Кожина, израсходованная якобы на оборудование и заливку катка.
По нашим же сведениям, основанным на мнениях российских и западных специалистов, вода и прочие предметы, необходимые для подобного увеселительного мероприятия, стоят намного дешевле. Максимальные затраты на такой каток, включая и рекламу, не должны превышать ста тысяч долларов. Куда делись остальные 900 тысяч зеленых, знают только господа Кожин и Киселев. У меня же как у бывшего филолога возникает вопрос: слова «каток» и «откат», случаем, не однокоренные?
Суперхит № 2 «Реконструкция Кремля. Продолжение». По адресу Красная площадь, 5, нашими героями планируется разместить гигантский суперкомплекс «Кремлевский». В этом мегапроекте будет одноименный аукционный дом, музей-отель «Кремлевское подворье» с номерами, оформленными в стиле разных эпох России, федеральный центр драгоценных металлов и камней, а также целый ряд других, не менее громких, но мало нужных учреждений. Этот проект уже сейчас, по предварительным оценкам, «тянет» более чем на один миллиард долларов.
Естественно, тендер на строительство выиграла западная компания (французская фирма «Буиг Батиман»), а Министерство обороны уже готово отдать свои помещения по адресу Красная площадь, 5, за 700 квартир для военнослужащих, стоимость которых составит не менее 28 миллионов долларов. Эти миллионы, впрочем, как и последующие миллиарды, будут выделены из государственного бюджета. То есть на спасательные работы или выплаты дотаций малоимущим денег в бюджете не хватает, а на очередной суперпроект Управления делами президента миллиард-другой зеленых, как всегда, найдется.
А далее все пойдет по давно откатанному пути: гигантский проект – миллиарды – откат – офшор – следствие. Географически это выглядит примерно так: Москва – Нью-Йорк – Женева. Это мы уже видели.
Суперхит № 3 «Кремлевский дворец съездов». Одним из основных проектов команды Кожина – Киселева являются реконструкция и модернизация самой популярной концертно-тусовочной площадки страны – Кремлевского дворца съездов, более известного в народе как КДС.
Учитывая «опыт» Киселева в шоу-бизнесе, его назначили главным консультантом этой реконструкции, которая тут же превратилась в «глобальную перестройку», — ведь наш герой не разменивается на мелкие проекты. На сегодняшний день в КДС планируется полностью изменить интерьер, перестроить основной зал, изменив его акустику, а также приобрести дорогостоящую звуковую и световую аппаратуру. Сам проект перестройки Кремлевского дворца съездов вызывает удивление, так как, по мнению экспертов, для улучшения акустических качеств помещения его надо полностью снести и построить новый. Кроме того, такие достаточно известные музыканты, выступавшие в КДС, как Элтон Джон и Брайан Адамс, утверждают, что акустические и другие концертные возможности у этого зала вполне приличные.
Так зачем же понадобилось Кожину и Киселеву полностью перестраивать главный концертный зал страны? Может быть, здесь дело не в улучшении акустики, а в тендере на строительство и в тех самых многомиллионных средствах, которые будут выделены на проектирование и проведение работ из госбюджета?
ОТКАТанная колея
Вот уж действительно, ничто не ново в этом мире. А особенно в Управлении делами президента и в ГУП «Кремль».
Все идет по обычной дорожке – строятся гигантские объекты, сотни фирм и фирмочек воюют за сладкие бюджетные деньги, сметы невероятного размера подписываются с невероятной быстротой, и по ним тут же выплачиваются опять-таки невероятные деньги. А потом…
Потом, перефразируя Жванецкого: что распределяю, то и имею. Все привычно, ОТКАТано и даже как-то скучновато.
P.S.
В Конституции России Кожина нет. Однако массовые пробки на кольцевой, когда он следует в Переделкино в сопровождении ГИБДД, наряженный в мигалки, есть. "